Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
проект (подготовительная группа) по теме

Масленникова Людмила Витальевна

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx24.01 КБ
Файл proekt_1_diagnostika.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

на тему:

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края»

Подготовила: воспитатель

Людмила Витальевна Масленникова

г.Октябрьский, РБ

2017г.

Актуальность. Экологическое состояние нашей планеты требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.

Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в природе, осознание того, что человек ни властелин природы, а её часть и выходец.

Психологи и педагоги утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства в семье и дошкольном учреждении. Прежде всего, ребенок должен понять, как нужно вести себя, чтобы сохранить природу, и почему не имеет право нарушать закономерности природы.

В основе экологического воспитания лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
«Организм и среда» — взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
«Человек и среда» — взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

Цель и задачи экологического образования дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;

— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры, по моему глубокому убеждению, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.

В связи с вышеизложенным была выбрана тема проекта: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

Тип проекта:

Практико-ориентированный

Цель проекта:        формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи проекта:

1) формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

Экологические знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

-Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.

-Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.

-Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

-Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

2) развитие познавательного интереса к миру природы;

3) формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

4) воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

5) формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Участники проекта: проект разработан для детей 6-7 лет.

Сроки реализации проекта: 6 месяцев

  Ожидаемые результаты: 

1) Расширены, углублены знания о природе родного края.

2)Сформировано осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам. 

Этапы осуществления проекта:

1) Подготовительный этап:

Диагностика.

 Отображение цели и задач проекта.

Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

2) Практический этап - реализация проекта: ООД, беседы, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, создание ситуаций нравственного характера, игровая деятельность, экскурсии, природоохранные акции.

3)Итоговый:

Диагностика.

Презентация проекта.

План реализации проекта:

Вид деятельности

Название

1.

ООД

Познавательное развитие

«Мой край Башкортостан»  

«Красная книга Башкортостана»

«Что мы знаем о пчелах»

«Поющий родник» (с использованием методов наглядного моделирования и экспериментирования) 

2.

ООД

Речевое развитие

 «Природа Башкортостана» (с использованием мнемотехники – алгоритм рассказывания)

3.

ООД

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Уральские горы»

Аппликация: «Пчела»

Лепка (техника барельеф): «Башкирский лес»

4.

беседы

«Человек и природа»

«Лес – наше богатство»

«Животные Башкортостана»

«Птицы Башкортостана»

«Башкирская пчела»

«Растения Башкортостана»

«Лекарственные растения Башкортостана»

 «Поход в лес»

«Как сохранить природу»

5.

Виртуальные экскурсии (с использованием ИКТ)

«Мурадымовское ущелье»

«Пещера Шульган – таш»

«Иремель горы», 

«Озеро Кандры – куль»

 «Озеро Аслы – куль»

6.

экскурсии

«Парк Нефтяников»

«Озеро Комсомольское (Банное)»

7.

КВН

«Дикие животные нашего края»

8.

Акции

«Кормушка»

«Скворечник»

«Елочка»

«Посади дерево»

«Берегите воду»

9.

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов

 «Природа Башкортостана»

«Животные Башкортостана»

«Растения Башкортостана»

«Озеро Кандры-куль»

«Горы Башкортостана»

«Реки Башкортостана»

10.

Дидактические игры 

«Собери картинку»

Лото

«Кто больше назовет?»

«Узнай по описанию»

11.

Сюжетно-дидактическая игра

«Поход в лес»

12.

Чтение художественной литературы

Сказка «О курае»

Легенды о происхождении шиханов

Легенды о реках Башкортостана

Сказка «Медведь и пчелы»

13.

Продуктивная деятельность

Создание моделей экосистем

14.

Итоговое мероприятие

«Цвети, мой край родной, Башкортостан!»



Предварительный просмотр:

Карта мониторинга

по проекту «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края»

Критерии

Фамилия, имя ребенка

Итого баллы

Итого уровень

1

Умеет различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы

2

Имеет представление о экологических системах, взаимосвязи растений и животных в них

3

Знает и называет животных, обитающих на территории Башкортостана (не менее 10)

4

Знает и называет птиц, обитающих на территории Башкортостана (не менее 10)

5

Знает и называет растения Башкортостана

6

Знает и называет животные и растения из Красной книги Башкортостана, объясняет, почему они занесены в книгу

7

Знает и называет реки Башкортостана

8

Знает и называет озера Башкортостана

9

  • Проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы

10

Имеет представление о значении

  • природы в жизни человека, о природоохранительной роли деятельности человека

11

Проявляет активный интерес к миру природы

12

Стремится принять участие в элементарной природоохранной деятельности

Итого баллы

Итого уровень

5

4

3

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".

Краткое описание работы по созданию педагогических  условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем

Актуальность.Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого...

План по самообразованию "Воспитание экологической культуры у детей старшего возраста через ознакомление с природой родного края"

Ознакомление детей старшей группы с растениями : лиственные деревья , хвойные деревья , травы ; с дикими животными средней полосы , их особенности в свяи с сезонными изменениями , среда обитания ; пти...

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...