План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"
учебно-методический материал (средняя группа)

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_g.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175

План работы по самообразованию

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом»

                                                                                    Разработал: воспитатель

                                                                                    Мотчанова И.П.

2017 – 2018 г

Родина -  слово большое, большое!

 Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

 Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Актуальность

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

 Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, прекрасные картины природы родного края. Но есть еще и историческая память поколений. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувствследует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Цель: создать условия по формированию нравственно – патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Задачи:

Образовательные задачи:

- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;

- пополнять активный словарь детей;

Развивающие задачи:

- формировать основы понятия: «Я – иркутянин»;

- расширять и закреплять знания детей о родном городе;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- воспитывать уважение к труду, людей, живущих в городе;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;

- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;

Тема

Формы работы с детьми

Работа с родителями

Сроки выполнения

«Мой люби-мый детский сад»

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Экскурсия в кабинет заведующего, прачечную.

Чтение стихотворений о детском саде.

С/р игра «Детский сад».

Труд по уборке листьев на участке.

Продуктивная деятельность: выставка детских рисунков «Я люблю свой детский сад».

Фотовыставка «Как хорошо у нас в детском саду!»

Придумывание творческого рассказа с ребёнком «Мой любимый детский сад».

Сентябрь

«Мой район и город, в кото-

ром я живу»

Экскурсия с детьми на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям). Беседа по теме.

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихотворений из журнала «Сибирячок».

Изготовление макета микрорайона.

Составление альбома о родном городе.

С/р игра «Путешествие по городу Иркутску».

Экскурсия родителей с детьми по городу. Рассматривание достопримеча-тельностей, фотографирова-ние детей.

Октябрь

«Мир людей»

Беседа с детьми о семье «Наша дружная семья», «Поговорим о бабушках и дедушках», «Мои друзья и знакомые», «Что такое хорошо и что такое плохо».

ООД «Моя любимая семья». Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка. Игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская». Чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихотворений.

Рассматривание сюжетных картинок, семейных фотографий

Консультация по теме: «Семейные традиции».

Составление словарика по теме для обогащения речи детей.

Чтение худож. Литературы.

Родительское собрание: «Нравственные ценности».

Ноябрь

«Город и село» (сравнение)

ООД по теме: «Город и село», «Откуда хлеб пришёл на наш стол».

Беседа о труде хлеборобов «Хлеб – всему голова».

Прослушивание записей народных мелодий.

Чтение: Б.Житков «Что я видел?», С.Михалков «Моя улица», Я.Яким «Отличные, пшеничные».

Театрализованные игры «Гости из колхоза».

Продуктивная деятельность: рисование «Наша улица вечером», «Сельская улица».

Конструирование: «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек».

Рассматривание иллюстраций о городе и селе.

Экскурсии по городу, селу (у бабушки в деревне). Наблюдение за пейзажем в городе, селе.

Рисование с детьми: «Город и село».

Чтение «деревенских» рассказов

Декабрь

«Транспорт нашего города»

ООД по теме: «Общественный транспорт», «Путешествие к близлежащим достопримечательностям».

Чтение рассказов о транспорте: С.Михалков «Шагая осторожно», «Велосипедист», Э.Мошковская «Я тоже буду шофёром» и др.

Целевая прогулка по улице, наблюдение за транспортом.

Рассматривание картины «Шофёр» из серии «Кем быть?»

Д/и «Что нужно для поездки?», «Светофор», «Подбери груз к машине», «Вагончики и пассажиры».

П/игры: «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили».

Инсценировка с правилами дорожного движения.

Досуг «Знай правила дорожного движения».

Продуктивная деятельность: конструирование из бумаги разных видов транспорта, рисование «Машина едет по дороге», Самолёты летят сквозь облака» и др.

Наблюдение с родителями за разными видами транспорта.

Чтение произведений о транспорте, рисование.

Беседа с детьми.

Январь

«Воинская слава России

ООД по теме: «Защитники Отечества», «Наша армия».

Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества»

Рассматривание картин с изображениями моряков, пехотинцев, пограничников, танкистов, лётчиков.

Чтение: О. Высотская «Мой брат уехал на границу», В.Давыдов «Дозор», М.Исаковский «Навек запомни».

Упражнение «Готовлюсь быть солдатом».

Продуктивная деятельность: рисование «Портрет папы», аппликация «Открытка папе».

Слушание патриотических песен, пение.

Анкетирование родителей: «Воспитать патриота и гражданина».

Изготовление атрибутов К играм: «Моряки», «Пограничники», «Пожарники».

Поиощь воспитателям в оформлении фотовыставки «Мой папа служил в армии».

Февраль

«Краса ненаглядная»

ООД «Животные и растения нашего края», «Чудо - чудное, диво - дивное»

Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство России»

Рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта. Экспериментирование с предметами, изготовленными из бумаги, дерева, пластмассы.

Знакомство с дымковской игрушкой, матрёшкой.

Продуктивная деятельность: лепка дымковской игрушки, рисование «Весёлые матрёшки».

Д/игра «Из чего я сделан?»

Консультация «Воспитание у детей любви к родному краю».

Наблюдение за пейзажем в разное время года.

Составление книжки-малышки «Диво дивное, чудо - чудное».

Март - апрель

«Наша Родина-Россия»

ООД «Страна, в которой мы живём»

Рассказ о Российском флаге.

Беседа «Я люблю тебя, Россия!», «Россия – нет её дороже»

Чтение стихотворения. М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

Объяснение пословиц о Родине.

Пение частушек, разучивание народных игр.

Продуктивная деятельность: рисование «Моя Родина», пластилинография «Флаг России»

Рассматривание иллюстраций «Россия – великая страна»

Д/игра «Хорошо-плохо», «Какое слово лишнее?»

Итоговая игра-викторина «Знатоки Иркутска»

Целевые прогулки по родному городу, рассматривание достопримеча-тельностей города, построек, сооружений.

Чтение произведений о Родине.

Май

Литература для изучения:

  1. Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». М, 1992г.
  2. Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
  3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991г.
  4. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?», М., 1991г.
  5. ДыбинаО.В. «Рукотворный мир. Сценарии игровых занятий для дошкольников», М.: Сфера, 2001г.
  6. Житков Б. «Что я видел?»
  7. КондрыкинскаяЛ.А. «С чего начинается Родина?», МТЦ Сфера, 2003г.
  8. КомратоваН.Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет», М.,2007г.
  9. Малышева А.Н. «Аппликации в детском саду», Ярославль, 2002г.
  10. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду», М,1982г.
  11. ЧирковаС.В. «Родительские собрания в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданствен...

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города».

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого:...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...