План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"
учебно-методический материал (средняя группа)
Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_g.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175
План работы по самообразованию
Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом»
Разработал: воспитатель
Мотчанова И.П.
2017 – 2018 г
Родина - слово большое, большое!
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Актуальность
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, прекрасные картины природы родного края. Но есть еще и историческая память поколений. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувствследует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Цель: создать условия по формированию нравственно – патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Задачи:
Образовательные задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;
- пополнять активный словарь детей;
Развивающие задачи:
- формировать основы понятия: «Я – иркутянин»;
- расширять и закреплять знания детей о родном городе;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать уважение к труду, людей, живущих в городе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;
- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;
Тема | Формы работы с детьми | Работа с родителями | Сроки выполнения |
«Мой люби-мый детский сад» | Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Экскурсия в кабинет заведующего, прачечную. Чтение стихотворений о детском саде. С/р игра «Детский сад». Труд по уборке листьев на участке. Продуктивная деятельность: выставка детских рисунков «Я люблю свой детский сад». Фотовыставка «Как хорошо у нас в детском саду!» | Придумывание творческого рассказа с ребёнком «Мой любимый детский сад». | Сентябрь |
«Мой район и город, в кото- ром я живу» | Экскурсия с детьми на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям). Беседа по теме. Прослушивание песен о родном городе, чтение стихотворений из журнала «Сибирячок». Изготовление макета микрорайона. Составление альбома о родном городе. С/р игра «Путешествие по городу Иркутску». | Экскурсия родителей с детьми по городу. Рассматривание достопримеча-тельностей, фотографирова-ние детей. | Октябрь |
«Мир людей» | Беседа с детьми о семье «Наша дружная семья», «Поговорим о бабушках и дедушках», «Мои друзья и знакомые», «Что такое хорошо и что такое плохо». ООД «Моя любимая семья». Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка. Игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская». Чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание сюжетных картинок, семейных фотографий | Консультация по теме: «Семейные традиции». Составление словарика по теме для обогащения речи детей. Чтение худож. Литературы. Родительское собрание: «Нравственные ценности». | Ноябрь |
«Город и село» (сравнение) | ООД по теме: «Город и село», «Откуда хлеб пришёл на наш стол». Беседа о труде хлеборобов «Хлеб – всему голова». Прослушивание записей народных мелодий. Чтение: Б.Житков «Что я видел?», С.Михалков «Моя улица», Я.Яким «Отличные, пшеничные». Театрализованные игры «Гости из колхоза». Продуктивная деятельность: рисование «Наша улица вечером», «Сельская улица». Конструирование: «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек». Рассматривание иллюстраций о городе и селе. | Экскурсии по городу, селу (у бабушки в деревне). Наблюдение за пейзажем в городе, селе. Рисование с детьми: «Город и село». Чтение «деревенских» рассказов | Декабрь |
«Транспорт нашего города» | ООД по теме: «Общественный транспорт», «Путешествие к близлежащим достопримечательностям». Чтение рассказов о транспорте: С.Михалков «Шагая осторожно», «Велосипедист», Э.Мошковская «Я тоже буду шофёром» и др. Целевая прогулка по улице, наблюдение за транспортом. Рассматривание картины «Шофёр» из серии «Кем быть?» Д/и «Что нужно для поездки?», «Светофор», «Подбери груз к машине», «Вагончики и пассажиры». П/игры: «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили». Инсценировка с правилами дорожного движения. Досуг «Знай правила дорожного движения». Продуктивная деятельность: конструирование из бумаги разных видов транспорта, рисование «Машина едет по дороге», Самолёты летят сквозь облака» и др. | Наблюдение с родителями за разными видами транспорта. Чтение произведений о транспорте, рисование. Беседа с детьми. | Январь |
«Воинская слава России | ООД по теме: «Защитники Отечества», «Наша армия». Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества» Рассматривание картин с изображениями моряков, пехотинцев, пограничников, танкистов, лётчиков. Чтение: О. Высотская «Мой брат уехал на границу», В.Давыдов «Дозор», М.Исаковский «Навек запомни». Упражнение «Готовлюсь быть солдатом». Продуктивная деятельность: рисование «Портрет папы», аппликация «Открытка папе». Слушание патриотических песен, пение. | Анкетирование родителей: «Воспитать патриота и гражданина». Изготовление атрибутов К играм: «Моряки», «Пограничники», «Пожарники». Поиощь воспитателям в оформлении фотовыставки «Мой папа служил в армии». | Февраль |
«Краса ненаглядная» | ООД «Животные и растения нашего края», «Чудо - чудное, диво - дивное» Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство России» Рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта. Экспериментирование с предметами, изготовленными из бумаги, дерева, пластмассы. Знакомство с дымковской игрушкой, матрёшкой. Продуктивная деятельность: лепка дымковской игрушки, рисование «Весёлые матрёшки». Д/игра «Из чего я сделан?» | Консультация «Воспитание у детей любви к родному краю». Наблюдение за пейзажем в разное время года. Составление книжки-малышки «Диво дивное, чудо - чудное». | Март - апрель |
«Наша Родина-Россия» | ООД «Страна, в которой мы живём» Рассказ о Российском флаге. Беседа «Я люблю тебя, Россия!», «Россия – нет её дороже» Чтение стихотворения. М.Матусовского «С чего начинается Родина?» Объяснение пословиц о Родине. Пение частушек, разучивание народных игр. Продуктивная деятельность: рисование «Моя Родина», пластилинография «Флаг России» Рассматривание иллюстраций «Россия – великая страна» Д/игра «Хорошо-плохо», «Какое слово лишнее?» Итоговая игра-викторина «Знатоки Иркутска» | Целевые прогулки по родному городу, рассматривание достопримеча-тельностей города, построек, сооружений. Чтение произведений о Родине. | Май |
Литература для изучения:
- Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». М, 1992г.
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991г.
- Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?», М., 1991г.
- ДыбинаО.В. «Рукотворный мир. Сценарии игровых занятий для дошкольников», М.: Сфера, 2001г.
- Житков Б. «Что я видел?»
- КондрыкинскаяЛ.А. «С чего начинается Родина?», МТЦ Сфера, 2003г.
- КомратоваН.Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет», М.,2007г.
- Малышева А.Н. «Аппликации в детском саду», Ярославль, 2002г.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду», М,1982г.
- ЧирковаС.В. «Родительские собрания в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Воспитания нравственно - патриотического чувства у детей - это будующие России....
Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданствен...
"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города"
Приоритетное направление к образовательной программе....
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города».
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого:...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»
Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...