Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Великородная Александра Владимировна

Система работы

 по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx145.73 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы

 по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Воспитатель: Великородная Александра Владимировна

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,

 бережно относиться к природным богатствам…

Конституция РФ, ст. 58, 1993 г.

Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме этого, экологическое образование дошкольников – огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, для достижения цели и открывающей новые возможности воспитания дошкольников, является в наши дни метод проектов.

Для своего интеллектуального развития мною была изучена  методическая литература таких ведущих авторов, как , А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, Н.А.Рыжова  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы другие программы по данному направлению:

  •  С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
  •  Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования  детей «Мы»,
  •  О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания  в дошкольных образовательных учреждениях»,
  •  О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»,
  •  Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология  экологического образования детей в старшей группы ДОУ».

                    Также был осуществлен анализ  имеющегося    программно- методического  обеспечения,  анализ  предметно – развивающей среды  в группе, были определены содержание методов и форм работы с воспитанниками ДОУ.

Принимая во внимание актуальность и значимость информационных технологий, я использовала проектную и исследовательскую  деятельность в своей педагогической работе, для формирования экологических знаний у детей.

2.Актуальность

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Экологическое воспитание- это одно из важных направлений в развитии ребенка, которому очень часто уделяется недостаточно внимания, хотя современные дети все меньше заинтересованы в окружающей природе, не замечают красоту и хрупкость всего живого, не умеют вести себя так, чтобы не принести вреда природному окружению. Для определения уровня экологической воспитанности у дошкольников и выявления степени актуальности проблемы, я провела  ряд  исследований. Их результат показал, что 80 %  детей имеют весьма неточные, обобщенные знания в данной области, равнодушно воспринимают  объекты природы, не испытывают желание сберечь, сохранить окружающую красоту и не стремятся познать новое. Моя задача состояла, в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту родного края, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой мне открылись широкие возможности для их экологического воспитания,  экологически-грамотного отношения к природе. Ведь заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, лучше начинать с  младшего возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В настоящее время наблюдается процесс отчуждения  детей от природы, который проявляется в самых различных формах:  жестокость или безразличие, неспособность осознать свою роль в сохранении экологического равновесия. Быстрый рост городов и многоэтажек привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде. Причем зачастую, совсем рядом расположены парки, скверы - великолепные условия для познавательного и экологического воспитания детей. Однако у многих родителей просто нет времени или желания использовать природу для развития малыша. Проведя анкетирование родителей, я пришла к выводу, что они не считают формирование экологической культуры важным аспектом развития ребенка.

Почему же так необходимо начать развивать экологические представления у детей уже в детском саду? Я считаю, что все очень просто…   Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраста. Причем нужно использовать такие методы и формы работы с детьми, которые им интересны, доступны и дают возможность самостоятельно добывать знания.

Проектная  деятельность межпредметна и полифункциональна. Интеграция знаний и умений детей из различных областей детской деятельности, необходимых для участия в проекте, переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость.

Познавательное развитие по ФГОС ДО  предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

И еще об актуальности использования  проектной деятельности в экологическом воспитании свидетельствуют те аргументы,  что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией  образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным  подходами. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему быть успешным на этапе дошкольного обучения.

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дает важное преимущество- дети не являются пассивными объектами формирования экологических знаний, они становятся их активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребенка, поэтому и отношение, которое формируется на их основе, носит более осознанный характер. Ребенок сам участвует и даже  организует деятельность  по изучению природы, поэтому усваивает бережное отношение к ней и применяет его в повседневной жизни.

Особую значимость метода проектов в экологическом воспитании детей я вижу в том, что это метод, идущий от детских интересов и потребностей. Он позволяет организовывать экологическое воспитание, исходя из значимых для ребенка тем.

Проект- это продукт сотворчества воспитателей, детей, родителей и узких специалистов детского сада.

Проект открывает большую возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, а в целом процесс обучения становится более интересным и нетрадиционным.

3.Методические рекомендации.

