Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

 Важнейший период становления личности – дошкольный возраст, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Однако в силу своих возрастных особенностей дети живут настоящим. Одна из главных задач работы с дошкольниками – формирование у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотических чувств через знакомство с родным краем, Белгородчиной.

  Ознакомление детей с окружающим миром мы осуществляем  через традиции своей социокультурной среды: местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом прививается детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

  Для обеспечения воспитательного эффекта по формированию нравственно патриотических чувств к родному краю, городу в группе создан центр детской активности, где размещены материалы о родном городе Губкине, дидактические и словесные игры на природоведческие темы и материалы по знакомству с символикой края, города и России. Разработан тематический перспективный план, который включает три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города.

  Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д.

  Так как у дошкольников наглядно-образное мышление, использовалась не только художественная литература, иллюстрации. Но и «живые»  наглядные примеры  и материалы (национальные костюмы, старинная мебель, посуда, орудия труда и т. д.) С этой целью проводились экскурсии в музей народной культуры.  А в группе был организован уголок старинного быта, где для ребенка открывалась возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в  подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры.

  В работе с детьми использовались большие потенциальные возможности народной музыки. С музыкальным фольклором дети знакомились на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.

  На занятиях по изобразительной деятельности дети создавали также декоративные композиции  по мотивам народных промыслов Белгородчины.

  Следующий этап работы в направлении патриотического воспитания – ознакомление детей с образом Родины. Для ребенка дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Используются различные формы продукций с изображением матери с ребенком, а также проведение комплексных занятий, праздничных концертов, посвященных Женскому дню 8 Марта, Дню матери.

  Следующий аспект работы – знакомство с малой Родиной, родным городом. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. В доступной форме через экскурсии, прогулки, беседы показывается красота нашего города  Губкина.

  Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Говоря о защитниках нашей Родины. Нельзя оставлять без внимания  и тему Великой Победы. В этой теме раскрывается детям величие подвига советского солдата. Воспитанники с концертом посещали Реабилитационный центр для пожилых людей в рамках празднования Великой Победы.

  Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по формированию патриотических гражданских чувств можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

  В рамках работы с родителями по теме «Растим патриотов» работал семейный клуб.  Занятия семейного клуба включали в себя местные традиционные праздники (праздник русской масленицы, березки и т. д.) Все это дало возможность не только детей приобщить к истории города и своего народа, но и вызвать отклик в сердцах родителей.

Только слаженная работа специалистов ДОУ, имеющая поддержку у родителей, дает главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть ее неотъемлемой частью.

1.Рыбалова И., «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания». Дошкольное воспитание, №6, 2003.

2.Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Вся работа представлена тремя направлениями:совместная деятельность с воспитанниками;взаимодействие с родителями;взаимодействие с социальными институтами села....

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города».

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого:...