Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"
статья по теме

Зубарева Ольга Викторовна

Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnye_podvizhnye_igry.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры как средство воспитания

нравственных качеств дошкольников

Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа. Игра – ведущее средство нравственного воспитания детей. Именно народные  подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра формирует высокую нравственность.  Воспитательное значение русских народных подвижных игр и игр других народов усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.

Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей – каков ребенок в игре, таким он будет в жизни. Во время проведения игры дошкольник усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учится подчиняться и брать ответственность на себя.

Народные подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта, развивают быстроту реакции, находчивость и сообразительность. Формируют любовь к традициям своего народа и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Воспитание физически здорового и духовно развитого человека происходит благодаря таким играм в единстве.

Рассмотрим методику организации и проведения народных подвижных игр. При выборе игры учитывается возраст и количество играющих детей, место проведения игры, знание правил игры, необходимый инвентарь.

Практически  каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка имеет древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. В народных считалках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человеческих. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают:  Тара-бара, / Домой пора - / Ребят кормить, / Телят поить, / Коров доить / Тебе водить! Или: Раз, два, три, четыре, пять. / Нам друзей не сосчитать! / А без друга в жизни туго, / Выходи скорей из круга!

Подвижные игры должны проходить под наблюдением воспитателя. Особое внимание надо обращать на то, как дети выполняют правила игры. Так, например, в игре  «Палочка – выручалочка» дети выбирают водящего, стараются лучше спрятаться, чтобы его не застучали, а правило «выручи товарища» не всегда выполняют. Следует повторно  объяснить игру, акцентируя  внимание на это правило, а в ходе игры поощрять детей, которые выручали товарищей.

В играх, в которых используется мяч для выбивания, надо объяснять детям, что целиться надо в ноги, чтобы не сделать больно, не попасть в глаз и т.д., проявляя тем самым заботу о  своих товарищах.

Во многих подвижных играх с мячами, обручами, скакалками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Например, начиная играть, дети договариваются, что следует считать ошибкой. В каждом случае уговор считается правилом для всех играющих. Это имеет большую воспитательную ценность, дисциплинирует детей, помогает воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно. Но при этом надо особенно зорко, внимательно следить за тем, как дети группируются на игру, каких противников себе выбирают, так как некоторые,  желая отличиться и заслужить похвалу, хитрят и выбирают противника слабее себя  в физическом развитии, заведомо зная, что выиграют.

Руководство играми надо осуществлять не только указаниями, разумеется, тактичными, не унижающими личность ребенка, но и поощрением тех, кто поступает правильно и честно. Оценка воспитателя – это высшая оценка для ребенка, так как  воспитатель безусловно авторитет для него. Поэтому к каждой оценке надо подходить очень серьезно, объективно.

Активнее всего, конечно, дети участвуют в состязательных играх. Это – игры, направленные  на развитие как физических, так и умственных сил и способностей детей, например:  «Петушиный бой»,  «Пирог», «Дедушка –рожок», «Городки». Основной чертой является наличие четко спланированных правил и установка на победу. Народные игры-состязания влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.

Во время  игры и считалок  ребенок примеряет на себя разные роли, он учится общаться со  сверстниками, учится действовать сообща и добиваться успеха не только для себя, но и для коллектива.

Очень   большое значение в воспитании нравственных качеств   имеют русские народные хороводные игры.  Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу, например: «Мак маковистый», «Дударь-дударь», «Просо сеяли» и др.   С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. Народные хороводные игры имеют еще одно, преимущество – они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин–матерей.

Особое внимание следует уделять  установлению тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры через народные подвижные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Народные подвижные игры  способствуют  тому, чтобы усваиваемые  в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

"Подвижная игра, как средство физического воспитания дошкольников"

Содержание ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3Глава 1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬ...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка – важна...

«Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников»

Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов, киберигрушек вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний тем...