Составляя перспективный план мероприятий по экологическому воспитанию детей для  старшей и подготовительной групп я ориентировалась на «Основную образовательную программу дошкольного образования»  МБДОУ № 8 «Сказка», на основе ФГОС ДО, С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Систематическое обучение во время проведения НОД  – это важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.  В экологическом воспитании детей данные мероприятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Все мероприятия, построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей,  культуры чувств. Приоритет в обучении отдается  не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности с детьми. Во время проведения мероприятий  ребенок переходит от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

В настоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике  под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (экспериментальных методов, наблюдений);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

    Прежде всего проект предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желаниями детей, содержанием образовательных программ.

Схема № 1

«Сроки реализации проекта»

Виды  проектов:

1. Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей).

2. Исследовательские/творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

3. Информационно- практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).

4. Творческие (результат – спектакль, сказка, постановка).

На протяжении десятилетий метод проектов не был востребован, его «второе рождение» в начале 90-х годов XX века произошло достаточно стихийно, преимущественно в учебном процессе и еще не получило должного теоретического обоснования, методической разработки. Вместе с тем очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Необходимо выявить условия и возможности успешного применения метода проектов в процессе экологического воспитания.

Схема №   Этапы проектов

Обобщающий

4.Содержание методической системы

Проанализировав сложившуюся обстановку в группе, я решила разработать экологический проект «Прикоснись к природе сердцем».

ПРОБЛЕМА: 

  • Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;
  • Отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей.

ЦЕЛЬ: формирование  системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей  старшего дошкольного возраста, формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности воспитанников и их родителей.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.  
  2. Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
  3. Расширять знания детей о взаимосвязи и взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
  4. Формировать представления у детей о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  5. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умения оперировать уже имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
  6. Развивать гуманное эмоционально –– доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;
  7. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического воспитания.

Все задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.

При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:

  • Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  • Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  • Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению территории детских участков ДОУ, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению кормушек и скворечников, что способствовало привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

На основании выбранных направлений определилась с методами работы:

- наглядных (наблюдения, экскурсии, походы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);

- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, развлечения и досуги);

- практических (экологические дидактические игры, опыты и эксперименты, труд на природе).

Формы работы:

  • с детьми:

НОД, групповые и индивидуальные беседы,

 чтение художественной литературы

, рассматривание иллюстраций, дидактические игры

, развлечения, изодеятельность (рисование, конструирование), наблюдения, опыты и эксперименты;

  • с родителями:

выступления на родительских собраниях; беседы: групповые и индивидуальные; участие в совместных мероприятиях (выставках, конкурсах, праздниках, акциях экскурсиях и т.д.), совместное изготовление атрибутов, костюмов, дидактического материала;

  • с педагогами:

изучение методической литературы; апробация систем, технологий; консультации; перспективное планирование с воспитанниками и родителями; обновление развивающей среды, папок- передвижек; участие в совместных мероприятиях.

Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников  считаю  правильную организацию и экологизацию развивающей предметной среды. Поэтому возникла необходимость в усовершенствовании развивающей среды в группе. Экологически развивающая среда способствует:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого--эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • экологизации разных видов деятельности.

Проект этот долгосрочный, включает в себя три этапа:

Продолжительность:  два года  (дошкольный возраст с 5 - 7 лет)

Работа над опытом проводилась в три этапа:

 1-й этап: Подготовительный

Первый этап начала с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических представлений о природе у дошкольников, проводилась на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.

Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям:

1) на выявление уровня экологических знаний- проводится беседа по вопросам, цель которых, изучение ценностей природных объектов для дошкольника, выявление наличия у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними.

2) на выявление уровня представлений детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с птицами (беседа по картинкам);

на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и её объектам в поведении детей.

2-й этап: Исследовательский

посмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям, достичь успешных результатов детей по формированию экологических знаний. В рамках реализации проектной и игровой деятельности педагог использовала активные методы и приёмы обучения для формирования у детей дошкольного возраста экологических знаний   в процессе проектной и игровой деятельности:

-словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы.;

-практические: игровой метод, упражнения, наблюдения;

- наглядные: рассматривание картин, таблиц, личный пример взрослых.

Применяла разнообразные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы дидактические игры, чтение специализированной литературы, сюжетно-ролевые игры.

На данном этапе работа проводилась в следующих направлениях:

- создание элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

- составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности.

-разработка авторских дидактических игр, сюжетно-ролевых игр

-работа с родителями

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению, использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.

В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, воспитатель проводила беседы: " Как узнать птиц?", " Беседа о зимующих и перелётных птицах"

Эти беседы способствовали активизации знаний детей о внешнем виде, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

" Беседа о домашних животных"- дети закрепили знания о домашних животных, пользе, приносимой людям.   Большое значение при закреплении экологических представлений о природе, придавала ведущей форме деятельности дошкольников- игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

В старших группах, были реализованы следующие проекты "Деревья и кустарники", также был проведен проект " В краю волшебной природы ", где дети познакомились с природой  нашей области и их обитателями. Ещё один проект " Экологическая тропа", где дети научились видеть, понимать, изменения, которые происходят в природе, в разные времена года).

На протяжении работы над опытом проводились циклы наблюдений. На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей. Организовывала  игры с природным материалом ( песок, вода, снег, листья, плоды, мелкие камушки).

Очень часто велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительское собрание, консультация, беседа), так и нетрадиционные (круглый стол).

Эффективным способом работы с родителями был, например круглый стол, "Мы и природа". Ещё одна форма работы с семьёй - консультации, в которых родителям даются чёткие, конкретные практические советы по узкой теме:

«Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» ,«Приобщение   детей к природе» Родительское собрание «Мы и природа» (перспективы формирования экологической грамотности дошкольников). Родительское собрание «Мы и природа» (перспективы формирования экологической грамотности дошкольников).

 Организовывала совместно с родителями экологические акции " Покормите птиц

3-й этап обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Результативность.

 Считаю, что в результате проделанной мною работы, есть положительные результаты:

-сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности.

Это подтверждено результатами диагностирования детей.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через проектную деятельность, перспективная, наиважнейшая задача, и в процессе этой задачи, я смогу воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Схема № 2  «Участники экологического проекта»

 5. Содержание предметно- пространственной среды в соответствии с реализуемым проектом        

Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям:

  • уголок природы в группе;
  • наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
  • библиотечка книг с экологическим содержанием;
  • маски животных.

          Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников  считаю  правильную организацию и экологизацию развивающей предметной среды. Поэтому возникла необходимость в усовершенствовании развивающей среды в группе.

Экологически развивающая среда способствует:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • экологизации разных видов деятельности.

Схема №  3 «Работа по формированию экологической развивающей среды»

Перспективный  план работы с детьми 5 -6 лет.

Дата

Тема

Задачи

Формы и методы работы

Виды деятельности

Сентябрь

1.

Как все живое растет.

- Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание и бережное отношение окружающих.

НОД, рисование, аппликация, рассказывание, рассматривание иллюстраций, активное слушание

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная

2.

Осень

золотая

- Закрепить знания детей о приметах осени; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы.

НОД, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение худ. литературы

Познавательная, коммуникативная, художественная

Октябрь

3.

Осенние  

заботы

животных и птиц.

- Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.

НОД, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение худ. литературы

Познавательная, коммуникативная, художественная

4.

Воздух, вода и свет

- Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле;

- научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы;

- Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

НОД, опыты и эксперименты, самостоятельная деятельность детей

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, экспериментальная, практическая

Ноябрь

5.

Удивительный

лес.

- Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его  обитателях;

-Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;

- Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения;

- Развивать познавательный интерес, память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

- Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

НОД, опыты и эксперименты, самостоятельная деятельность детей, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, загадки

Познавательно-исследовательская, коммуникативная,

6.

Тайны

птичьего

мира.

- Развивать у детей интерес к жизни птиц;

- Познакомить с загадками и тайнами живой природы;

- Продолжать активизировать познавательные способности детей.

НОД, рассматривание иллюстраций, активное слушание

Познавательная, коммуникативная,

Декабрь

7.

Животные –наши помощники.

- Прививать любовь к домашним животным;

- Дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, дидактические игры

Познавательная, коммуникативная, игровая

8.

Снег и его

свойства.

- Уточнить и расширить представления детей о снеге;

- Учить детей анализировать, делать выводы;

- Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.

