«Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
опыты и эксперименты

Каменева Юлия Николаевна

Цель и задачи работы по самообразованию по теме: «Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование».

 Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_peredelannoe.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

«Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Воспитатель : Каменева Ю. Н.

МАОУ Апрелевская средняя образовательная школа № 1

Апрелевка 2023 г

Содержание

1. Введение

1.2. Актуальность темы

1.2. Цель и задачи работы по самообразованию по теме «Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование»

1.2.1.План по самообразованию на тему: “Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование”.

1.3. Формы, методы и приемы

2. Основная часть

2.1. Практическое содержание разделов

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников

3. Заключение

4. Литература

5. Приложения

“Детское экспериментирование

претендует на роль

ведущей деятельности в

период дошкольного развития ребенка”

Н.Н. Поддьяков

  1. Введение

 Тема самообразования «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» выбрана мною не случайно. Так как, мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

   Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.  

   Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Поэтому я решила внести в жизнь дошкольников больше опытов и экспериментов. Так я пришла к теме работы по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование».

 Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

 Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы.         Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.

 Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

 Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в своей практической деятельности.

1.1. Актуальность.

  Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

   Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

  Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.

1.2. Цель и задачи работы по самообразованию по теме: «Ознакомление детей с окружающим миром через детское экспериментирование».

 Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.

План по самообразованию на тему: “Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование”.

  Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

   Задачи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста:

   1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

  -развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);

 - развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ

при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов);

  -развитие представлений о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;

   -развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).

   2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

   3.Развитие умственных способностей:

 -развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение

      -формирование способов познания путём сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Месяц

Содержание работы

Область применения

Сентябрь

1.Создание плана работы.

2.  Подбор материала  по теме:

«Экспериментирование, как средство развития познавательной   активности детей младшего возраста»;

3.  Постановка целей и задач по данной теме.

1.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность»

2.Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

Октябрь

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования.

3. Изучение статьи Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми».

1. Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми дома»

2. «Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

3.Практические опыты с детьми с бумагой.

Ноябрь

1.  Проработать пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

2.Консультация для родителей на тему:

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей»

3.Тематическое занятие с детьми на тему: «Волшебное стёклышко»

Декабрь

1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)

2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

1.Консультация для родителей на

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

2.Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Январь

1.Работа с Интернетом

(nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов.

2. Изучение статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»

1.Подборка материала для консультаций родителям по теме.

2.Формирование картотеки опытов и экспериментов.

3.Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами.

4.Проведение с детьми ООД на тему: «Почему растаяла снежинка»

Февраль

1.Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие.

1.Знакомство с опытом коллег по теме самообразования.

2.Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом.

3.«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент»

Март

1. Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

2.Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана)

1.Памятка для родителей на тему:

«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

2.Практическое экспериментирование с детьми (очищение воды)

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

1. Проведение с детьми опытов и экспериментов.

2.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях»

Май

Самоанализ плана самообразования

Отчёт педагога по теме самообразования .

1.3. Формы, методы и приемы

Формы: 1. занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).

Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

 Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, выработав у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Затем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

2.   целевые прогулки экскурсии

 Прогулка- это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.).

Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой...

3.  развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков..)

Методы:

1.  Словесный (беседа)

2.  Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт)

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

3.  Практический (опыты)

Опыт используется как способ решения познавательной задачи:

например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: хотя на вид он такой белый, чистый, сверкающий... убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта: дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный» - делают вывод дети.

4.  Объяснительно - репродуктивный (применяется при решении следующих задач:

* познакомить с чем-то....

* дать или расширить представления о чем -то....

5.  Продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)

6.  Метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в разных условиях)

Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?»,

«Как освободить бусинки из плена?»

Приемы: 

- сообщение

- описание

-объяснение

-инструкции

-постановка вопроса

-показ (демонстрация ) опыта

В своей работе по экспериментальной деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип психологической комфортности - заключается в снятии стрессовых факторов;)
  • Принцип природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

• Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников детского сада.

  • Принцип деятельности - включение ребенка в игровою, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • Принцип творчества -максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

2. Основная часть

  В  дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.

  Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

   Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; бумаги; ткани. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

2.1. Практическое содержание разделов

Тема «Вода»

    Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.

Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

  Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

 Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

  Провели простейшие опыты с водой: «Теплая - холодная», «Сладкая — солёная», «Пена», «Рыбалка», «Разноцветная водичка», «Поплывёт или утонет».

  Сделали вывод: Вода прозрачная; бывает разной температуры, может растворять в себе вещества; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

   Кроме опытов и экспериментов была проведена беседа «Для чего нужна вода?». Ребята узнали, что вода необходима всему живому. Что без воды все живые существа могут погибнуть. И обобщили знания об использовании воды в повседневной жизни.

 Так же использовалось художественное слово. Сказки, стихотворения, пословицы и поговорки о воде.

Тема «Воздух»

 Знакомясь с темой «Воздух» проводили такие эксперименты как «Буря в стакане».

   При проведении которого, малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Кораблики» дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

   При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

 Провели так же и опыты с тканью «По ниточке, по ниточке…», «Украсим платочек». Узнали, что ткань состоит из большого количества ниточек, а еще что на ткани при помощи гуаши можно оставить узоры.

Тема «Песок»

   Знакомясь с темой «Песок», проводились различные эксперименты. На прогулке дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

   С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

   А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

   Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

   Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

 Так же была проведена работа с родителями. Подготовлены консультации: «Эксперименты с детьми в домашних условиях», «Как играть с песком дома». Проводились неоднократные беседы по данной теме, подготовлена памятка «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». В своей работе нацеливаю родителей на то, что любознательность — это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

   И в заключении, хочу отметить, что работая по теме «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» в течение этого года, заметила, что дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор, словарный запас. Все это создает хорошую почву для развития познавательной активности у детей.

2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников

Сценарий родительского собрания

Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста.

Форма проведения собрания: семинар-практикум

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.

Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания:

1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания:

1 часть.

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Артем, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

2 часть.

Элементарные опыты:

«Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»,

Консультация для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать,  как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

    • активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

    • быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

    • с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

    • подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

    • радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со  взрослыми.

Результатами нашей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей удалось повысить до 94% высокого и среднего уровня.

3. Заключение.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

4. Список литературы, рекомендуемой для изучения данной темы.

1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

2. Э. Г. Пилюгина

«Сенсорные способности малыша»–«Мозаика –Синтез»,2003 год.

3.М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

5. Е. А.Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)

6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)

7.Кайе В. А.«Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

8.Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.

9. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации/Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

10. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

11.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод. рекомендации» издательство Арки 2005 год.

13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»

5. Приложения

Приложение 1.

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

    • Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

    • Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);

    • Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

    • Разные виды бумаги, пластилин;

    • Красители пищевые и не пищевые;

    • Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);

    • Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);

    • Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).

    • Детские фартуки;

    • Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

    • Схемы проведения опытов.

Приложение 2.             Цикл занятий

Занятие 1

Тема: «Про маленькую капельку».

Цель: познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная; подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек; доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой; стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.

Предварительная работа.

Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями; купание куклы, стирка белья; игры с игрушками в воде.

Материал.

    • Аквариум с рыбками;

    • «Капитошка»: капелька-игрушка;

    • Два тазика с водой, игрушки для купания и игр, уточки;

    • Лейка с водой, комнатные растения;

    • Фонтанчик с водой, чашки с водой, пустые чашки, губки (по числу детей);

    • Маска «Солнышко»;

    • Банка с грязной водой.

Ход занятия

Воспитатель. Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте.

 Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь солнышко. Оно теплое,  яркое, отогреет капельку.

Дети(зовут Солнышко): «Солнышко, отзовись! Красное, появись!»

Появляется Солнышко.

Солнышко: -Здравствуйте, детки. Зачем меня звали, маленькие друзья? Или какая случилась беда?

Воспитатель. Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.

Солнышко. Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

Солнышко танцует, и появляется Капелька.

Капелька. Здравствуйте, ребята.

Я водяная капелька,

Я очень вам нужна,

Покапаю, покапаю –

Получится вода.

А вы знаете, как я капаю?

Дети. Кап, кап…

Воспитатель. Капелька, пойдем с нами, послушаешь, как журчит водичка.

Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.

Воспитатель. А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, есть ли у них вода?

Дети подходят к аквариуму.

Воспитатель. Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут? (наблюдает вместе с детьми, как рыбки плавают в аквариуме.) что рыбки делают?

Дети. Плавают.

Воспитатель. Правильно, плавают в воде. Какая вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А может, у рыбок водичку забрать?

Дети. Нет, они умрут.

