Главные вкладки

    «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Уронина Валентина Александровна

      «Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы

                                                                                                                                          должны признать себя случайностями  не знающими, как и

                                                                                                                                          зачем пришли мы в мир,  как и для чего мы живём, как и к чему

                                                                                                                                          мы  должны стремиться.» В. О. Ключевский

     

     

     

    imageЛюбовь к Родине – чувство, которое мало поддаётся измерению. Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Заключается (развивается) оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом педагога входит в жизнь Гражданина. Исследовательская работа.

    Что можно сказать о сегодняшней Мордовии? Наша Республика Мордовия, стала одной из почитаемых Республик России, которая сохранила народные традиции, старинное и песенное искусство, фольклорные образы, народные, красочные костюмы с разнообразием орнаментов, свой национальный язык,  Республика, где создан «Приволжский  Центр финно – угорских народов», где построен свой «Национальный театр оперы и балета», где по крупицам собраны азы народного национального мастерства, стремление через семью, детские учреждения воплотить духовно – патриотические каноны Мордовской земли – являются багажом для работы всех педагогов народной культуры. Мы знаем о том, что бережное отношение к прошлому народа – не только дань уважения, но и непременное условие сохранение его целостности.

    Не случайно замечательный русский историк и писатель Н.М.Карамзин писал:

    «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая: зерцало их бытия и деятельности; многих откровений и правил; зовёт предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

    Нужны ли народные традиции в образовании детей?

    imageЧто такое человек, откуда он пришёл, почему в июне солнце светит так, а в декабре иначе, почему гремит гром – многие из этих вопросов нельзя считать до конца решёнными…Сегодня в век компьютеров, Интернета, полётов в космос трудно представить себе, что деды и прадеды рождались, жили и умирали с первого до последнего дня своей жизни окружённые, как мы сейчас сказали бы, особым культурным полем. Суть всего этого составляет – народные традиции. Да, необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа.

    Песенный и танцевальный, эпический фольклор, образцы прикладного искусства оказывают развивающее воздействие. В любых фольклорных произведениях высвечивается природа, образ жизни, душа народа. Песни, стихи, поговорки, обряды, народные празднования – всё это

    imageокружало человека с тех самых пор, как появилась речь. Люди знали и соблюдали Божьи Заповеди: что хорошо, что плохо, чего боятся, чему радоваться – на всё это народная мудрость давала ответы.  И именно это способствует раннему приобщению ребёнка к национальной культуре, к познанию окружающего мира. Уважение к культуре каждой нации, входящей в многонациональную семью народов России, - важнейший принцип жизни российского общества. Сохранение национальных традиций, культурных ценностей, возможность говорить и читать на родном языке – священное право каждой нации.

    Народная культура – даёт творческий импульс всем педагогам занимающихся воспитанием детей в патриотическом
    направлении. Хорошо образованный педагог – патриот никогда не забудет о своём предназначении.
    Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков открывается только тогда, когда сам педагог
    своим примером показывает всю свою любовь и уважение к своей малой родине, людям живущих на этой земле,
    которые открывают нам завесу времени.
    А как прививать детям чувство любви и уважения к родному краю?
    Наиболее приемлемый вариант – экскурсии в музеи, встречи с заслуженными людьми, составление тематических
    альбомов. В музыкальный репертуар включать национальные мордовские праздники, разучивать танцы, одевать
    народные костюмы и т.д. Однако при всём сказанном необходимо помнить:
    1. Приобщение детей к патриотическому воспитанию следует начинать с раннего дошкольного возраста и
    продолжить работу в детских садах. Образовательные детские учреждения на сегодняшний день возглавляют эту
    воспитательную работу.
    Большим подспорьем для воспитателей в работе является Региональная Программа «Мы в Мордовии живём».
    2. В каком же направлении следует начинать работу? Во-первых, с оформления
    группы элементами прикладного искусства; во-вторых, с обязательного знакомства
    воспитанников с геральдикой Республики Мордовия; в-третьих, в целях
    интернационального воспитания сочетать знакомство с национальной культурой,
    культурой других народов проживающих в республике; в-четвёртых, систему
    непрерывного образования педагогических кадров ввести обязательное изучение
    родной истории и культуры; в-пятых, каждый педагог, занимающийся этой
    работой должен организовать выставки-передвижки, освещающие вопросы национальной культуры и истории.
    Постоянно обогащать эти экспозиции.
    Сохранение национальной культуры для будущего поколения Мордовии – дело государственной важности, потому
    что, нет на земле великих или малых народов, есть многочисленные и малочисленные; они стали такими или другими
    в силу различных , не зависящих от них обстоятельств, управление которыми приходит лишь с социальной новизной.
    В гуманистическое время развития мира, общечеловеческая ценность малочисленных народов будет всё время
    возрастать, потому что, каждый из них несёт в будущее земли людей драгоценные шифры тысячелетий: язык, обычаи,
    навыки своих предков, неповторимый психологический склад.
    Как ценно, когда дети могут общаться и работать с мастерами, получать ремесло из их рук. Именно такому
    педагогу, хранителю традиций, обычаев охотно идущему к детям, занимающему
    активную жизненную позицию открываются детские сердца.
    Используемая литература:
    1. С.Николаева, Л.Павлова «Мордовия: о развитии национальной культуры».
    Д/в №11 – 1989, с. 64-65
    2. «Как научить детей любить Родину» (Пособие для реализации государственной
    программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2008 –
    2013 г.) Москва, 2003 с. 164-165

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по формированию патриотических чувств у детей средней группы при ознакомлении с родным краем

    Наша страна велика, но чувство любви к ней связано с теми местами, где прошло детство. Особенно это актуально в настоящее время, когда  группы в детском саду стали многонациональными. Каждый горо...

    Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой

    Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданствен...