Главные вкладки

    Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром
    материал по окружающему миру по теме

    Фомина Светлана Константиновна

    Отчет по самообразованию: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_ekologiya.docx55.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет по самообразованию

    "Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром"

    Воспитатель: Фомина Светлана Константиновна

    Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром

    Цель:  описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.

    Задачи:

    1) проанализировать психологические характеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.

    2) Раскрыть значение природы в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.

    3) Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению детей-дошкольников с природой.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ


    Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

    Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

    Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

    В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. 

    Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления. 

    Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. 

    Появляются новые виды деятельности: 

    Игра – первый и основной вид деятельности.

    Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность.

    Элементы трудовой деятельности.

    Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе. 
    В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое
    и эстетическое.

    Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.

    Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.

    В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.

    Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

    У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.

    Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.

    К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.

    К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).

    Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое.

     РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. ВОСПИТАТЕЛЬНО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

    Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

    Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

    Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.

    Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.

    На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.

    Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

    С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

    Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

    Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

    Вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда, Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

    Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

    Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

    Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е, уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

    Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.).

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

    Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

    Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

    Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

    Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

    Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др..

    Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

    В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

    Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
    Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

    Наблюдения в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

    Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

    По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

    Организация наблюдений.

    Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

    Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач.

    Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.
    Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

    Наблюдение за насекомыми

    Цельформировать реалистические представления о природе.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

    С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

    • Как выглядит муха?

    • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые
    подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подуше
    чек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удер
    жаться практически везде.)

    • Почему мух называют вредными насекомыми?

    • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

    • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

    • Где мухи откладывают свои яйца? ( В навозе, мусоре.)

    • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

    • Для чего мухам служит хоботок? (Для захватывания пищи.)

    • Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они
    могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

    Трудовая деятельность

    Коллективный труд по уборке территории.

    Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.

    Подвижные игры

    «Кто быстрее?», «Ручеек».

    Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаясь на место.

    Выносной материал

    Лопатки, скребки, метелки, цветные кружочки.

    Наблюдение за погодой



    Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.


    Ход наблюдения:


    Хорошо весной, поле чистое, Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин

    Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

    Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)

    Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)

    Что произошло со снегом? (Он растаял.)

    Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)

    Каким стало небо? (Ярко-синим.)

    Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)

    Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

    Какая была температура воздуха, когда шел снег?

    При какой температуре идет дождь?

    Чем отличается поздняя весна от ранней ? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

    Трудовая деятельность:

    Уборка участка. от весеннего мусора.

    Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.

    Подвижные игры:

    "Мы — капельки", "Живой лабиринт".

    Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

    Индивидуальная работа:

    Развитие движений. Цели: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;

    - развивать координацию движений;

    формировать навыки коллективной деятельности.

    Дикие и домашние животные.

    Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

    Задачи:

    1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.

    2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

    3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

    Предшествующая работа:

    1. Дидактическая игра «Кто как кричит?»
    2. Рисование животных по трафаретам.
    3. Игры-перевоплощения в животных.
    4. Дидактическая игра «Кто где живет?»
    5. Лепка животных из пластилина.
    6. Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
    7. Заучивание стихов о животных.
    8. Русские народные потешки и загадки о животных.

    План занятия:

    1. Вводная часть (беседа) – 3 мин.
    2. Основная часть (путешествие) – 12 мин.
    3. Заключительная часть (беседа, игра) – 5 мин.

    Ход занятия

    I. Вводная часть (беседа)

    Дети входят в зал.

    - Ребята, вы любите гулять?

    - Куда можно пойти гулять?

    (Ответы детей.)

    - Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием.

    - Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

    - Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.

    II. Основная часть (путешествие)

    В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.

    - Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.

    Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:

    На воздушном шаре мы летим,
    На воздушном шаре мы летим, как птицы.
    Вот и домик виден там вдали,
    Поскорей бы нам на землю опуститься.

    Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.

    - Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей.)

    - Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:

    - Здравствуйте, кто здесь живет?

    Из домика раздается голос:

    То мурлычет, то играет,
    То куда-то удирает,
    Убегает далеко.
    А когда придет обратно,
    То мяукает и с блюдца
    Пьет сырое молоко.

    - Вы отгадали загадку? Кто же это?

    - Кошка.

    - Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?

    - Домашнее.

    - Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)

    - Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)

    - Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.

    (Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)

    - А теперь назовите животное и его детеныша.

    Ответы детей:

    - У собаки – щенок.

    - У кошки – котенок.

    - У курицы – цыпленок.

    - У коровы – теленок и др.

    - Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.

    На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат.

    Курица – ко-ко-ко (громким голосом).

    Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом).

    Корова – му-у-у (громким, грубым голосом).

    Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом).

    Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом).

    Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом) и т.д.

    - Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.

    Под исполнение песни путешествие продолжается.

    Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке.
    Ручки к тучкам тянем мы все выше.
    В лес зеленый мы скорей спешим,
    На полянку мы опустимся потише.

    Возле леса песня заканчивается.

    - Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)

    - А какие животные живут в лесу? (Ответы детей.)

    - Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

    - Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь.

    Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.

    - А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.

    (Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)

    - Назовите животное и его детеныша.

    Ответы детей:

    - У зайца – зайчонок.

    - У волка – волчонок.

    - У белки – бельчонок и др.

    - Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

    Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.

    Поют:

    Наше путешествие кончается,
    Нам пора обратно в детский сад.
    С нашими зверями не прощаемся,
    Каждый их увидеть будет рад.

    III. Заключительная часть (беседа, игра)

    - Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки.

    На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой – леса. Дети раскладывают картинки с изображением диких и домашних животных на две «полянки» («полянки» размещены на фланелеграфе).

    - Молодцы, помогли животным разобраться.

    - Вам понравилась наша прогулка? (Да.)

    - Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)

    - О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)

    - Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.

    Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные – к условному обозначению леса, домашние – к условному обозначению домика.

    Технические средства обучения: магнитофон с записью музыки; мультимедийная система.

    Дидактические материалы:

    1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей.
    2. Карточки с условным обозначением леса и дома.
    3. Макет домика.
    4. Макеты деревьев.
    5. Шапочки с животными.
    6. Фланелеграф.

    "Мой папа и моя мама"

    Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о семье. Умение называть членов семьи: мама, папа, сестренка, братишка. Побуждать детей проявлять заботу и любовь к родным. Воспитывать доброе отношение к родным и близким.

    Материал: семейные фотографии или альбомы, строительный набор, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья Незнайки», Знайка со своими братишкой и сестренкой.

    Ход занятия:

    Воспитатель предлагает посмотреть в окно и определить, какое время года:

    - Почему люди одеты в пальто и шапки? (ответы детей)

    - Как светит солнышко и почему? (Солнышко светит, но не греет. Наступила осень, стало холодно, люди надели пальто, сапоги и шапки)

    - Какие вы знаете еще приметы осени? (дует сильный холодный ветер, идет мелкий дождь, опадают листья с деревьев и т.д.)

    Ребята, когда я была маленькая, я очень любила в осенний дождливый день рассматривать семейный альбом с фотографиями. Давайте мы сейчас сядем поудобнее, рассмотрим ваши семейные альбомы с фотографиями и покажем их Незнайке, его сестренке и братишке.

    Дети поочередно рассказывают по альбому:

    - Это мой папа. Его зовут Сергей Иванович. Это моя мама. Ее зовут Анна Петровна. Это мой братик. Его зовут Андрей, он еще маленький и не ходит в детский садик и т.д. (по ходу рассказывания воспитатель может задавать вопросы для речевой активизации детей)

    - Ребята, посмотрите, а у наших пальчиков тоже есть семья:

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик - бабушка,

    Этот пальчик - папочка,

    Этот пальчик - мамочка,

    Этот пальчик - я,

    Вот и вся моя семья!

    (Пальчиковая игра повторяется несколько раз по желанию детей)

    Далее воспитатель предлагает построить домик, в котором будет тепло и уютно.

    - Кто же будет жить в этом домике? (ответы детей, но воспитатель подводит к тому, что в домике будут жить Незнайка и его сестренка и братишка. У всех должны быть домики.)

    Дети вместе с воспитателем строят дом, ставят там кровать, стол, стулья и размещают Незнайку с его семьей. Распределяются роли, и проводится сюжетная игра «Семья Незнайки»

    Интегрированное занятие по Ознакомлению с окружающим миром и ОБЖ для 2 младшей группы«Знакомство с грибами»

    Цель: формирование у детей представлений об окружающем мире, формирование представлений об основах безопасного поведения, познакомить с разновидностью грибов, развитие средствами изо-деятельности творческих способностей. 
    Задачи: 
    1.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира природы. 
    2.Формировать элементарные представления о безопасной жизнедеятельности. 
    3.Развивать творчество в изобразительной деятельности. 
    4.Воспитывать бережное отношение к животным. 
    5.Обучить новому способу изобразительной деятельности. 
    Программное содержание
    1.Познакомить детей с разновидностью грибов. 
    2.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.3.Расширять словарный запас: «съедобные», «несъедобные», «подосиновик», «лисички», «мухомор».4.Закрепить правила осторожного и осмотрительного обращения с незнакомыми предметами.5.Познакомить детей с нетрадиционным способ рисования.6.Воспитывать бережное отношение к животным.
    Материалы.Игрушка белочка, корзина, муляжи грибов, шишки, тарелочки с красной и желтой гуашью, 5 картофелин, разрезанных пополам и насаженных на карандаши или фломастеры, ватман с изображением лесной поляны.Оборудование: Музыкальный центр, диск «Звуки природы», муляжи осенних деревьев — имитация леса, пенек, яркая коробочка.Предварительная работа:Беседа «Безопасное поведение в лесу», «Осторожно, незнакомый предмет».Ход занятия.Воспитатель (в ярком наряде Осени)Здравствуйте, ребята! Я так рада вас видеть! Посмотрите, какой у меня наряд. На что он похож? 
    (Предположения детей) 
     Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? 
    Дети:Осень. 
    Воспитатель:Правильно ребята. И осень подарила мне этот наряд, чтобы мы могли запомнить, какая она бывает яркая и нарядная. 
    Стук. 
    Воспитатель: Кто-то пришел.
    Воспитатель вносит игрушку белочку, которая плачет.Воспитатель:-Ребята, к нам в гости пришла белочка. Ой, посмотрите, она плачет.-Что случилось, белочка?-Ребятаона говорит, что у нее болит живот.-Белочка, а что ты сегодня ела?-Ребятабелочка сказала, что съела гриб.-Белочка, а может, ты съела плохой гриб, несъедобный?-Ребята, она спрашивает, что такое несъедобный гриб?-Давайте, ребята, расскажем белочке про грибы. Как вы думаете, съедобные – это, какие грибы? (ответы детей) Съедобные — это те грибы, которые можно есть. А несъедобные – это ядовитые грибы, их нельзя принимать в пищу.— Ребята, подскажите, где растут грибы?Дети: В лесу.Воспитатель: Правильно, в лесу.-Ребята, а белочка приглашает нас в свой волшебный лес, чтобы вы помогли ей собрать съедобные грибы для своих деток.(Дети берут корзинку и под музыку отправляются в «лес». Звучит запись голосов птиц. Затем дети выполняют движения соответственно тексту.)Физ. минуткаВсе зверюшки на опушке (дети идут друг за другом.)Ищут грузди и волнушки.Белочки скакали, (скачут поскоками),Рыжики срывали (в конце приседают «срывают грибок»).Лисичка бежала, (легкий бег, в конце срывают воображаемый гриб),Лисички собирала.Скакали зайчатки, (прыгают на двух ногах),Искали опятки (останавливаются и оглядываются по сторонам).Медведь проходил (ходят на внешнем своде стопы) —Мухомор раздавил (топают ногой).Снова мы идем по лесу (ходьба на месте).А вокруг – так интересно (потягивания – руки в стороны).Отдохнуть пора, дружок, мы присядем на лужок (Нищева)Воспитатель обращает внимание детей, что на поляне растет много грибов. Дети садятся на «лужок», воспитатель усаживает белку на пенек и начинает свой рассказ о грибах.Воспитатель:Посмотрите на этот гриб. Он называется подосиновик. Давайте повторим вместе. Он съедобный гриб. Посмотрите, какого цвета у него шляпка?Ответы детей: красная.Воспитатель: правильно, повторите «подосиновик».

    Воспитатель: 
    -А вот еще один грибЭтот гриб называется лисичка, он тоже съедобный. Как вы думаете, почему он так называется?Дети: Потому что он такого же цвета, что и лиса.Воспитатель:Ну конечно, молодцы.Воспитатель: 
    -Ой, посмотрите, ещё гриб
    Этот гриб — мухомор, — он несъедобный, его есть нельзя. У него белая ножка и красная шапочка в белый горошек. Он очень красивый, но его нельзя трогать руками, он ядовит и опасен. Повторите «мухомор». 
    Воспитатель: 
    -Давайте поможем белочке собрать грибы на зиму. 
    Дети собирают грибы. 
    Воспитатель: 
    -Белка уже научилась правильно собирать грибы. Давайте напомним ей, какие бывают грибы. (Ответы детей). Как называется этот гриб? Какой он? А этот гриб?
    Воспитатель
    -Ребята, белочка мне сказала, что она хотела бы и деток своих научить собирать съедобные грибы. Она даже приметила полянку.
    Воспитатель подводит детей к ватману с изображением лесной поляны. 
     Посмотрите, чего на ней не хватает? (Грибов) Давайте нарисуем их.Но прежде чем рисовать, мы с вами разомнем пальчики.
    Пальчиковая гимнастика «Сидит белочка в тележке». 
    Воспитатель: 
    -Пальчики размяли, а теперь порисуем. Но мы будем не просто рисовать, а с помощью картошки.
    (Воспитатель показывает пример, дети повторяют).Продуктивная деятельностьВоспитатель: 
    -Посмотрите, какая у нас получилась замечательная поляна с грибами. А какие мы с вами изобразили грибы? Как они называются?
    Дети: подосиновики. 
     Воспитатель: Белочка вам так благодарна, что решила сделать вам подарок. Она дарит вам эту корзинку с шишками. Ну что ж, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Дети, попрощаемся с белочкой.(Дети возвращаются в детский сад.) 
    Воспитатель:-Погуляли мы в лесу, а теперь пора прощаться, в детский садик возвращаться. Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем, возвращаемся домой мы с корзинкою большой.Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая-то коробка! Она не моя. Может ваша? Максим, твоя? Вика? Раз она не ваша, можем мы ее открыть? (Нет) Почему? (Ответы детей)Итог: 
    -Ребята, понравилось вам в лесу у белочки? 
    -А что вы там делали? 
    -Какие грибы вы собирали? 
    Воспитатель: Ребята, мы с тетушкой осенью решили сделать вам еще один подарок. Вот эта игра. (Воспитатель дарит игру) 
    И в лесу мы побывали, 
    Белочке грибы собрали, 
    А потом порисовали, 
    А теперь пора прощаться, 
    Вам играть, мне удаляться. 
    К деткам я другим схожу, про грибы им расскажу. (Коновалова) 
    Спасибо вам. До свидания. 

    Знакомство с кошкой и ее котятами.

    Цель: Познакомить детей с кошкой и ее детенышами, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы. Учить исполнять разные игровые действия. Учить подражать «речи» котят. Сообщить, что кошка - это домашнее животное, живет с хозяином.

    Дети входят в групповую комнату, рассаживаются полукругом на стулья. Звучит тихая музыка, воспитатель обращает внимание детей на корзинку, в которой лежат спутанные клубочки.

    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки. Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, кто это такой.

