Консультация: «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» из опыта работы
консультация (старшая группа)

Наталья Витальевна Сапсуева

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок» город Лесосибирск»

Консультация: «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Выполнила:

воспитатель высшей категории

Сапсуева Н.В.

город Лесосибирск, 2024 год.

«Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Но как воспитать эту любовь?

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс. 

Что такое региональный компонент?

Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая региональное и национальное своеобразие культуры, потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

Что включает в себя региональный компонент?

В региональный компонент входит изучение родной природы, культурного наследия - памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, изучение языка, обрядов, фольклора, народных игр.

В Федерально-образовательной программе дошкольного образования в области формирования основ гражданственности и патриотизма стоят следующие задачи:

- продолжать знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России;

- обогащать представления детей о государственных праздниках;

- обогащать представления детей о малой родине;

- развивать интерес детей к основным достопримечательностям населенного пункта, в котором живут;

- развивать интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями);

- знакомить с названиями улиц, на которых они проживают;

 - поддерживать эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края;

- поддерживать интерес к народной культуре страны и краю (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам)

- воспитывать уважительное отношение к нашей Родине – России.

Целью моей работы является: формирование первоначальных представлений у дошкольников об особенностях родного города и края.

Перед собой я поставила следующие задачи:

- провести анализ использования регионального компонента в образовательной деятельности;

- разработать систему мероприятий, направленных на вовлечение родителей в деятельность по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность;

- систематизировать работу с дошкольниками по изучению регионального компонента.

Содержание нашей работы по региональному компоненту разделен на несколько блоков:

1. Блок «Родная страна»

Содержание данного блока предусматривает знакомство со столицей России, с символикой государства и родного города Лесосибирска. Родители группы оформили герб своей семьи, которые мы разместили в патриотическом уголке. Оформлен уголок «Русская матрешка», которая олицетворяет Россию с ее широкой душой. Матрешка – она же мать, которая символизирует Семью. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. У нас в группе есть девочка по национальности таджичка. Мама девочки сшила костюм на куклу этой национальности.

2. Блок «Красноярск – наш край родной»

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем. Составлен паспорт Красноярского края, который знакомит нас с краем, с его историей, достопримечательностями города Красноярска. Дети могут познакомиться с особенностями растительного и животного мира, названиями рек, протекающих по территории Красноярского края. Созданы совместно с родителями папки: «Красная книга Красноярского края», «Реки Красноярского края», «Соленые и лечебные озёра Красноярского края». Подобраны карточки «Роев ручей».

3. Блок «Лесосибирск - таежный город, в Сибири краше не найти!»

Этот блок посвящен родному городу Лесосибирску. Знакомство города начинается с его символики, экскурсии в детскую городскую библиотеку. Сотрудники библиотеки подготовили для нас мероприятие «Путешествие по городу Лесосибирску». Оформили фотоальбом «Моя семья», где дети могут рассказать про свою семью. Родители активно посещают музеи города: «Маклаковское подворье» и «Музей леса». В группе создали папку «Маклаковское подворье». Совместно с родителями посетили выставочный зал, где мы рисовали сосну – символ семьи. Гальман Анна Ивановна, родительница, провела для детей занятие по теме: «Город мой любимый».

4. Блок «Быт и традиции»

Этот блок направлен на то, чтобы познакомить детей с понятием быт и традиции. Оформлены папки: «Одежда народов Сибири», «Традиции и народы Красноярского края», «Предметы русского быта» - это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Чтобы дети имели представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды сейчас мы реализуем долгосрочный проект: «Русская изба».

В будущем планируем провести исследовательскую работу совместно с родителями по темам: «Культура и искусство родного края» и «Наши земляки, прославившие город Лесосибирск»

Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет - деловая игра «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

В данном методическом материале обобщается опыт по формированию патриотических представлений дошкольников через ознакомление с малой Родиной, раскрывается актуальность проблемы патриотического воспита...

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей  и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение  знан...

Консультация для воспитателей на тему: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»

Консультация для воспитателей на тему: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС» Гром Е.А., , воспитатель,руководитель ТГ «Патриотическ...

Выступление к педсовету на тему: «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детейчрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формированиясознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижени...