«Расширение знаний детей дошкольного возраста об окружающем мире с помощью мини-музеев» (выступление)
методическая разработка (подготовительная группа)

Петрищева Наталья Николаевна

Мини- музеи в условиях  доу позволяют реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средство индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_v_dou.docx44.91 КБ

Предварительный просмотр:

                   МДОАУ «ЦРР - ДЕТСКИЙ САД №56 «НАДЕЖДА» г. ОРСКА

Рисунок1.jpg

         

             

            выступление на методическом объединении

                     для педагогов МДОАУ №56 по теме:

      «Расширение знаний детей дошкольного   возраста об окружающем мире с помощью  мини-музеев»

                                             Выполнила: Петрищева Н.Н.

                                                                              воспитатель высшей категории

                                                                             

                                                             2017 г.

   

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

                                                                                                                            Д. Лессинг.

     В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Познавательная активность является важным условием всестороннего развития личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.                                                                                                                                                                                                Одним из методов работы по познавательному развитию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея.

     Мини-музеи в условиях ДОУ позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средство индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

      Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.  В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Содержание и назначение мини - музея в дошкольном учреждении 

   Обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Организация экскурсий, где экскурсоводом является ребёнок - есть «изюминка» в работе мини – музея группы. Так как его посещают воспитанники группы, дошкольники ДОУ, а также и их родители. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник.

Как оформить мини-музей?

   Эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Формы детской деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Всю работу можно разделить на три этапа:

1 – этап. Подготовительный. Деятельность педагога:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор и изучение методической литературы.

6) подбор экспонатов.

   При создании мини-музея очень важно взаимодействие с семьей: проведение консультаций, бесед о создании и значении музея в группе, привлечение к сбору экспонатов. Музейные экспонаты собираются по разным принципам, например, такие как:

Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности.

Принцип деятельности: возможность реализовать разные виды изодеятельности.

Принцип культуросообразности: приобщение к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании.

• Принцип разнообразия,

• Принцип экологичности

• Принцип безопасности. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

• Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Схема описания экспонатов:

Рисунок (фотография) экспоната.

Название:

(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)

Где собран:

(Указывается место сбора,его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде, наземно-воздушная (летает, наземная, почвенная.)

Кем собран:

(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)

Краткая информация об экспонате:

(Где встречается, почему имеет такое название,особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Как использовать в работе с детьми:

(При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).)

Дополнительная литература:

(Перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)

2 – этап. Практический. Данный этап предполагает :

1. Выбор темы мини-музея

Экспозиции в течение года могут изменяться.

2. Определение места размещения мини-музея

3. Планирование экспозиций

Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Оформление буклета мини-музея

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

В процессе организации мини–музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций, экскурсии по музеям города.

3- этап. Подведение итогов. Презентация мини – музея. С этой целью возникает потребность обучения дошкольников правилам проведения экскурсий.

Этапы подготовки экскурсии:

1. Определение цели и задачи экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы.

4. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

7. Подготовка текста экскурсии.

9. Составление методической разработки.

10. Проведение пробной экскурсии.

4 этап - «Функционирование мини-музея».

Сначала организовано посещение мини-музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям.

Предполагаемый результат. Создание мини-музея позволит :

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,

- расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие,

- позволит пополнять мини-музей новыми экспозициями;

- помощь в усвоении детей элементов культуры,

- расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов,

- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

Использование в работе такой технологии, как мини – музей наиболее актуальна и интересна для педагогов нашего ДОУ и стала с переходом на комплексно – тематическое планирование. Так как практически каждая тема недели может отражаться в работе мини – музея определённой коллекцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром

Отчет по самообразованию: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром по теме «Транспорт»

Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспор...

Эстетическое отношение детей дошкольного возраста к окружающему миру

Для того чтобы ребенок в дальнейшей своей жизни выбрал правильное направление, ему важно с раннего детства прививать интерес к окружающему миру. В данной работе отображена информация об актуальности д...

ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...