Игра как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников
статья

Миронова Екатерина Сергеевна

«Игра – это огромное светлое нежное,

через  которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

 поток представлений и понятий

об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironova_e.s._statya.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Миронова, Ю.С. Шишкова

МБДОУ «ДСОВ№41», г. Братск

Игра как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников

«Игра – это огромное светлое нежное,

через  которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

 поток представлений и понятий

об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Российское общество переживает в настоящее время нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Следствием происходящих событий стало разрушение ценностных установок детского сознания с точки зрения личности, государства и семьи. Родители являются первыми педагогами своих детей, они закладывают основы нравственного развития личности ребенка с раннего возраста. Помимо родителей в воспитании базовых общечеловеческих ценностей детей активное участие принимает дошкольное образовательное учреждение.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Существует немало средств, с помощью которых может решаться проблема нравственного воспитания, наибольшими возможностями формирования личностных качеств ребенка дошкольного возраста обладает игра.

Игра для детей – не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: игры, инициаторами которых становятся сами дети и игры, которые рождаются по инициативе взрослых.

В первую группу игр входят:

- сюжетно-отобразительные (с игрушками, с игрушками-заместителями, с воображаемыми предметами);

Подобный вид игры является ведущим в возрасте 2-3 лет. Используя определенные предметы, дети знакомятся с их назначением, свойствами, характеристиками и применением. Сюжетно-отобразительную  игру можно назвать начальным этапом становления самостоятельной сюжетной игры.  

- сюжетно-ролевые;

Подобные игры включают элементарные знания  о семье, родине, профессиях, этикете. Они способствуют у детей развитию нравственности, позволяют оценивать значимость труда взрослых, семейные взаимоотношения , уважать свою родину.

- театрализованная импровизация;

В процессе игры дети 4-х лет с удовольствием примеряют на себя различные роли, опираясь на небольшой жизненный опыт, это приводит развитию творческих способностей, эстетического вкуса, речевым навыкам, ускоряется социальная адаптация. Особое место занимают народные игры и фольклорные традиции сообщающие детям  об историческом прошлом.

Во вторую группу игр входят:

- дидактические игры;

В воспитании нравственных качеств большое значение имеют дидактические игры. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности человека. Об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: хитрости, трусости, лживости, лености и т. д.

- игра- эксперимент;

Экспериментирование и поисковая деятельность в значительной мере удовлетворяет стремление детей к знакомству с окружающим миром. А самостоятельное приобретение знаний в процессе игры вызывает еще больший интерес к познавательной деятельности.

- игра путешествия;

Это доступный способ расширения жизненного пространства детей, помогающий им осмысливать окружающий мир и определять свое место в нем.

Игра-это «спутник жизни» ребенка, который формирует у ребенка стиль отношения к чему-либо, правильное отношение к сверстникам и к взрослым, воспитывает чувства и вкусы. Играя, дети учатся жить и действовать сообща, помогать друг другу, сопереживать, нести ответственность за свои поступки. Игра-это первая ступенька в воспитании нравственного гражданина.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Основные моральные качества формируются именно в эти годы. Успех педагогических воздействий, в значительной мере определяется тем, насколько удается вызвать у ребенка определенные чувства к тому или иному лицу, предмету или действию. Нравственное воспитание - одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Список литературы

1. Букатов В. М. Дидактические игры// Игра и дети.- 2012.- №4.- С.25-27.

2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Дошкольное воспитание и развитие: Сюжетно ролевые игры.- М.: Айрис-пресс, 2011.-128с.

3. Волобуева Л. Авилова Е. Вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикирского и В.М. Бехтерева// Дошкольное воспитание.- 2007.- №3.- С.88-92.

4.Качанова И.А. Социально-личностное развитие// www.slideshare.net/rcds26/ss-6864781  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа....

Статья на тему: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств дошкольника»

Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребёнка, также обогащает  его эмоциями, прививает любовь к родному краю, к природе. Одна из важных задач во...

Программа саморазвития Тема: «Игра как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Саморазвитие воспитателя есть нео...

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Народные  подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми....

Статья «Физическое развитие как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников»

Подготовка ответственного гражданина, патриота своей Родины -  это одна из основных задач нашего современного общества. Все нравственные качества формируются на протяжении жизни и деятельности че...

Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"

В  21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...