Из опыта работы «Роль русской народной игры в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
методическая разработка по теме

Зубова Лариса Александровна

Здесь предоставлен материал из моего опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_nomer_4.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №43

города Липецка.

Из опыта работы: «Роль русской народной игры в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Воспитатель: Зубова Лариса Александровна.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой  и духовной жизни народа.

Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда – то факты и события.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ.

От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребёнка чувств сопричастности традициям  и духовным ценностям Родины. Одной из таких ценностей является фольклористика. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

В своей работе с детьми я обязательно использую различные формы фольклора: пестушки, потешки, прибаутки, считалки, поговорки, скороговорки, песенки – небылицы. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. В это время я подбирала, выразительно рассказывала потешку, которая помогала установить контакт с ребёнком, вызывали у него положительные эмоции, например:

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок.

Встань, мой Юрочка, или:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий!

Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Для этого использую потешки, которые заставляют детей двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садичь.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания её спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

В потешказ, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что ты так рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

Но большую роль в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеет русская народная игра, которая постоянно используется в моей работе с детьми.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Куриная слепота».

В настоящее время, играя с детьми в русские народные игры, я стараюсь продолжать народные традиции. В этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Русские народные игры становятся заманчивыми, если я использую при этом любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Чтобы выбрать водящего, использую считалки:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Помимо считалок, использую в игре жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Использую их в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды, на примере коротких загадок: «Красное яблоко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т.п..

В некоторых народных играх перед началом применяю с детьми забавные певалки. Например:

Кто засмеётся,

Губа завернётся.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать.

Наблюдая за детьми, хочу отметить, что все дети стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры, который очень часто используется в моей работе с детьми. Например, перед началом все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок,сахарок,

Молчок.

Кони, кони, мои кони.

Мы сидели на балконе,

Чай пили, чашки били,

По – турецки говорили:

Чаб – чаллби, чаб – чаллби!

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри».

А кто первый отомрёт,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т.д..

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому – либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка.

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов играющие меняются уголками ( перебегают  ), а водящий старается занять свободный уголок.

В игре «Ключи» содержание игровых действий аналогично: водящий подходит к игроку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?». Тот отвечает, указывая рукой направление: «там постучи». В это время все меняются местами.

В игре «Жмурки» - водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чём стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, Жмурка ловит.

Также в своей работе использую следующие русские народные игры, любимые детьми:

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

ОБЫКНОВЕННЫЕ ЖМУРКИ

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

КРАСКИ

КОТ И МЫШЬ

ПОЧТА

КОРШУН

МОЛЧАНКА

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

ЗЕМЛЯ - ВОДА – НЕБО

Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ

Таким образом, игра – наиболее доступный для ребёнка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Игра украшает, заполняет яркими событиями детскую жизнь, доставляет радость, способствует развитию всех сторон личности ребёнка.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные танцы как способ формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста."

Статья "Народные танцы как способ формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста." республиканская конференция....

Педагогический совет - деловая игра «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

В данном методическом материале обобщается опыт по формированию патриотических представлений дошкольников через ознакомление с малой Родиной, раскрывается актуальность проблемы патриотического воспита...

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей  и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение  знан...

Педагогическая мастерская "Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко отклик...

Опыт работы по теме: "Проектная деятельность при формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Проектная деятельность при формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Игры в работе по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»1.Дидактическая игра «Герб города» Цель: закрепить представление детей о гер...