План по самообразованию "Воспитание экологической культуры у детей старшего возраста через ознакомление с природой родного края"
материал (старшая группа)

СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА ЕРОМАСОВА

Ознакомление детей старшей группы с растениями : лиственные деревья , хвойные деревья , травы ; с дикими животными средней полосы , их особенности в свяи с сезонными изменениями , среда обитания ; птицы : перелетные и зимующие . Как сезонные изменения влияют на жизнь живого организма , на его цикл развития . Какую роль играют растения в жизни животных и птиц .  как растения ,животные и птицы влияют на жизнь человека и чем человек может помочь природе .Закрепление правил поведения детей в природе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_ekologii.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Полянка»

Перспективный план  на 2022-2023 учебный год в старшей группе

Тема «Воспитание экологической культуры у детей через ознакомление с природой родного края»

                                                                                                                                

                                                                                                                                Воспитатель

                                                                                                                                     Еромасова С.А.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Г.о.г.Бор                                                                                                                 

месяц

ООД

 Другие виды совместной деятельности

Чтение детям

Дидактические игры

Наблюдения в природе

Сент ябрь

1.«Во саду ли, в огороде» Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.                    2. «Экологическая тропа осенью (на улице)» Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

1 .Рассматривание альбомов :«Садовые цветы», «Полевые цветы».                                 2.Беседа «Мир растений»

Цель: учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, сравнивать их по внешнему виду, условиям произрастания. Воспитывать эстетические чувства.

3. Эвристическая беседа: «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Цель: показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Побуждать детей не губить растения, если они не мешают человеку.                                                                                  

М. Пришвин «Золотой луг» .                              В. Берестов «Веселое лето».

А. Плешакова «Зеленые страницы».

 Загадывание загадок о дикорастущих растениях

«Магазин «Семена» , «Что помогает растениям расти» , «Вершки и корешки» , «Чудесный мешочек» , «Угадай на вкус»

Труд в природе: «Соберем семена цветущих садовых растений».

Цель: учить детей различать семена растений цветника, правильно собирать и хранить семена садовых растений. Формировать умение работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда. Серия наблюдений за цветами на клумбе . Цель.Расширять кругозор детей. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; о разнообразии садовых растений. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности. Обогащать словарный запас.

Октябрь

1. «Берегите животных! (4 октября — Всемирный день животных)». Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе                                  2. «Прогулка по лесу» Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

1. Беседа «Лес – многоэтажный дом» . Цель . Познакомить с понятием «этажи леса» и какие растения его заполняют .На каком этаже располагаются дикие животные –это связано с питанием .           2. Беседа «Человек –часть живой природы». Цель . Развивать представление о том , что человек часть природы .                    3. Фото коллаж «Берегите животных» . Цель .Воспитание желание охранять животных.

Г. Скребицкого «Четыре художника» («Осень»);                         И. Соколова-Микитова «Осень в лесу», «Белки», «Улетают журавли»;     Разгадывание загадок о животных.

«Чьи детки на ветке» , «Четвертый лишний» , «Парные знаки – правила поведения в природе» , «Что полезно , что вредно для планеты». «Кто где живет?» (птицы)

Серия наблюдений за деревьями , растущими на участке детского сада .Цель.Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; о разнообразии растительного мира. Учить отличать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.       Труд .Подготовка огорода к зиме .

Ноябрь

1 . « Осенины» Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность.  2. «Пернатые друзья» . Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.

1.Беседа «Через добрые дела можно стать юным экологом». Цель . Раскрыть понятие «эколог» , что он делает для природы .                          2. Участие в акции «Съедобная кормушка» . Цель . Проявлять желание заботиться о птицах.     3. Беседа «Кто главный в лесу?» Цель . Формировать представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества . Разъяснить , что главное звено – растения  ; человек – заботится о лесе .     

 М. Пришвина «Этажи леса»

К. Ушинского «Спор деревьев»                                       Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» В. Бианки «Как звери готовятся к зиме».                 

«Собери птицу» , «Графические модели» «Природа и человек» «Сравни зверей»

Серия наблюдений за зимующими птицами . Цель . Формировать представление о птицах , особенностях поведения .

Декабрь

1. «Покормим птиц» . Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость .                      2. «Как животные помогают человеку». Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности. Расширять словарный запас.

1. Беседа «Волк и лиса - лесные хищники»Цель: уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно.

Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.

2. Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу?»

Цель: расширять представления детей о жизни животных леса зимой.                                      3. Участие в акции «Сохраним ёлку – лесную красавицу». Цель . Воспитывать желание беречь деревья от вырубки .

А. Плешакова «Зеленые страницы» о жизни диких животных зимой. 

Е. Чарушин. «Рассказы о животных»                              Г. Скребицкий «Кто как зимует».                           И . Соколов-Микитов «Год в лесу (гл. «Белка». «Медвежья семья»)    

Игра - экспериментирование

«Найди меня!»

Цель: продолжать знакомить детей с таким явлением, как маскировка. Развивать познавательный интерес, память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе и животным. «Ласковые лапки», «Чей хвостик?», «Кто, что ест?».       Демонстрационный материал «Деревья наших лесов»

 «Птицы, обитающие на территории нашей страны»

Серия наблюдений за елью : «Чем ель не похожа на другие деревья ?» , «Как различить ель , сосну и лиственницу?», «Чем ель на участке отличается от игрушечной ели?». Цель . Учить выделять хвойные деревья и называть их особенности .         Труд .            Укрывание стволов деревьев снегом . Цель . Воспитывать желание помогать растениям в морозы .

