План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год
материал по окружающему миру

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию 

на тему:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста 

через ознакомление с природой родного края»

Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием [4]. Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей. 

Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.

Цель − формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи: 

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования; 
  • Систематизировать  и углубить знания детей о живой и неживой природе;
  • Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, формировать представления об экологических проблемах;
  • Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Учить понимать причинно−  следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;
  • Воспитывать этические и эстетические чувства, развитие эмоций средствами природы;
  • Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;
  • Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними

Пути реализации:

  • Создание условий, соответствующей развивающей среды.
  • Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
  • Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. 
  • Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
  • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Список литературы для изучения:

  1. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог». – М.: Мозаика-Синтез,
  3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
  4. «Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2006 г.
  5. Е.А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
  7. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г. 
  8. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
  9. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
  13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
  • Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978.

Перспективный план самообразования на 2023-2024учебный год

 

Месяц

Формы работы

С детьми

С родителями

Самостоятельное изучение

С педагогами

Сентябрь

Беседы:

  • Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
  • Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Чувашии , среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу.
  • Беседа Насекомые осенью»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке.

Д/и.: 

  • «Найди дерево по описанию»
  • «Найди свое дерево»,
  •  «Чей след?»;
  • «Чей хвост?»;

Художественное творчество:

Рисование: 

  • Рисование «Золотая осень». 
  • «Идет дождь».

Лепка:

  • «Лесные звери»

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича
  • С. Есенин «Береза»;

И. Бунин «Листопад»

  • Консультация: «Не причиняя вреда природе»

Консультация

 «Сокровища леса».

  • Знакомство  с книгами по экологическому воспитанию

Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для  воспитателей и родителей.

Октябрь 

Беседы:

  • «Рыбы водоемов, расположенных в Чувашской Республике »
  •  «Овощи и фрукты».
  • «Комнатных растениях»

Д/и.: 

  • «Чем похожи? Чем отличаются». 
  • «Угадай по описанию». 
  • ««Съедобное – не съедобное»;
  • «Садовник»

Сюжетно-ролевая игра :

  • «Цветочный магазин

Художественное творчество:

Аппликация :

  • «Ваза с фруктами», 
  • «Овощи на тарелке».

Рисование:

  • «Моя любимая рыбка

Чтение худ. лит: 

  • О.Г. Зыкова «Рыба-прилипала»
  • Ю. Тувин «Овощи»;    
  •    Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».
  • Б. Житков «Что я видел»

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). 

Ноябрь

Наблюдения Наблюдения за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц 

Беседы:

  • «Птицы родного края»;
  •  «Съедобные и несъедобные грибы»

Д/и.: 

  • «Кто где живет», 
  • «Перелетные – зимующие».

Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов.

П/и:

  • «Перелет птиц» 
  • «Совушка»;

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество

Аппликация 

  • “Поможем белочке заготовить грибы”-

Лепка:

  • « Красивая Птица»

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Синичкин календарь»,           
  •   Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»,

Е. Чарушин «Утка».    

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Изготовление дидактических игр по темам.

Презентация «Птицы нашего края » для использования в работе педагогов с детьми

Декабрь

Наблюдения Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

 Беседы:

  • Беседа о труде лесника
  • «Как лесные звери проводят зиму».
  • «Пришла красавица зима».

Д/и.: 

  • «Закончите предложение»
  • «Животные в лесу».
  • «Найди ошибку», 
  • «Когда это бывает?»,
  • «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Купание медвежат»,
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».
  • С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,
  • Н. Павлова «Под снегом на лугу»,
  • С. Есенин «Пороша».

Консультация «Птицы — наши друзья». 

Подборка художественной литературы для свободного чтения;

Январь

Наблюдения за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц на прогулке

Беседа: «Живое – неживое» 

Игра- имитация “Звериная зарядка”
Д/и.: 

  • “Найди детёныша”
  • .”Кто, что ест”, 
  • “Кто, где живёт”
  • «Кто чем питается»

Просмотр фильма «Животные».

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Рыбий дом»

Экспериментирование

Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе».

Пополнить картотеку дидактических игр по экологии 

Презентация «Животный мир нашего края » для использования в работе педагогов с детьми

Февраль

Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

Беседа:

  • «Февраль – самый трудный месяц для животных леса».
  • Беседа: «Прошла зима холодная»

Д/и.: 

  • «Где кто зимует»; 
  • «Приметы зимы»
  •  «Когда это бывает?».

Чтение худ. лит: 

Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме».

Наблюдения за живой и неживой природой зимой. 

Кормление птиц на прогулке.

Художественное творчество:

 Рисование: «Чем красива зимняя природа».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)

Разработка лепбука 

«Животные леса»

Март

Беседы:

  • «Зачем нужно беречь природу? »;
  •  «Смена дня и ночи». 

Художественное творчество: (оригами): 

  • «Голубь»

Д/и.: 

  • «Сравни и найди», 
  • «Бывает – не бывает».

Чтение худ. лит: 

  • И. Токмакова «Весна»,                      
  • Ф Тютчев «Весенние воды» 
  • В. Бианки «Рассказы о природе»

Рассматривание картин  :

  • И. Левитана «Март»
  • И. Грабарь «Февральская лазурь».

Наблюдения:

  • Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели
  •  наблюдения за птицами на участке детского сада.

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

 

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы».

Апрель

Беседы:

  • «Одуванчик»
  • «Зеленая аптека».

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.

Составление рассказа “Путешествие семечка.”

Опытно-экспериментальная деятельность   Изучение строения одуванчика.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Художественное творчество: 

Рисование: 

  • «Одуванчик».

Проведения субботника «Сделаем наш дом чище».

Май

Наблюдения:

  • Наблюдение за растениями на участке.
  • Наблюдение за появлением перелетных птиц 

Беседа о Красной книге Чувашской Республики

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Чтение худ. лит о растениях, цветах, деревьях

Д/и.: 

  • «Я садовником родился»;
  • «Расскажи какой цветок? ».

В Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

 Художественное творчество: 

Рисование

  • «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта» 

Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...

"Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Научить детей  видеть и понимать красоту родной природы, формирование осознанно бережного отношения к ней....