Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ
    статья (старшая группа) по теме

    статья. обобщение опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prilozhenie_no_17.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ  

    Юрина Раиса Осиповна

    с.Любимово

    В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». Патриотическое воспитание на современном этапе – неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

          Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, своё село, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

           Ведь именно от того, каким предстанет  перед дошкольником его родное село, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

          Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, своё село? Достаточно ли хорошо знаю его?

           Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к селу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым селом.

          Проанализировав свои знания о нашем селе, а также результаты диагностики педагогов, родителей и детей, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном селе  с другой стороны.

          Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей  Родины через ознакомление с родным краем.    

         Для достижения этой цели я решала следующие задачи:

    - организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музей, макет детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.

    - формировала любовь к родному селу, интерес к прошлому и настоящему села Любимово.

    - знакомила с достопримечательностями Любимово, развивала желание как можно лучше узнать своё село.

    - развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, селу.

    - воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.

    - воспитывала бережное отношение к селу, природе,  памятникам. Побуждала детей сохранять красоту села  для будущих поколений.

           При построении системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:

    Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

    Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

    Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

    Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом культуры,  школой; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу;  а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями села Любимово (с его малой Родиной).

             Для реализации системы работы разработала перспективный план. Вся работа рассчитана на три этапа и начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.

            Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней , в старшей и подготовительной  группах.

           Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией,  улицами прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное  отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности  (конструирование, аппликация, рисование, лепка).  

            Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно». Как приятно слышать из уст ребенка:  «Это мы вместе нарисовали». Затем мы в группе оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу  рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.

             На этом же этапе происходит знакомство с русской  народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, украшают сарафан, раскрашивают деревянную ложку. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой,  поют народные песни, играют в игры народного характера (Ворон, хороводная игра Дружочек, Солнышко-колоколнышко, Ах -вы сени); инсценируют русские народные сказки, потешки. Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор…).

           В результате дети средней группы свободно могут ориентироваться в своем микрорайоне.

    • Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, села, с удовольствием готовятся к ним.

    • самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.

             На втором этапе в старшей группе закрепляем знания полученные детьми в средней группе, а так же    знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «Моё село», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в селе».

           В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «Мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.

           На занятия по ознакомлению с природой нашего села  дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии.  В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.

            Мы  проводили вместе с родителями тематические вечера о поэтах родного края, с чтением их стихов, викторины «Знатоки Любимово»,  развлечения «Мама, папа, я – дружная семья», «На завалинке»- досуг основанный на фольклоре.

           Работа по воспитанию патриотизма становится более  эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

           В работе с детьми  подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, была поставлена задача сформировать у них более точные  и полные представления о своем селе, его достопримечательностях, ведущих профессиях села, о своей малой Родине, как неотъемлемой части нашей страны – России.

    Один из немногих мини- музеев, созданных нами совместно с родителями- это музей « Хлеб- всему голова!». Мы с малышами побывали в поле, где видели труд хлебороба. С какой любовью и гордостью механизаторы рассказывали о важности своей профессии! И с каким удовольствием дети угощались мягким, хрустящим хлебом- только что из печки. В качестве экспонатов в этот музей дети принесли стихи, загадки, рассказы, книги про хлеб, изделия из муки, поделки из макарон. Очень трогательно смотрелся букет из колосков пшеницы.

    «Куклы наших бабушек». Цель этого мини- музея была познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки. В этом музее было большое разнообразие кукол: фарфоровые, тряпичные, соломенные, бумажные, деревянные и многие другие. На презентации проекта под названием « Моя любимая игрушка» родители рассказывали интересные истории, связанные с куклами, игрушками из своего детства.

    Большую помощь оказали  опять-таки родители в оформлении мини-музея «Наша Родина - Россия». Мини-музей привлекает ребенка к данной теме своей  доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.

             В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересными людьми.  На таких встречах дети много интересного узнают о людях труда, о профессиях. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.

           Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо села, поэтому необходимо поощрять деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, села. (это участие в конкурсе рисунков к Дню села, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс «Сторона моя, сторонушка», не маловажным  является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).

           Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает  рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему , воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

             Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей  явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.          Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и села. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)

    «Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы                                  ...

    Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

    Из опыта работы  Проектный метод в решении задачи ознакомления дошкольников с культурой народов мира...

    Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой

    Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданствен...