Программа саморазвития на тему: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»
методическая разработка на тему

Программа саморазвития на тему: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на                                                                              Утверждаю

педагогическом совете                                заведующий МБДОУ детский сад № 2 протокол №           от                                   «Теремок»                         Заворина Т.А.

        

Программа саморазвития

тема: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»

на 2012-2015 г. г.

Разработала: воспитатель

Теселкина Екатерина Сергеевна

г. Семенов

Нижегородская область

Актуальность:

Известно, что  могучим фактором, способствующим познавательной и интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников  младшего возраста с миром природы. Программа Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» определяет работу в данном направлении в образовательной области «Познавательно-речевое развитие», содержанием которой являются формирование семейной, гражданской принадлежности патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Именно поэтому на современном этапе развития общества очень актуально развитие познавательной деятельности дошкольников.

Проблема в том, что у детей недостаточно развиты любознательность, потребность узнать новое, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. 

Исходя из этой проблемы, мною была определена цель и поставлены задачи.
Цель: 

Организация  работы с детьми и родителями, направленная на формирование представлений о природном окружении. 

Задачи:

1. Создание условия для ознакомления с природой, грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

2. Привить начальные познавательные навыки и умения в мире природы.

3.Формировать у детей раннего возраста конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности

4.Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей.

5.Развивать у детей любознательность через наблюдения, экспериментирование, знакомство с художественными и музыкальными произведениями, а так же вызвать желание отражать окружающую действительность с помощью продуктивной деятельности.

6. Формировать компетентность родителей в вопросах познавательного развития детей, через ознакомление с различными средствами и способами ознакомления с миром природы дошкольников в соответствии с возрастом.

Ожидаемые результаты

Создана в группе предметно-пространственная среда, формирующую личность, имеющую представления о природном окружении. Выстроена система педагогической работы, направленная на то, чтобы ребенок овладел основными культурными способами деятельности, проявлял инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. Кроме этого, данная система позволила бы ребенку овладеть умением задавать вопросы об окружающем мире и принимать информацию к сведению.

Этапы реализации, сроки

Подготовительный 2012-2013 учебный год.

  • Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме
  • Анкетирование родителей, ознакомление с передовым педагогическим опытом.

Практический 2013-2014учебный год

  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности Участие в окружных (районных конкурсах) профессионального мастерства по данной теме.

Аналитический 2014-2015учебный год

  • Анализ созданных  условий для развития дошкольников по данной теме.
  • Транслирование опыта в рамках районного методического объединения г.о. семеновский по познавательному развитию, профессиональных педагогических  сообществ сети Интернет

Перспективы на следующий год:

  1. Продолжить работу по теме с воспитанниками  раннего дошкольного возраста с миром природы;
  2. Продолжить работу по разработке новых игр и пособий по данной теме;
  3. Изучить новинки методической литературы.
  4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  3. Л.Павлова. Раннее детство: воспитание любознательности. Дошкольное воспитание № 12, 2006
  4. Е.Н. Соляник. Развивающие игры для детей раннего возраста. С.- Петербург, 2010


Приложение 1

План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ д/с №2 «Теремок»  

старшей группы «Почемучки» на 2012-2013 уч.  год. Теселкиной Екатерины Сергеевны

Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности

Срок выполнения

Тема

Содержание работы

Формы работы

Отметка о выполнении

Сентябрь

Подбор и изучение литературы

Проведение дидактических игр и упражнений

Памятки для родителей по обучению связной речи.

+

Октябрь

Дидактические игры

Дидактические игры, направленныена формирование у детей представлениио людях разнх профессий.

Картотека дидактических игр

+

Ноябрь

Словесные игры

Активизация и обогащение словарного запаса  детей

Картотека словесных игр

+

Декабрь

Работа по составлению(придумыванию) загадок

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить отгадывать загадки по схеме

Косультация для родителей: "Использование загадок, как средство формирования выразительности речи"(папка-передвижка)

+

Январь

Разработка азбуки

Развивать монологическую речь детей, Развивать воображение

Изготовление Азбуки

+

Февраль

Работа над развитием речи через театральную деятельность

Инсценировки сказок: "Заюшкина избушка". "Репка", " комар-Комаревич" и др.( с использованием пальчикового и настольного театра)

Практический показ сказок для малышей

+

Март

Пальчиковые игры.

Развивать мелкую моторику

Картотека пальчиковых  игр

+

Апрель

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Формировать у детей умения рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

Развивать исследовательские действия при рассмотрении картины.

Рекомендации родителям по обучению детей по составлению рассказов по сюжетным картинам

+

Май

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Формировать умения у детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов

+

Приложение 2

План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ д/с №2 «Теремок»  

старшей группы «Непоседы» на 2013-2014 уч.  год. Теселкиной Екатерины Сергеевны

Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Срок выполнения (месяц)

Тема

Содержание работы

Формы работы

Отметка о выполнении

Сентябрь

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин;составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

+

Октябрь

Развитие связной речи через фототворчество

Работа с родителями, консультация родителей «Как я провел лето». Сбор фотоматериала и информации о летнем отдыхе детей

Оформление в группе фотостенда «Лучшие на свете впечатления о лете!»

+

Ноябрь

Развитие речи посредством дидактических игр по ПДД

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр по ПДД

Картотека дидактических игр для изучения ПДД с детьми

+

Декабрь

Развитие связной речи  через театральную деятельность.

Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в ДОУ.

Показ сказки «Три поросенка» детям младшей группы.

+

Январь

Развитие речи через обучение детей этикету

Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет

Создание картотеки к Дню «Спасибо»: пословиц, стихов, загадок о вежливости

+

Февраль

Работа над выразительностью речи во время вокального  конкурса

Создание, оформление книги (Запись детских рассказов из личного опыта и брошюрование книги) 

Создание самодельной книги  детьми и воспитателем «Мои впечатления от создания творческой работы «Символ Олимпиада 2014 года»

+

Март

Проектная деятельности, как средство развитие речи дошкольников при ознакомлении с окружающей природой.

1.Определение актуальности проблемы, постановка цели и задач, разработка перспективного плана по работе с родителями и детьми.

2.Создание мультимедийной презентации на тему «Стриж. Вся жизнь на лету»

3. Оформление материала проекта в папку

4.Тиражирование опыта работы по данному проекту

Экологический проект «Стриж»

+

Апрель

Тема та же

Презентация экологического краткосрочного проекта  «Стриж –птица 2014 года» в рамках окружного конкурса профессионального мастерства воспитателей ДОУ

Участие в окружном конкурсе

+

Май

Подготовка к летней оздоровительной работе

1.Изучение методической и художественной литературы, а также интернет-ресурсов по темам: «Лето», «Народные художественные промыслы города Семенов»

2.Включение в календарное комплексно-тематическое планирование содержание перспективного плана по ознакомлению старших дошкольников с загадками

Создание перспективного плана по ознакомлению старших дошкольников с загадками на темы: «Лето», «Народные художественные промыслы города Семенов»

+

Приложение 3

План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ д/с №2 «Теремок»  

1 младшей группы «Колобок» на 2014-2015 уч.  год. Теселкиной Екатерины Сергеевны

Тема: Театрализованная деятельность  как средство развитие речи детей раннего дошкольного возраста

Срок выполнения (месяц)

Тема

Содержание работы

Формы работы

Отметка о выполнении

Сентябрь

Театральная деятельность  как средство развитие речи детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством

  1. Изучение методической и художественной литературы, а также интернет-ресурсов по темам: «Театральная деятельность детей раннего дошкольного возраста

Памятки для родителей по обучению связной речи через театрализованную деятельность «Пальчиковый театр – как средство речевого развития» 

+

Октябрь

Работа с родителями

консультация «Какие бывают театры». Сбор информации о театрализованных играх дома с родителями.

+

Ноябрь

Конкурс «Театр своими руками»

Привлечение родителей к изготовлению театров

Включение в календарное комплексно-тематическое планирование содержание перспективного плана по ознакомлению детей с с художественной литературой и устным народным творчеством Сбор информации о театрализованных  играх дома.

Разработка диагностической карты воспитанников

Выставка «Театр своими руками»

Перспективный план по ознакомлению детей с с художественной литературой и устным народным творчеством 

Диагностика воспитанников

+

Декабрь

Развитие речи детей  посредством театрализованных игр

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством театрализованных игр

Картотека театрализованных игр

+

Январь

Развитие связной речи через фототворчество

Работа с родителями, консультация родителей «Как я провел Новый год». Сбор фотоматериала и информации о маскарадных костюмах

Оформление в группе фотостенда «Я и Новый год»

+

Февраль

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время драматизации

Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет

Драматизация сказки

+

Март

Проектная деятельности как средство развитие речи детей раннего дошкольникого возраста

Определение актуальности проблемы, постановка цели и задач, разработка перспективного плана по работе с родителями и детьми.

Оформление материала проекта в папку

Проект «Театр и малыши»

+

Апрель

Тема та же

Тиражирование опыта работы по данному проекту

Публикация статьи в интернет-сообществе «Из опыта работы по театрализованной деятел-ти

+

Май

Работа с родителями. Привлечение их к изготовлению атрибутов к театрализованному представлению

Творческий вечер с родителями. Показ фрагмента из театрализованной деятельности

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: Обучение детей раннего и дошкольного возраста

Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальны¬...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром природы и развиваем речь

Доклад на тему: «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь». Подготовила воспитатель МКДОУ 346 г.Новосибирска : Федотова Л.П....

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

«Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Цель и задачи работы по самообразованию по теме: «Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование». Цель работы по самообразованию:Расширение общепедагогически...