Воспитатель. ( показывает банку с грязной водой). могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети. Нет.

Капелька. Это грязная вода. Она никому не нужна.

Воспитатель. Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и цветам.

Подходит с лейкой к растениям.

Воспитатель. Как здесь растения поживают?

Капелька. Пить хотят.

Воспитатель. Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети. Полить их.

Капелька. А где та водичка?

Дети. В лейке.

Воспитатель. ( поливает растения). А растения что делают с водичкой?

Дети. Они ее пьют.

Воспитатель. Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, цветы.

Все подходят к столу. Где стоят чашки с водой.

Капелька. А вы знаете, для кого эта водичка?

Воспитатель. Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипяченую водичку?

Дети. Мы.

Воспитатель. Спасибо, капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?.

Дети. Пьем воду.

Воспитатель. Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?

Дети. Нет.

Воспитатель. Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы еще делаем с водой?

Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, полощут и встряхивают.

Воспитатель. вот видишь, капелька, что дети умеют делать с водичкой (подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду в одном тазике, потом в другом). Какая водичка?

Дети. Теплая.

Воспитатель. А в этом тазике?

Дети. Холодная.

Раздать детям разноцветные губки. Дети обмакивают губки в воду, потом отжимают.

Воспитатель. Что капает с губки?

Дети. Водичка.

Воспитатель. А как она капает?

Дети. Кап, кап.

Предложить перелить воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.

Капелька. Молодцы, дети. За то, что вы про меня все знаете, я подарю вам эти игрушки. (Дарит плавающие игрушки).

Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют, погрузив игрушки в воду

.

Занятие 2

Тема: «Что такое воздух?»

Педагогические цели: познакомить детей с понятиями «воздух», «воздушное пространство», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Средства реализации: на каждого ребенка – микроскоп, мыльная и простая вода, резиновые шарики, мячи, бумага, «волшебный ящик».

Предварительная работа: пускать бумажные самолетики, надувать воздушные и мыльные пузыри.

Исследовательская деятельность.

Воспитатель организует сюрпризный момент – представляет «волшебный ящик», в котором что-то есть.

Воспитатель (предлагает загадку). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, он невидимый…

- Что же в нем? (воздух)

-  Что это такое? ( это смесь разнообразных невидимых газов)

- Как можно увидеть воздух? (воздух увидеть нельзя, его можно только ощущать).

- Какой воздух: при морозе, дожде, засухе, пожаре? (Во время дождя – самый чистый воздух, так как в нем много озона и нет пыли. Морозный воздух тоже содержит озон. Запахи пожаров, выбросы от промышленных предприятий вредные, отрицательно влияют на все живое.)

- Хотите увидеть воздух? Проведем опыт.

Воспитатель поджигает кусочек ваты. Появляется дым и едкий запах. Предлагает подуть, видно движение воздуха.

- Можно при этом находиться в помещении? (это опасно для жизни, заболит голова, можно задохнуться.)

- Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова:

Рассказ о неизвестном герое

Много столпилось людей на панели.

Люди с тревогой под крышу смотрели  

Там, из окошка, сквозь огненный дым,

Руки ребенок протягивал к ним…

- Кто из вас чувствовал запах дыма? (когда горит костер, мы стоим в дыму.)

- Воздух бывает холодный и теплый. Теплый воздух легкий, холодный – тяжелый. Теперь присядьте - воздух прохладный. (открывают фрамугу, наблюдают).

Дети .Холодный воздух встречается с теплым, его видим в виде пара, он стелется по полу.

Воспитатель предлагает посмотреть на свет, в лучах света видны мельчайшие частички.

- В воздухе, как и в воде, живут микроорганизмы, они подвижны.

Дети. Через воздух можно заразиться и заболеть гриппом, ветрянкой, корью др.

- Что надо делать, чтобы уничтожать вредные микробы в воздухе? (Проветривать помещения, делать влажную уборку, поливать улицы в сухую погоду.)

Воспитатель организует игры с воздухом.

«Надуй шарик»

Дети надувают и пускают шарик.

- Почему он летает? (он легкий, в нем находится воздух).

«Разноцветные пузыри».

Дети пускают мыльные пузыри.

- Почему они летают, как появляются?

Сравнять воздушный и резиновый шарик, мячик, мыльный пузырек.

- Почему резиновый мячик не летает, но хорошо прыгает? (ответы детей)

Предложить поиграть с ними.

Итог исследования.

-Воздух – это невидимый газ.

- Избегать тех мест, где загрязнен воздух.

-Оберегать органы дыхания.

- Человек сам должен контролировать ситуацию чистоты воздуха.

- Беречь свое здоровье.

Занятие 3.

Тема: «Удивительный песок»»

Педагогические цели:  познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие»

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная..

Средства реализации: на каждого ребенка – три стеклянные баночки (первая с сухим, вторая с влажным песком, третья с прозрачной водой), лопатка, пластина  из оргстекла, магнит, карточка, карандаши; ванночки для ходьбы с песком, полотенце.

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти по песку босиком, спросить, что они ощущают.

- Где можно увидеть песок? (ответы детей).

1-й опыт.

Что такое песок, из чего он состоит?

- обследовать сухой песок пальцами.

- насыпать его на пластину, рассмотреть через увеличительное стекло.

- опустить магнит в песок. Что на нем появилось?  (мелкие частички металла).  Рассмотреть их через увеличительное стекло.

Выводы:

    1. Песок – это мелкие камешки разного цвета, формы, размера.

    2. В песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

2-й опыт.

Почему песок тонет?

- В баночку с водой опустить немного сухого песка, не размешивать. Что произойдет?

- Песок осел на дно.

- На поверхности воды плавает песочная пыль, размешать лопаткой воду. Что изменилось? (песочная пыль растворилась и окрасила воду)

Выводы:

    • Песок тяжелый, опустился на дно баночки.

    • Его пыль легкая, осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду.

    • Мокрый песок меняет цвет.

3-й опыт.

Сравнить свойства сухого и влажного песка.

- пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, он сыпучий.

- из сухого песка слепить колобок, он не держит форму, так как рассыпчатый; сухой песок шершавый, содержит пыль.

- влажный песок плотный, мягкий, из него хорошо лепить (рассмотреть через увеличительное стекло), сделать колечки, оставить на некоторое время, чтоб они высохли; поднять. Что произойдет?

- полить сухой и влажный песок – влажный пропускает воду быстро, а сухой некоторое время держит влагу на поверхности, затем она уходит вглубь.

Итог исследования.

- песок- это мелкие камешки разного цвета, формы и размера; они тяжелые, поэтому тонут в воде.

- песочная пыль легкая, плавает на поверхности воды; если размешать ее, она растворится и раскрасит воду.

-песок хорошо пропускает воду.

- из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Занятие 4.

Тема: «Ледяные забавы»

Цель: получение информации о свойствах льда опытным путем.

Задачи: ознакомить со свойствами льда; развивать мелкую моторику, воображение, фантазию; обогащать словарный запас.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, у матушки водицы много детей. Сыновья – пар, лед, дождь, дочери – снежинка, росинка. С летними детьми – дождем, туманом, росой – мы с вами уже знакомы. Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне матушки Водицы. А о каком – догадайтесь.

 Осторожная лисица

 Подошла к ручью напиться,

 Наклонилась, а вода

 Неподвижна и тверда.

- О каком сыне матушки Водицы говорится в этом стихотворении?(О льде). Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы лучше всего сможем в ледяной лаборатории Снежной королевы. Закройте на минуту глаза и представьте себе ледяной дворец Снежной королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная королева. Вы ее не бойтесь. Хоть сердце у нее ледяное, душа теплая и добрая. Она ждет гостей. Откройте глаза. А вот и ледяная лаборатория снежной королевы. Но вход в нее по специальным пригласительным билетам. Возьмите себе пригласительный билет. Какого цвета ваш билет, за стол со снежинкой такого же цвета вы и сядете (на столах – разноцветные снежинки).

Снежная королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.

Игра 1. «Заморожу».

- Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Подержите так несколько секунд. Что вы чувствуете? Замерзла ли ваша ладошка в том месте, где лежит кусочек льда? Какой лед? Что происходит с предметами, когда к ним прикасается лед? Почему?

Вывод:лед холодный, он замораживает все, к чему прикасается.

Игра 2. «Лед плачет»

- Посмотрите, что происходит с вашими кусочками льда. Они стали больше или меньше? Почему? Откуда появилась на ладошках вода? Чьи это слезы? Почему лед плачет? Какое время года любит лед – лето или зиму? Почему?

Вывод:лед в тепле тает, «проливает слезы».

Игра 3. «Катаемся с горки».

- А теперь давайте развеселим кубики льда – покатаем их с горки. Наклоните ладошку – это горка ( лед скатывается у детей с ладошки на клеенку). Почему лед скатился? Какой лед? Можно ли скатиться с горки, посыпанной песком? Почему?

Вывод: лед гладкий, скользкий.

Игра 4. «Ледяные скульптуры».

- Возьмите в руки кусочек льда и попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Изменил ли лед свою форму? Почему? Можно ли смять кусок льда?

Вывод: лед твердый.

Игра 5 «Сосульки».

- дети, вспомните, как я на прогулке сбивала с веранды сосульки. Что с ними случалось, когда они падали с крыши? Почему? Какой лед?

Вывод: лед хрупкий.

Игра 6. «А я тебя вижу».

- Дети, на ваших столах лежат интересные кубики льда, внутри них что-то заморожено. Посмотрите, что там внутри? Почему вы их видите? Что можно сказать про это свойство льда?

Вывод: лед прозрачный.

Физминутка-игра  «Ветер, мороз, льдинки».

Воспитатель: дети, Снежная королева приготовила для вас угощение – ледяные конфеты. Представьте себе, что она угощает этими конфетами вас, просит, чтобы вы съели хотя бы по одной льдинке. Как вы поступите? Станете ли вы есть лед? (нет). Почему? Раз вы отказываетесь есть ледяные конфеты, снежная королева предложит поиграть в льдинки, она будет кидать льдом в вас. А вы в нее и друг в друга. Чем это может закончиться эта игра? Почему нельзя кидаться льдом? Молодцы! Чтобы получить лед, что надо сделать? (Надо заморозить воду.) Какой должна быть вода, чтобы получить цветные льдинки? Давайте вылепим из пластилина мисочки, нальем в них цветную воду. А когда пойдем на прогулку, возьмем их с собой на улицу. Как вы думаете. Что произойдет с водой?  (Она замерзнет.) Какие получатся льдинки?  (Разноцветные.)

Дети лепят мисочки, наливают воду. Выносят поднос с мисочками на улицу. После того, как вода в них замерзнет, рассматривают цветные льдинки. Воспитатель проводит заключительную беседу.

Занятие 5.

Тема: «Снег»

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

    • Формировать умение экспериментировать со снегом, формировать представления о зимних природных явлениях, развивать тактильные ощущения, температурные различия (холодный снег);

    • Формировать умение отвечать на вопросы;

    • Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово;

    • Воспитывать желания слушать стихотворения;

    • Формировать умение изображать следы на снегу;

    • Формировать умение различать белый цвет, правильно называть его;

    • Формировать умение рисовать мазки, уподобляя предметам (следы на снегу, располагая изображение по всему листу;

    • Формировать умение держать кисть свободно (чуть выше железного наконечника), набирая краску на кисть (макая всем ворсом в баночку), снимать лишнюю краску ( прикасаясь ворсом к краю баночки, рисовать мазки всем ворсом кисти.

Планируемые результаты.

    • Имеет элементарные представления о снеге.

    • Может поделиться информацией.

    • Общается в диалоге со взрослым.

    • Слушает доступные по содержанию стихотворения.

    • Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

    • Знает, что красками и кистью можно рисовать.

    • Называет белый цвет.

Предварительная работа: ходьба по снегу, рассматривание снегов на снегу от ног, лап собак, кошек и птиц; выполнение пальчиковой гимнастики «Большие ноги шли по дороге», игрового упражнения «Снежок».

Приемы работы: художественное слово; показ и объяснение способов выполнения работы; указания; помощь; рассказ воспитателя; рассматривание; вопросы; обыгрывание; поощрение; пальчиковая гимнастика, пение.

Материалы: образец, чистый лист бумаги для показа (2шт.); кисть; гуашь; баночка с водой; ванночка со снегом; пластмассовая игрушка-собака; салфетки, листы бумаги, кисти, гуашь (по количеству детей).

Ход занятия

Знакомство со снегом.

Воспитатель вносит ванночку, наполненную снегом.

Воспитатель. Что это? (Ответы детей.) какого он цвета? (Ответы детей.) Какой снег: холодный или теплый? Потрогайте. (Ответы детей.) Снег белый, холодный. Вы потрогали снег, и ваши руки стали мокрыми. У кого стали мокрые руки? У всех. Почему руки стали мокрыми? (Ответы детей.) снег тает от теплых рук, превращается в воду.

Воспитатель показывает игрушку-собаку, изображает голосом лай собаки.

Воспитатель. кто это к нам прибежал? (Поет.)

Вот собачка жучка.

Хвостик-закорючка,

 Шубка пестрая,

 Зубки острые.

Гав!Гав!

(«Собачка Жучка» (муз. Г.Лобачева, сл.С.Федоренко).)

Собачка тоже хочет снег потрогать, побегать по нему. Разрешим собачке побегать по снегу? (перемещают игрушку по снегу в ванночке, вдавливая ее в снег, чтобы следы были хорошо видны.) жучка бегает, резвиться. Посмотрите на снег, как много следов осталось от собачьих лап. Когда вы ходили на улице по снегу, от ваших ног тоже оставались следы, мы их рассматривали. Следы могут быть большие и маленькие. Большие следы от больших ног, а маленькие – от маленьких. Давайте расскажем и покажем, как ходят большие ноги и как бегают маленькие ножки.

Пальчиковая гимнастика «Большие ноги шли по дороге».

Рисование.

Постановка цели и вызов интереса.

Воспитатель. Давайте нарисуем следы на бумаге.

Рассматривание образца.

Воспитатель. Посмотрите (показывает образец), какие следы нарисованы. Какого цвета следы? (Ответы детей.) Как располагаются следы? (Ответы детей.)  Вот такие следы мы будем рисовать.

Показ способов выполнения работы.

Воспитатель осуществляет полный показ, свои действия сопровождает словами.

Воспитатель. Окунаю ворс кисти в краску до железного наконечника, лишнюю краску снимаю о край баночки. Рисую следы всем ворсом кисти, приложила кисть, убрала, и побежали наши ножки по снегу, оставляя следы.

Закрепление последовательности выполнения работы.

Взрослый предлагает нарисовать следы сухой кистью на листе бумаги.

Воспитатель. возьмите правильно кисточки тремя пальцами там, где заканчивается железный наконечник. (Дети выполняют действия.) покажите, как вы взяли кисть. Сухой кистью попробуем нарисовать следы. Как вы будете это делать? (Ответы детей.) Рисуем следы всем ворсом кисти, приложили кисть и убрали.

Воспитатель ставит на столы гуашь. Дети выполняют работу. Воспитатель проговаривают общие указания: окунать ворс кисти в краску до железного наконечника. Лишнюю краску снимать о край баночки, не забывать набирать краску на кисть, рисовать следы по всему листу.

В ходе выполнения работы воспитатель помогает малышам, поощряет детей, подсказывает им, дает индивидуальные указания, как держать кисть, набрать краску; снять лишнюю гуашь о край баночки, рисовать мазки; где располагать мазки.

По окончании рисования взрослый ставит на столы воду и помогает промыть кисти.

Анализ детских работ. Воспитатель рассматривает с детьми работы. хвалит детей, предлагает найти работу, на которой изображены следы ребенка или взрослого, (птицы) маленькие следы, следы от игр детей (валялись на снегу) и др.

Воспитатель напоминает, что из снега можно лепить снежки, предлагает детям вспомнить, как они это делали.

Игровое упражнение «Снежок».Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

Раз, два, три, четыре, ---------------загибать на руке пальцы, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили ----«лепить снежок», меняя расположение ладоней.

Круглый, крепкий,очень гладкий -------------------------показать круг

И совсем-совсем не сладкий. ----------------грозить пальцем

Раз – подбросим, ----------------------посмотреть вверх, подбрасывая

Два – поймаем, --------------------------руками воображаемый снежок

Три – уроним ---------------------------уронить воображаемый снежок

И…сломаем. ----------------------------топнуть ногой

В конце занятия взрослый обращает внимание детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его не стало меньше, но появилась вода. Ванночка со снегом остается в группе. когда снег совсем растает, воспитатель показывает детям ванночку и говорит, что снег растаял, а вода, в которую превратился сне, – грязная.

Приложение 3.                    Картотека опытов

Эксперименты с водой

Тема: «Что получиться?»

Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Эксперименты с песком

Тема: «Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).

Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом

Тема: «Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Эксперименты с камнями

Тема: «Легкий – тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой

Тема: «Бумажные листочки»

Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.