«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»
статья

Колупаева Людмила Викторовна

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, способность видеть красоту и  гармонию,  но  и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_kolupaeva.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»

                                                            Колупаева Л.В.,

                                                                                  воспитатель МАДОУ д/с №2

                В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, способность видеть красоту и  гармонию,  но  и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам окружающего мира.

        Нас заинтересовала именно проблема воспитания патриотизма в дошкольном детстве.  Началом работы по данной теме стало проведение диагностики выявления уровня сформированности знаний у детей дошкольного возраста о родном крае, его особенностях, предметах народного быта, праздниках, традициях, видах народно-прикладного творчества. Взяв за основу программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы разработали диагностические карты. По результатам проведенного тестирования оказалось, что только 8% дошкольников имеют высокий уровень, 47% - находятся на среднем уровне и 45% - на низком уровне.

Такие данные побудили  нас более глубоко заняться проблемой воспитания патриотизма в дошкольном детстве. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Однако в силу своих возрастных особенностей дети живут настоящим. Поэтому встал вопрос, как соединить прошлое и настоящее, как доступно и на современном уровне познакомить малышей с достижениями культуры, страницами белгородской истории.

        В опыте раскрываются направления работы, позволяющие соединить прошлое и настоящее. Представленная система работы включает разнообразные формы взаимодействия с детьми: игры, беседы, викторины, экскурсии, театрализацию, игры на детских музыкальных инструментах, использование ИКТ, встречи с сотрудниками музея.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности сегодня особенно актуальна, так как наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Вместе с тем проблема патриотического воспитания детей и молодёжи обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной  части  целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

Ведущей педагогической идеей опыта является: создание необходимых условий для формирования патриотических чувств на основе ознакомления детей дошкольного возраста с историей, культурой родного края.

          Работа над опытом охватывает период с сентября 2011 года по май 2013 года и разделена на несколько этапов.

          I этап - начальный (констатирующий) – сентябрь 2011года - ноябрь 2011 года.

         Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня системных знаний об истории, культуре, географических особенностях родного края, чувства любви к своему Отечеству.

          II этап - основной (формирующий) – декабрь 2011 года - март 2013 года.

На формирующем этапе была разработана и внедрена система работы по раскрытию и формированию у ребенка нравственных общечеловеческих качеств личности, приобщению к истокам русской народной культуры, на основе регионального компонента, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

III этап - заключительный (контрольный) – март 2013 года - май 2013 год.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных  методов, приёмов, форм работы  для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта представлен единой системой работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края.

В понимании патриотизма многие авторы исходят из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется,  как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Целью опыта является воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края.

Основные задачи опыта:

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным  краем.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Освоение социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
  4. Расширение представлений детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного  края.
  5. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края.

Для обеспечения воспитательного эффекта по формированию нравственно- патриотических чувств к родному краю, городу в группе создан центр краеведения, где размещены материалы о родном городе Белгороде, дидактические и словесные игры на природоведческие темы и материалы по знакомству с символикой края, города и России, созданы минимакеты детского сада, микрорайона.

Разработан комплексно-тематический план, который включает в себя три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного края.

Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, экскурсии, театрализованную деятельность, чтение художественной литературы, дидактические игры и  др.    

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности.

В работе с детьми использовались большие потенциальные возможности народной музыки. С музыкальным фольклором дети знакомились на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на праздниках и развлечениях. Ребёнок погружается в фольклорный мир, составляет первые впечатления, о его явлениях, обычаях и обрядах. Знакомство с яркой фантазией народа в красочных образах и его праздниках украшает и делает одухотворённой жизнь ребёнка.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Каждый временной цикл заканчивался тематическим праздником или развлечением, которые проводятся на природе.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Следующий  аспект работы -  знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.

Родной город.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

По данной теме проводится целый цикл занятий на разные темы  из истории  города и настоящего  времени. Например «Город у Белой горы», «Из истории Белгорода» и т.д. В доступной форме через экскурсии, прогулки, беседы показывается красота нашего города Белгорода.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы, где раскрывается величие подвига советского солдата. В нашем дошкольном учреждении стало традицией ежегодно выезжать  с концертом в Реабилитационный центр для пожилых людей и инвалидов.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по формированию патриотических и гражданских чувств можно достичь только при условии тесного взаимодействия с семьей. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками образовательного процесса. И здесь важно отметить, что использование метода совместных проектов явилось большим подспорьем для реализации этого раздела.

        Участие семей в выставках, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей, педагогов и родителей в общих делах. Результат совместного творчества способствует развитию эмоций ребёнка, вызывает чувства гордости у детей за свою семью.

        В результате проведенной работы, можно сделать вывод, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям диагностики.

        Результаты итогового анкетирования родителей так же показывают положительную динамику работы в данном направлении: большинство родителей чаще стали с детьми посещать учреждения социального окружения, городские мероприятия, участвовать в образовательной деятельности детского сада.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что представленная система работы способствует воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города».

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого:...