    Мордочка усатая,

    Шубка полосатая,

    Часто умывается,

    А с водой не знается

    Дети: Кошка.

    Воспитатель: Правильно, кошка. Давайте позовем ее к нам. Скажем вместе «кис-кис-кис».

    Воспитатель берет кошку в руки (рассматривает вместе с детьми) Воспитатель: Посмотрите какая она красивая. Её зовут Мурка. Что есть у кошки Мурки?

    Дети: Голова, ушки, носик, глазки, усики.

    Воспитатель: Усики торчком, зубки острые. Кошка покрыта шерстью, как будто она в шубке. Скажите, какая шубка у нашей Мурки?

    Дети: Пушистая, гладкая, мягкая, теплая.

    Воспитатель: Какого цвета шерсть у кошки?

    Воспитатель: А какой хвост?

    Дети: Длинный, пушистый

    Воспитатель: А что еще есть у кошки Мурки?

    Дети: Лапки.

    Воспитатель: Сколько лапок у кошки?

    Дети: Много.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает лапки

    Воспитатель: Мягкие лапки, в лапках коготки-царапки. Для чего нужны кошке когти?

    Дети: Защищаться от врагов, лазать по деревьям, ловить мышей.

    Воспитатель: Ребята, а где кошка живет? (Дома).

    Воспитатель: Правильно. Кошка – домашнее животное. Она живет в доме, любит тепло и уют, за ней надо ухаживать: поить и кормить. А что любит кушать кошка?

    Дети: Молочко, рыбу.

    Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашей кошке, как мы умеем играть.

    Пальчиковая гимнастика «Как у нашего кота»

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы, удивительной красы.

    Глаза смелые, зубки белые.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то наша кошка грустная, что же случилось? Оказывается, она потеряла своих деток – котят. Она просит, чтобы мы помогли ей найти их.

    Воспитатель вместе с детьми ищет котят. Обращает внимание на следы

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то оставил следы. Наверное, это котята. Давайте пойдем по следам и найдем котят.

    Находят котят и приносят их к кошке.

    Воспитатель: Посмотрите, какие котята?

    Дети: Маленькие, пушистые.

    Воспитатель: А кошка у нас большая или маленькая?

    Воспитатель: Правильно, мама-кошка большая, а котята маленькие.

    Воспитатель: А как мама-кошка зовет своих котят? (дети громко произносят «мяу»)

    Воспитатель: А как котята отвечают маме? (дети говорят тихо «мяу») .

    Воспитатель: Ребята, котята хотят с вами поиграть. С чем любят играть котята?

    Дети: С клубочками.

    Воспитатель: Правильно.

    Проводится подвижная игра с клубочками

    Посмотри, играют в прятки

    Шаловливые котятки.

    Притаились у окошка

    Тихо-тихо мама кошка

    Учит деточек играть

    Клубочек по полу катать.

    Мышкой нитки воображают

    То подбросят, то поймают.

    (дети играют с клубочками – катают их по полу, подбрасывают)

    Воспитатель: Ребята, мурка благодарит вас, за то, что помогли отыскать котят. А сейчас им пора домой. Попрощаемся с Муркой и котятами.

    Дети прощаются с Муркой и котятами.

    Методическая литература

    1. Дьяченко О.М. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. С. 96.

    2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.

    3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 56.

    4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 240.

    5.  Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

    6. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126 с.

    7. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 96с.

    8. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.

    9. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.

    10. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005.-170с.

    11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003, - 56с.

    12. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб.пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой.—М.: Просвещение 1991.—240с.

    13. Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2002.-118 с.

    14. Осипов Г.Н. Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г.Н. Осипов. М.: Просвещение, 1981. - 86 с.

    15. Н. А. Карпухина. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. - 202 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

    В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

    Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром по теме «Транспорт»

    Транспорт – совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспор...

    Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

    Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...

    ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

    Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная  мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...

    Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

    Использование кругов Луллия как один из методов ОТСМ-ТРИЗ...

    Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

    Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

    Консультация на тему: «Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»

    Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечив...