«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом».
статья

Валекайте Данутэ Пятросовна

выступление из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 компенсирующего вида»

Валекайте Данутэ Пятросовна

первая квалификационная категория

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

посредством ознакомления с родным городом».

В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Национальная доктрина образования Российской Федерации определила, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование у дошкольников «первичных представлений   о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Таким образом, от педагогов требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. 

Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

 Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

  Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.

Проведя педагогический мониторинг по познавательному развитию, выявила,  что дети имеют поверхностные знания о родном городе и смутные представления о Родине в целом, а результаты анкетирования родителей (законных представителей) показали, что ими не  уделяется  должное внимание проблеме патриотического воспитания детей. В результате этого одной из ведущих задач моей работы стало  воспитание чувства гордости, уважения и любви к родному краю посредством  знакомство с историей, культурой, традициями, достопримечательностями родного города.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно: от более близкого и знакомого - семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - город, страна.

 Задача воспитывать у детей чувство привязанности, к какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Я  рассказываю детям о своих любимых местах в  городе, стараюсь через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места.  Провожу   беседы, например о парке, о памятниках и др. Содержание отбираю сама, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающих беседах «За что я люблю свой город» дети вспоминают то, что о нем узнали. Использую  разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам и тематическим альбомам, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры, прогулки. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.  

Очень важно, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях города, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Затем это осуществляется в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов, подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

Методов, приёмов и технологий по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста  достаточно много. Сегодня я хочу остановить ваше внимание  на    некоторых из них,  которые я применяю в своей работе.

Большим предпочтением  у детей пользуются игры-путешествия, воображаемые ситуации, развивающие игры, лабиринты, схемы и карты города, которые приобщают детей к жизни родного города. На основе краеведческого материала нами были разработаны игры, развивающие познавательную активность детей, например: «Пройди по городу». Нужно пройти определенный путь. Сначала взрослый рисует схему-лабиринт, затем ребенок может самостоятельно придумать условные обозначения и действовать с ними; игра-лабиринт «Дорога в детский сад или домой», «Путешествие по памятным местам» - рассказы по открыткам о достопримечательностях, «Собери карту» - собирание карты города  из частей, «Силуэт» - определение постройки, здания по его контуру.

При ознакомлении с родным городом эффективны дидактические игры. Готовых  дидактических игр о Мончегорске, которые можно было бы приобрести в магазинах, нет, поэтому приходится  изготавливать их самой. Создавая игры, придерживалась требований, которым  они должны отвечать, а именно: отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной для понимания дошкольников; обеспечивать возможность для игры, как отдельного ребенка, так и небольшой группы детей; позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания; быть прочными, красочными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, а наоборот скрывать свою, безусловно руководящую позицию в воспитании.

          Мной были созданы несколько игр: «Как  называется улица?», «Наша Родина – Россия», «Закончи предложение», «Я – экскурсовод», «Фотограф», «Я по городу иду», «Подбери слово».

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Совместно  с учителем-дефектологом реализуем проект «С чего начинается Родина», с целью формирования у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему   городу,  на основе исторических и природных особенностей родного края.  Также ведем совместную работу, направленную на обогащение представлений детей о родном городе на  фронтальных и интегрированных занятиях, развлечениях.   

В рамках проекта использую технологию «Путешествие по «реке времени». Эта технология направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Она позволяет познакомить детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.

Данная технология включается мной в образовательную, совместную, самостоятельную деятельность, проводится с использованием наглядного материала, мультимедийных презентаций.

Каждый момент ознакомления детей с родным городом пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов.

     

Что бы было, если бы на домах не было номеров?

Что бы было, если бы улицы города не убирались?

Что бы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Следует помнить, что проблематизация — это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников. 

Одним из важных моментов в работе по данному направлению является символизация, в процессе которой детям предоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации о родном городе.

          Например, я предлагаю детям подарить нашему городу «Цветок красивых пожеланий». Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, ребенок  говорит свое пожелание, например: «Город Мончегорск, я желаю тебе…». (Процветания, благоустройства, добрых и заботливых горожан, чистого воздуха, солнечных дней, смеха детей, культурного роста, спортивных достижений и т.п.).

Получается  прекрасный букет!

В группе оформлен патриотический уголок, есть мини-музей, различные центры активности,  которые так же помогают мне в работе.

Формирование патриотических чувств у детей проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Именно, родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родители, но и страна. Именно семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей.  

  Совместно с родителями ведется работа по благоустройству группы и участка   создан альбом «Любимый город Мончегорск». Папы, мамы, бабушки и дедушки с удовольствием участвуют в тематических праздниках, проекте «С чего начинается Родина», конкурсах: конкурс рисунков «Мой любимый город», фотоконкурс «Прогулка по парку С.Е. Бровцева», конкурс поделок «Символ города». А также в развлечениях: викторина «Прогулка по городу»,  праздник «Ах, какая осень!» и т.д.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит и от воспитателя и от родителей. Если взрослые поистине любят свой город, свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.  

Я надеюсь, что раскрытый в моем выступлении материал  по знакомству детей с родным городом, помогут вам в деле патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"

Отдел образования администрации Чернянского района        Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста по...

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)

«Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы                                  ...

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."

Формирование патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....