Опыты и эксперименты, НОД

Познавательная, исследовательская, игровая

Январь

9.

Зимовье

 зверей.

-Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;

- Учить понимать причины изменений в жизни животных;

- Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, дидактические игры, НОД

Познавательная, коммуникативная, игровая

10.

Жизнь птиц

зимой.

- Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им;

- Показать взаимозависимость живой и неживой природы;

- Воспитывать доброе отношение к природе.

Опыты и эксперименты, НОД, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций

Познавательная, исследовательская, игровая

Февраль

11.

Зимние явления в неживой

природе.

- Закрепить знания о зимних явлениях;

- Развивать творческую фантазию и воображение;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Опыты и эксперименты, НОД, чтение худ. литературы, наблюдения

Познавательная, исследовательская, продуктивная

12.

Для чего

нужна Красная

книга.

- Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни;

- Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, НОД

Познавательная, коммуникативная, продуктивная

Март

13.

Кто такие

насекомые?

- Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых;

- Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

- Учить отвечать на вопросы;

-Активизировать память и внимание детей;

- Обогащать словарный запас;

- Развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение.

Опыты и эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, НОД

Познавательная, исследовательская, продуктивная

14.

Давайте с

природой

дружить.

- Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.

- Формировать элементарные представления о кризисном состоянии  природы Земли,  необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений,  животных, человека, о Красной книге.

- Расширять представления детей о  многообразии форм охраны природы.

- Воспитывать ответственное и  бережное отношение к родной природе.

Опыты и эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, экскурсии, наблюдения

Познавательная, коммуникативная, продуктивная

Апрель

15.

Космос. Звезды. Вселенная.

- Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах;

- Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы;

- Побуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

- Воспитывать любовь к своей планете.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, опыты и эксперименты, НОД, конструктивно-модельная деятельность

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная

16.

Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад.

- Расширить  представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья. Воспитывать бережное и гуманное отношение человека к среде обитания, учить экономному расходованию того, что в ней есть, защищать и охранять природу.

-  Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- Воспитывать  ответственное и  бережное отношение к родной природе.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, рисование

Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая

Май

17.

Растения – легкие Земли.

- Дать представление о значении растений;

- Показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова;

- Воспитывать интерес к растениям.

Опыты и эксперименты, НОД, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы

Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая, трудовая

18.

Земля – наш общий дом.

- Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

- Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;

- Способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Наблюдения, НОД, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы

Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая, трудовая

Перспективный  план по ознакомлению детей

с художественной литературой детей 5 – 6 лет.

Название произведения

Цель

Сроки

1.

О.Тувим «Овощи»

См. «Хрестоматия  для дошкольников» стр.378

- закреплять знания об овощах, развивать речь и память детей.

Сентябрь

2.

Н.А.Рыжова «Наука о доме»

См. «Не просто сказки» с.79

- воспитывать уважение к дому, земле на которой живет человек.

Октябрь

3.

Т.Шорыгина «Прозрачный

неведимка»

См. «Зеленые сказки» с.5

- расширять знания детей о свойствах воздуха в поэтической форме.

Ноябрь

4.

«Двенадцать месяцев» сказка в переводе С. Маршака

- воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу;

- учить удерживать в памяти содержание прочитанного.

Декабрь

5.

В. Бианки «Синичкин

календарь»

- расширять знания детей о жизни птиц.

Январь

6.

Н. Рыжова «Как люди речку обидели»

См. «Не просто сказки» с.102

- использовать педагогическое воздействие художественного слова на детей при формировании такого понятия как «охрана природы»

Февраль

7.

Н. Рыжова «Жила-была Река»

См. «Не просто сказки» стр.26

Март

8.

Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

См. Н. Алешина «Ознакомление с окружающим миром и социальной  действительностью» с.190

- продолжать расширять знания детей о труде взрослых;

- формировать чувство ответственности за выполнение трудовых поручений.

Апрель

9.

Е. Плещеев «Мой садик»

См. «Хрестоматию для

 Маленьких».

- воспитывать чувство любви к природе, умение видеть прекрасное.

Май

10.

Т. Шорыгина «Великан и Голубое озеро»

См. «Зеленые сказки» с.88

- воспитывать чувство доброты, любви к окружающему миру;

- развивать речь детей.

Июнь

11.

В. Берестов «Веселое лето»

- закреплять и углублять знания детей о признаках лета;

-вызывать желание выражать свои впечатления в рисунках.

Июль

12.

Н. Рыжова «Чей дом лучше»

См. «Не просто сказки» с.29, к.39

- продолжать развивать интерес к художественной литературе;

-учить высказывать собственное мнение.

Август

Перспективный  план использования дидактических игр

в работе с детьми 5 – 6 лет.

Название

игры

Цель

Литература

Сроки

1

«Вершки и

корешки»

«Детки на ветке»

-закреплять умение составлять целое из частей;

-формировать знания о том, у каких овощей в пищу пригодны вершки, а у каких корешки;

- учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному из растений.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет»

Сентябрь

2

«Беседы с

деревьями»

- учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе;

- воспитывать гуманное отношение к природе.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№3/2005г.

Октябрь

3

«Экологи»

- закреплять экологические знания;

- приобщать к экологически ориентированной деятельности.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№2/2005г.

Ноябрь

4

«Экологический светофор»

- продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№3/2005г.

Декабрь

5

«Какое время года?»

-учить детей соотносить описание природы в стихах и прозе с определенным временем года.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет»

Январь

6

«Радости и огорчения»

-формировать собственное отношение к природе.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№3/2005г.

Февраль

7

«Необычное

путешествие»

-продолжать учить детей экологически правильно оценивать действия людей в природе.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№3/2005г.

Март

8

«Природа и

человек»

- систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет»

Апрель

9

«Разведка

полезных дел»

-развивать интерес к природоохранной деятельности.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№5/2005г.

Май

10

«Загадки

Лесовичка»

-закрепление знания детей о лесе.

Ж. «Ребенок в д/с»

№5/2005г

Июнь

11

«Путешествие в лес»

- способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы;

-закреплять знания экологически грамотного поведения.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№2/2005г.

Июль

12.

«Кто где живет»

- формировать знания детей о разнообразных насекомых и среде их обитания.

Ю.Белая,В.Зимонина «Как обеспечить безопасность

дошкольников».

Август

Перспективный  план проведения опытов и экспериментов

с детьми 5 – 6 лет.

Название опыта

Цель проведения

Сроки

1

«Нужен ли корешкам воздух»

- выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями.

Сентябрь

2

«Что выделяет

растение?»

- установить, что растение выделяет кислород;

- понять необходимость дыхания для растений.

Октябрь

3

«Ветер – это движение воздуха»

- выявить, как образуется ветер;

-уяснить, что ветер – это поток воздуха.

Ноябрь

4

«Какие свойства»

- сравнить свойства воды, льда, снега;

- выявить особенности их взаимодействия.

Декабрь

5

« Умная галка»

- знакомство со свойствами воды (повышение уровня).

Январь

6

«Откуда берется вода»

-познакомить с процессом конденсации.

Февраль

7

«Мы – фокусники!»

- выявить материалы, взаимодействующие с магнитом.

Март

8

«Притягивается – не притягивается»

- определить  материалы, не взаимодействующие с магнитом.

Апрель

9

«Наверх»

-выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов.

Май

10

«Песок и глина»

- выяснить, как эти природные субстраты взаимодействуют с водой.

Июнь

11

«Уличные тени»

- понять как образуется тень, ее зависимость от источника света.

Июль

12

«Изготовление

солнечных часов»

- продемонстрировать через перемещение тени движение ЗЕМЛИ вокруг СОЛНЦА.

Август

Перспективный план по экологическому воспитанию

в подготовительной группе.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическая деятельность

Сентябрь

Рассматривание рыбок в аквариуме. Беседа «как заботиться о рыбках».

Беседа «Как живут комнатные растения».

Беседа о домашних животных.

«Чудесный мешочек»,: 

 «Вершки-корешки», «Чьи детки».

«Кто живет в лесу?». Беседа о диких животных.

Аппликация «Панно из осенних листьев»

Октябрь

Беседа «Мой четвероногий друг».

Беседа «Как растения готовятся к зиме».

Загадки об осенних явлениях в природе; народные приметы, связанные с октябрем; рассматривание иллюстраций «Осень», картины «Золотая осень» И. Левитана.

Труд на участке: уборка опавших листьев.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» (овощи, фрукты)«Детки на ветке» «Что где растет?» «Загадай и отгадай».

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью».

Чтение «Улетают – улетели», Благининой Е Рассказ воспитателя «Чудесное яблоко или «зеркало нашей души».

Рисование «Золотая осень»

Рисование «Ежиха с ежатами в ельнике»

Аппликация «Рыбки плавают в водице»

Ноябрь  

Беседа «Как звери в лесу готовятся к зиме».

«Где живут капли воды в детском саду». Экскурсия по детскому саду.

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху». Рассказ воспитателя.

Праздник «Провожаем осень».

Д/и на классификацию и обобщение (овощи, фрукты, домашние и дикие животные). «С какой ветки детки», «Что здесь лишнее», «Найди по описанию».

Заучивание стихотворения «Дуб» И. Токмаковой.

Составление детьми рассказов на тему «Дары природы».

Рисование «Комнатное растение»

Декабрь

Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы».

Экологическая викторина «Знатоки природы». Беседа «Как человек приготовился к зиме».

Опыты со снегом

Изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, наблюдение за ними.

«Что изменилось», «Кто, где живет», «Найди, что опишу».

Чтение стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает». Загадки о снеге, зимних явлениях, пословицы и поговорки о природных явлениях в декабре.

Рисование (с применением различных средств изображения) «Снежинка», «Зимний пейзаж»

Оформление выставки «Зимушка - зима».

Январь

Беседы «Дикие животные», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Зима в лесу»..
Экологический КВН «Для чего человеку вода»?

«Зимующие и перелетные», «Айболит осматривает комнатные растения», «Узнай растение».

Чтение и заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима».

Чтение «Ветер и солнце» К.Д. Ушинского, «Холодно в лесу, холодно», «Лес зимой» В. Бианки.

Рисование «Нарисуйте своих любимых животных», «Деревья в «серебре». Аппликация «Красивые рыбки».

Февраль

Беседа на тему «Что мы знаем о птицах», «Как много интересного бывает зимой».

Рассматривание картины «Зимняя столовая».

Угадай, какой наш дом», «Узнай по описанию» (птицы).

Поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях.

Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

Чтение «На пороге весны» Г. Скребицкого, «Февраль» С. Маршака.

Рисование «Красивое развесистое дерево зимой», «Ваза с ветками».

Поделка из веток «Зимний букет».

Март

Рассматривание картины «Грачи прилетели» Г. Саврасова.

Наблюдение за ветками, поставленными в воду.

Беседа «Как поссорились март и февраль», «Что мы знаем о рыбах», «О перелетных птицах».

Экологические игры: «Где чьи детки», «Кто летает, прыгает, плавает».

Чтение стихотворений П. Воронъко «Журавли». Чтение «Март» В. Бианки, «Весна света и воды» М. Пришвин.

Заучивание стихотворения В. Берестова «Песенка весенних минут»

Рисование «Весенние ветки», лепка «Птицы на кормушке», аппликация «Ваза с ветками».

Апрель

Рассматривание иллюстраций о весне.
Беседа «Апрель-месяц бурного пробуждения и рассвета».

Экологические игры: « Отгадай, что за растение», «Живое-неживое». «Что и как человек ест».

Чтение: «Апрель» В. Бианки, «Весенняя песенка» Г. Ладонщикова.

Поговорки и пословицы об апреле. Приметы апреля.

Слушание музыки Красева «Кукушечка».
Рисование «пришла весна, прилетели птицы», «Комнатное растение», лепка «Белочка грызет орешки», «Животные жарких стран».

Май

Беседа о весне «Правила друзей леса».

Рассказ воспитателя «Лесная аптека» (представление о лекарственных растениях).

Экологические игры: «Что где растет», «Загадай, мы отгадаем».

Чтение «На лесной полянке» Г Скребицкого, «Какие птицы бывают» Ю. Дмитриева Чтение рассказа «На лесной полянке» Г.Скребицкого Загадки о солнце. Пословицы и поговорки о мае.

