Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
статья (старшая группа) на тему

Аллабирдина Альфия Назиповна

Рекомендации для воспитателей старших групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное   Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский Сад  №62 «Журавушка»

Экологическое воспитание  дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Воспитатель высшей квалификационной категории                

Аллабирдина Альфия Назиповна

г. Нижневартовск

ХМАО-Югра

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
       Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

 В. А. Сухомлинский писал: «человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий». Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.

  Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает лесные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой,  внести свою посильную лепту в дело  сохранения и приумножения богатств природы. А уж что говорить о восприятии красоты и гармонии форм, Красок и звуков… Наблюдение происходящего в природе явления вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.  

      Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека,  делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.

                Задачи формирования экологического воспитания у  детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, в различных видах детской деятельности, в непосредственно образовательной, совместной деятельности с взрослым и режимных моментах.

         Успешность работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края определяется не только разработанной  технологией, выделением ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды. Примерный перечень наименований пособий и материалов для организации ознакомления дошкольников с природой Родного края представлен в таблице .

                                                                                                         

Обеспечение

Наименование

Кадровое

педагог, занимающийся самообразованием и способный привлечь к образовательной деятельности детей.

Информационное

  • методические пособия;
  • методические разработки занятий;
  • специальная литература для работы педагога с детьми;
  • периодическая печать.

 Материалы для детей:

  • детские энциклопедии;
  • раскраски, лабиринты, кроссворды;
  • карточки с заданиями и упражнениями;
  • дидактические игры;
  • наглядные пособия (альбомы,  тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии).

Материально-техническое

  • Предметно – пространственная среда, отвечающая  современным требованиям;
  • глобус Земли, географическая карта;
  • уголок природы в группе;
  • экологическая тропа на участке детского сада;
  • огород на  участке;
  • огород на окне;
  • наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
  • библиотечка книг с экологическим содержанием;
  • костюмы животных, растений;
  • мешочек, для игры «Чудесный мешочек»;
  • цветные карандаши, фломастеры, краски;
  • картотека дидактических игр;
  • аудиокассеты с голосами птиц и  звуком леса;

         Содержание работы по экологическому воспитанию нужно   организовать    по следующим  направлениям: работа с детьми, обогащение  предметно-развивающей среды, работа  с родителями.  

В  работе  со  старшими  дошкольниками моно  выделить наиболее  эффективные  группы методов:

- метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых. При использовании данного метода развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, логическое и образное мышление;

 - наблюдение,  обеспечивает непосредственный контакт  с природой, живыми объектами, окружающей средой. При использовании метода наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.

- метод «отраженной природы»: работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла,  просмотр  компьютерных  презентаций, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает, что природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное.

- Словесно - литературный метод.

      Методы лишь условно разделены на группы. В практике они используются в комплексе в рамках той или иной конкретной технологии.

       Эффективным  в  воспитательно-образовательном  процессе является  применения   игровых  обучающих  ситуаций  с  использованием   персонажей:  Лесовичка,  Югорки,  Клюковки, Жалейкина.   Выбор  той  или  иной  формы работы    зависит  от  уровня  знаний, интереса  детей  к  предлагаемой  деятельности,  их  возрастных, половых, психологических  особенностей, условий, которые  имеются  в  данной  группе  и  от  владения   в  большей  степени   педагогом  отдельными  видами  работы  с  детьми (проектная  деятельность,  моделирование, технология  ТРИЗ  и  РТВ и  др.). Наиболее  результативными формами   работы является: «Уроки  доброты»,  «Уроки  мышления», «Экологические  экспедиции», коллекционирование, «экологическая  тропа», эколого-психологические  тренинги, экологический музей, «Зеленый патруль»,  экологические конкурсы: КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"; экологические акции, клуб исследователей природы;  лаборатория юного эколога; экологические праздники и фестивали. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, акции. Очень  эффективны     мероприятия,      посвященные   хантыйским  праздникам:  "Вороний день", «Медвежий  праздник», «Проводы  Лебедя»;   дидактические  игры  различного  экологического  содержания. Например:

1. Игры для обогащения экологических представлений:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов региона: «Загадай, мы отгадаем»,  «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», « Чудо - дерево» и др.
  • о взаимосвязях в природе: «Волшебный круг», «Кто, что, из чего и чем?», «Кто дружит с деревом?», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Картина природы»;
  • о человеке как части природы: «Кто и что делает из дерева?», «Природа и человек», «Подбери пару»;
  • о культуре поведения в природе: «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак».
  • 2.Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:
  • для развития эстетического восприятия природы: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»;
  • для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город».

3. Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа».

Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

                

                           

Участие в развлечениях, конкурсах

Размещение на сайте ДОУ информации о экологическом образовании старших дошкольников

Анкетирование

Консультации по  экологическому воспитанию дошкольников

Совместное изготовление декораций, праздничных атрибутов

Домашние задания на закрепление пройденного материала

Открытые занятия, мастер-класс по экологическому воспитанию

Дети

Родитель                Педагог      

Презентации родительских собраний с использованием ИКТ

  Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

  • Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям,         природе    в   целом.
  • Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам   природы.  
  • Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.
  • Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...

"Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Научить детей  видеть и понимать красоту родной природы, формирование осознанно бережного отношения к ней....

Педагогический проект «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность»

Цель проектаФормирование у детей целостных представлений об окружающей природе, природе родного края средствами игровой деятельности....

Система работы «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края через игровую деятельность»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий  ...