Январь

1. «Зимние явления в природе» . Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество .                           2. «Экологическая тропа в здании детского сада». Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы

1.Беседа «Растения – легкие Земли»

Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром (растения леса).

Уточнить представления детей о пользе растений леса для человека, животных, птиц.

Воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать за ними, узнавать, что-то новое, бережно относиться к ним.                                            2 . Беседа «Зимующие птицы» Цель . Способствовать формированию обобщенных представлений о птицах .3. Беседа «Как белка , заяц и лось проводят зиму в лесу» . Цель . Формировать представление о жизни диких животных , их приспособленности к зимнему периоду.      

Л. Кламбоцкая. «Зимующие птицы».

В. Бианки «Сова»

М. Горького «Воробьишко».

Рассматривание альбомов  «Деревья», «Деревья зимой» , «Как звери зимуют» , «Чьи следы?» ,  «Зоологическое лото»                                    

Серия наблюдений за зимующими птицами . Цель.Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках птиц, их приспособленности к и устанавливать анализировать среде обитания в зимний период. Учить сравнивать, причинно-следственные связи, делать обобщения. Формировать познавательные действия. Формировать желание подкармливать птиц.

Февраль

1. «Цветы для мамы» . Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду, желание трудиться .                            2. «Экскурсия в зоопарк»(виртуальная). Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек — часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

1. Беседа «Цепочки в лесу». Цель . Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных , их пищевой зависимости друг от друга .                                  2.Проект «Огород на окне» . Цель . Формировать представление о способах посадки растений , условиях для их развития и роста , этапов ухода за посадками .  Учить фиксировать стадии эксперимента .                             3. Изготовление книжки – самоделки «Кому в лесу нужны деревья?».                     

«Энциклопедия животных»

 «Кто живёт в России»,

«Земля и её жители»

«Про животных»          «Логика» лото                      «Зоопарк» ,                               «Узнай птицу по силуэту»

Наблюдения за птицами на кормушке . Цель . Формировать представление об особенностях поведения птиц . Проект «Посадка лука». Цель . Уточнить представление о том , что из луковицы можно вырастить зеленый лук . Учить фиксировать стадии развития растения .                                    

Март

1. «Мир комнатных растений». Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе.                                2. «Водные ресурсы Земли» . Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

1. Беседа: «Береги живое!»

Цель: познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относиться к растениям, животным, как части природы – источника красоты и радости для людей.                          2. Беседа «Керженский заповедник» . Цель . Познакомить с прироохранным объектом заповедник . Рассказать о его назначении и функциях. 3.Беседа с детьми «Весеннее пробуждение»

Цель: уточнять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в лесу с наступлением весны (животные, птицы, растения).

В. Бианки Три весны». Г. Скребицкий «Март»        И.Соколов-Микитов «Ранней весной».

Лото «Растения  Керженского заповедника» Что было бы, если из леса исчезли…»

Серия наблюдений за елью : «Сколько лет елке?» , «Как себя чувствует сломанная ель?», «Ель – полезное и красивое дерево». Цель . Обобщение представлений о ели .  

Апрель

1. «Леса и луга нашей родины». Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе .                                2. «Весенняя страда» . Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, инициативу

1.Беседа «Когда в природе становится много или мало растений?» . Цель .Уточнить представление детей о пищевых цепочках в природе . О том как деятельность человека может влиять на состояние растений . Познакомить с профессией лесника .    2. Беседа «Птичий город на деревьях». Цель . Обобщить представление о заповедниках , как местах ,где природу специально охраняют .

М. Пришвин «Мать - и - мачеха».                                       В. Бианки                               «Как звери и птицы весну встречали»                         Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

М. Пришвина «Золотой луг»

«Живая природа»

«Кто где живёт»

«Береги живое»

«Лабиринт»

.   Серия наблюдений за мать- и мачехой . Цель . Познакомить с лекарственным растением ; формировать представление о необходимых условиях для роста растений ( свет , тепло , влага , питание) .             Труд . Подготовка огорода к посадкам .

Май

1. «Природный материал — песок, глина, камни» . Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес .   2. Солнце, воздух

и вода — наши

верные друзья

(Прохождение экологической тропы) . Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.

Экологический КВН «Наш дом – Земля» .   Ц ель . Обобщить представления о многообразии природного мира , о необходимости охраны природы , правил поведения на природе .  2 .Беседа с элементами практики

«Лекари на окне».

Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных комнатных растений, их применением в лечении различных заболеваний; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Воспитывать у детей интерес к миру комнатных растений.

В. Бианки

«О травах».                        Н.Нищева «Мать-и-мачеха».                                Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». К.Ушинский. Когда наступает лето.

А.Усачев. Что такое лето.

С.Маршак. Июнь. Июль. Август.

 Наблюдение на территории детского сада «Лекарственные растения вокруг нас».

Цель: познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, воспитывать бережное отношение к травам                                   Серия наблюдений за деревьями и кустарниками .Цель .Расширять представления детей о весенних изменениях в природе, о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности. Развивать любознательность.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края.

  Отчёт  по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края....

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...