Рисование «Весенний дождь», «Узор из весенних цветов», аппликация «Весенний ковер Изготовление поделок из природного материала.».

.

Перспективный  план  работы

на экологической тропе в подготовительной к школе группе  (6 – 7 лет)

Сроки

Тема

Предварительная

работа

Содержание  работы на экологической тропе

Последующая работа

Август

Лекарственные растения рядом с нами.

Рассматривание картинок и гербариев с лекарственными растениями. (См. Т.К.Смык «Лекарственные растения», А.Гозин «Лекарственные растения Смоленской области».

Рассматривание растений на участке (хвощ, подорожник)

Аппликация «Зеленая

аптека».

      Сентябрь

Распространение семян ветром.

Рассматривание семян, которые имеют приспособление к переносу ветром.

Наблюдение за ветром.

Задание: найти растения, для  которых ветер желанный гость.

Сбор листьев и семян для гербария, коллекции и поделок.

Октябрь

Летающие животные.

Дидактическая музыкальная игра «Угадай кто летает»

Беседа: «Что помогает летать животным», «Для чего птицам необходимо летать?». Игры-импровизации: «Мы комарики», «Мы журавли».

Лепка

«Мудрая птица сова»

Ноябрь

Кто живет в                     реке Десна.

Слушание музыки из цикла «Времена

года» - Осень  П.И.Чайковского.

Отгадывание загадок о реке, снеге, зиме.

Беседа о том,  как люди относятся к реке.

Рассказ о жизни рыб зимой.

Что человек может сделать полезного для реки?

Рисование  

водоохранных знаков.

Декабрь

Деревья зимой. Ель.

Заучивание пословицы «Спасибо мороз, что снегу нанес».

Рассматривание хвойных деревьев, беседа о том, как зимуют они.

Коллективная работа

 «Зимняя

сказка»

Январь

Следы на  снегу.

Рассматривание картин – «животный мир нашего края».

Рассматривание следов на снегу.

Составление пищевой цепочки: «В нашем лесу».

  Февраль

Зимующие птицы.

Рассматривание картин: «Птицы нашего края».

Рассказ о том, где ночуют, прячутся куропатки, рябчики, тетерева.

Д/и «Собери птицу».

Март

Растения нашей местности.

Рассматривание картин о природе нашего края.

Рассматривание деревьев и кустарников на экологической тропе. Д/И «Узнай по описанию».

Д/И «С какого дерева

листок».

Апрель

Река весной.

Слушание музыки из цикла «Времена года» - Весна. П.И.Чайковского.

Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейка.

Беседа об охране среды обитания рыб – щуки, окуня, ерша, налима.

Рисование на тему:

«Весеннее настроение».

Май

Деревья и кусты весной.

Летят перелетные птицы.

Наблюдение за распусканием почек.

Слушание пения птиц.

Рассматривание  почек деревьев и кустарников.

Беседа о перелетных птицах.

Рисование на тему: «Ива весной».

Ожидаемые результаты:

  • осознание детьми и взрослыми экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • понимание значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов;
  • обогащение ценностных отношений детей к природе в процессе выполнения коллективных работ;
  • расширение запаса знаний об окружающем, познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.

Работу, проводимую по данному направлению считаю доступной, эффективной и результативной в формировании правильного отношения к природе.


Литература:

  1. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» -  М.: «ВАКО» 2005.
  2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». -  М.: 2005.
  3. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно!» – М.: Линка-Пресс, 2004.
  4. Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду»

( сценарии занятий). – М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.

  1. П.И.Никишин, А.М.Страуминг «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии».
  2. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
  3. Николаева С. Н. «Программа экологического воспитания дошкольников». - М., 1995.
  4. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду». - М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  6. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». -  М.: 1993.
  7. Рыжова Н.А. «Наш дом природа». -  М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
  8. Страунинг А.М. «Росток» «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста», Обнинск, 1995г.
  9. Т. Юдина. Занимательные опыты и эксперименты для умных    пап и любопытных дошколят.//Игра и дети, №2-2006, стр. 5-7.