Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"
проект (старшая группа)
В 21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам, планшетам, в связи с этим дети становятся агрессивными, нервными, нету интереса к прослушиванию сказок, даже к просмотру мультфильмам советского союза. У многих детей западают такие нравственные качества, такие как поздороваться, попрощаться, по благодарить, помочь и т.д., ведь этим нравственным качествам учат в сказках. Детям очень важно окунуться в мир сказок, чтобы привить интерес, любовь к сказками, и развить нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «НОМИНА» г. УЛАН-УДЭ
670049, г. Улан-Удэ, 104-й мкр, д.7, телефон 379402
«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Группа старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет
Подготовила: Вахонина С.О.
г. Улан-Удэ
2022 г.
«Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её, безмерно любили детей.»
Т. Гончаров
Актуальность
В 21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам, планшетам, в связи с этим дети становятся агрессивными, нервными, нету интереса к прослушиванию сказок, даже к просмотру мультфильмам советского союза. У многих детей западают такие нравственные качества, такие как поздороваться, попрощаться, по благодарить, помочь и т.д., ведь этим нравственным качествам учат в сказках. Детям очень важно окунуться в мир сказок, чтобы привить интерес, любовь к сказками, и развить нравственные качества.
Проблема
Как через сказки развить нравственные качества у детей?
Цель. Создать условия для нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
Задачи:
- Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
- Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
- Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
- Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки».
- Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей.
- Усвоение детьми норм нравственного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
- Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм.
- Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
- Понимание эмоционального состояния окружающих.
- Форсированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости.
- Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продукт проекта: рисунки детей «Моя любимая сказка», «Лисичка-сестричка и волк».
Период реализации: с 15 февраля г. по 1 апреля 2022 г.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Принципы:
- Отбор художественного материала по различным видам народного искусства, обусловленного возрастными особенностями детей.
- Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
- Активное включение детей в разнообразные художественно творческие деятельности: игровую, художественно – речевую, изобразительную.
- Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития, индивидуальная работа с каждым ребёнком.
- Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
1 этап
Подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта:
- Изучение методической литературы по данной проблеме. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
- Изучение статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
- Изучение инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
- Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
- Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.
2 этап
Основной (реализация проекта)
Период | Самореализация | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с воспитателями | |||
Февраль | Подбор материала на тему: «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания». | Беседа: «Волшебные сказки». Дидактическая игра «Угадай сказку» Цель: - развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации. - формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках. - развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков. | Консультация: «Как подружить ребёнка с книгой». | ||||
Чтение сказки "Теремок». Дидактическая игра «Найди знакомого героя сказки». Цель: - помочь детям вспомнить знакомые сказки, рассказы, потешки; - формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к литературным произведениям и малым фольклорным формам; - развивать умение сопереживать персонажам сказок, потешек; - воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к героям сказок и окружающему миру Драматизация сказки «Теремок» Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности; развитие желания активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх; развитие речи и коммуникативные навыки у детей, приобщение детей к театрализованной деятельности. Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Цель: - учить детей пересказывать близко к тексту, выдерживать последовательность и логическую завершённость рассказа; - активизировать речь прилагательными (хрупкий, лёгкий, прозрачный); - закрепить употребление глаголов движения; - формировать умение слушать, активно участвовать в занятии. Пересказ сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка» Цель: Познакомить воспитанников со сказкой «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А. С. Пушкина; Задачи: Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» А. С. Пушкина; развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук, закрепить у детей знания о русских народных сказках и авторских сказках, объяснить значение слов «избушка», «невод». Рассматривание картинок к сказке | |||||||
Период | Самореализация | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с воспитателями | |||
Март | Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей». | Пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации. Цель: - учить детей пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу; - развивать связную речь, память, внимание, образное мышление; - продолжать закреплять знания о домашних животных; как называются детёныши домашних животных; - закреплять правила поведения дома и при встрече с незнакомым человеком. | Консультация: «Учите детей любить книгу». | Методические рекомендации по теме: «Роль сказок в развитии детей». | |||
Чтение сказки К. Чуковского «Телефон». Цель: - учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы; - закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского; - развивать координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом; - развивать мышление, речь, воображение, память; - воспитывать усидчивость и коммуникативные взаимоотношения между детьми. Чтение сказки «Федорино горе» К. Чуковского. Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Цель: - формировать умения понимать содержание произведения «Федорино горе», анализировать причины поступков героев; - развивать восприятие на слух сказки К. Чуковского «Федорино горе» посредством беседы по произведению и дидактическую игру; - воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения Рисование «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Программное содержание: Образовательные задачи: - Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки. Развивающие задачи: -Развивать умение выбирать понравившийся эпизод и творческое воображение при создании иллюстраций к сказке, располагая изображение по всему листу и правильно держа карандаш. Воспитательные задачи: -Воспитывать эстетическое отношение и любовь к произведениям народного творчества. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Показ настольного театра. Цель: - учить строить развернутые высказывания, выразительно передавать диалог персонажей; - продолжать учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы; - продолжать формировать умение отвечать на вопросы по тексту полным предложением; - формировать умение подбирать слова в уменьшительное - ласкательной форме; - воспитывать уважение, доброту к другим. Сочинение сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)». Цель: - продолжать учить составлению творческого рассказа – сказки; - развивать внимание, умение выразительно рассказывать придуманную историю; - воспитывать интерес к творческому рассказыванию эстетическую и эмоциональную отзывчивость. |
Изучение методической литературы
- Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
- Ильин И.: «Духовный мир сказки».
- Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
- Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку».
- Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
- Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
- В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
- Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
- Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.
- Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.
- Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника», Просвещение,
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996
- О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика –синтез., Сфера. 2003
- Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. М. Просвещение, 1982
- Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
- Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»
- Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
- Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/12/picture-742775-1499891885.jpg)
Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"
Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/09/picture-1352798-1633798206.jpg)
Статья на тему: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств дошкольника»
Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребёнка, также обогащает его эмоциями, прививает любовь к родному краю, к природе. Одна из важных задач во...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-1376540-1641881611.jpg)
Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"
Народные подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми....
Статья «Физическое развитие как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников»
Подготовка ответственного гражданина, патриота своей Родины - это одна из основных задач нашего современного общества. Все нравственные качества формируются на протяжении жизни и деятельности че...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/27/picture-571124-1648376641.jpg)
Сказка как средство воспитания нравственных качеств дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики. Для того, чтобы воспитать нравственные качества у дошкольника применяют различные методы и средства, одним и...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-1436552-1668571850.jpg)
Игра как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников
laquo;Игра – это огромное светлое нежное,через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений и понятийоб окружающем мире.Игра – это искра, зажигающаяо...