Сказка как средство воспитания нравственных качеств дошкольников
материал (средняя группа)

Дюргус Елена Сергеевна

Нравственное воспитание дошкольников является  одной из актуальных проблем педагогики. Для того, чтобы воспитать нравственные качества у дошкольника применяют различные методы и средства, одним из которых является сказка. Нравственный воспитательный потенциал сказки отмечали еще в глубокой древности. Сказка позволяет развивать у ребенка представления о добре и зле, о справедливости и красоте, о счастье и любви, а так же учит сочувствию и сопереживанию. В данном перспективном планировании отобраны сказки для воспитания нравственных качеств доошкольников средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_nravstvennogo_vospitaniya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по воспитанию нравственных качеств дошкольников 4-5 лет посредством сказки

Месяц

Название сказки

Цель

Содержание работы

Сентябрь

«Репка»

Воспитывать такие качества как взаимопомощь, значимость совместной работы

Чтение, рассказывание, беседа, рассматривание

иллюстраций, решение проблемной ситуации: «Если бы мышка не пришла», игра «Репка»

«Лисичка со скалочкой»

Воспитывать такие качества, как справедливость

Чтение, рассказывание, беседа, рассматривание

иллюстраций, решение проблемной ситуации: «Если бы лисицу не пустили переночевать», игра-инсценировка

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Воспитывать такие качества, как послушание, доверие

Чтение сказки, этическая беседа, рассматривание

иллюстраций, лепка понравившихся героев

«Царевна-лягушка»

Воспитывать такие качества, как: доброта,

трудолюбие,

забота,

терпение

Чтение сказки, беседа, рассматривание

иллюстраций, кукольный театр,  аппликация «Лягушка».

Октябрь

Ш. Перро «Красная шапочка»

Воспитывать такие качества, осторожность, вежливость, забота о старших, справедливость

Чтение, пересказ, беседа, рассматривание

иллюстраций, решение проблемной ситуации: «Если бы Красная Шапочка не стала разговаривать с волком», кукольный театр

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитывать такие качества, как смирение, довольствие малым, трудолюбие, благодарность

Чтение, этическая беседа, рассматривание

иллюстраций, заучивание понравившихся отрывков наизусть, рассказывание с выражением, рисование «Золотая рыбка»

Бр. Гримм «Бременские музыканты»

Воспитывать такие качества, как дружба, справедливость, доброта

Чтение, пересказ, беседа, рассматривание

иллюстраций, театрализация

К. Чуковский «Федорино горе»

Воспитывать такие качества, как трудолюбие, чистоплотность, умение прощать.

Чтение, пересказ, просматривание мультфильма, беседа, театрализация

Ноябрь

«Каша из топора»

Воспитывать такие качества, как находчивость, щедрость, трудолюбие

Чтение, пересказ, беседа, рассматривание

иллюстраций, этюд: «Жадная старушка», «Щедрая старушка», «Глупый солдат», «Находчивый солдат», «Ленивый солдат», «Трудолюбивый солдат»

«Лисичка сестричка и серый волк»

Воспитывать такие качества, как честность, трудолюбие, доброта

Чтение, пересказ, беседа, рассматривание

иллюстраций, разыгрывание отрывков по ролям

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Воспитывать такие качества, как любовь к дому, честность, скромность

Чтение, просмотр мультфильма, этическая беседа, рисование любимых героев

«Заяц – хваста»

Учить том, что хваставство ни к чему хорошему не приведет

Чтение, пересказ, рассматривание

иллюстраций, беседа, инсценировка

Декабрь

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Воспитывать такие качества, как скромность, честность, не судить человека по внешнему виду

Чтение, пересказ, рассматривание

иллюстраций, беседа. Игра: «Изобрази мимикой героя», «Правда-неправда», «Объясни жестами»

В. Катаев «Цветик семицветик»

Воспитывать понятие о настоящей дружбе и преобладании ценностей здоровья перед материальными ценностями.

Слушание сказки, рассматривание

иллюстраций, пересказ сказки, беседа по содержанию, словесная игра «Волшебные слова»,

просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»,

решение проблемной ситуации: Если бы девочка истратила последний лепесток на другой желание?

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Воспитывать такие качества, как: сочувствие,

уважение,

трудолюбие,

послушание,

приветливость,

доброта

Пересказ сказки  и

рассматривание иллюстраций, этическая беседа о характере героев сказки, загадывание загадок, драматизации отрывка из сказки «Двенадцать

месяцев», аппликация «Корзина с подснежниками»

В. Сутеев «Мешок яблок»

Воспитывать такие качества, как щедрость, желание помочь, доброта, взаимопомощь

Чтение, прересказ, просмотр мультфильма, беседа, решение проблемной ситуации: «Если бы заяц не стал делиться своими яблоками…», инсценировка любимых моментов

Январь

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Познакомить детей с нравственными категориями: добрый, щедрый, заботливый на примере поступков героев

Чтение, пересказ, рассматривание

иллюстраций, просмотр мультфильма, беседа, этюды: «Собираю землянику», «Девочка устала», «Девочка трудится»

«По щучьему веленью»

Воспитывать такие качества, как трудолюбие, смелость

Чтение, пересказ, беседа, рассматривание

иллюстраций, сюжетно-ролевая игра

«Аленький цветочек»

На примере переживаний героев сказок способствовать осмыслению детьми привязанности к семье, родителям

Чтение, пересказ, беседа, рассматривание

Иллюстраций, инсценировка любимых отрывков

А. Милн «Винни Пух идет в гости»

На примере поступков героев сказок продолжать знакомить детей с правилами этикета, обогащать их социальный опыт.

Чтение, беседа, рассматривание

иллюстраций, театрализация

Февраль

«У страха глаза велики»

Способствовать преодолению детских страхов, воспитывать смелость, мудрость

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, кукольный театр

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Способствовать становлению осознанного отношения к правилам, установленным в семье – послушание старшим. Побуждать к проявлению сопереживания, дружелюбия.

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, импровизация (придумывание различных

концовок к сказке), психогимнастика (с помощью пантомимы, по

выбору детей, показать этюды из сказки), театрализованная деятельность по сказке

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Три поросенка»

Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, формировать понимание о вреде лени.

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, этюды: «Ленивые поросята», «Злой волк», «Поросята боятся», «Поросенок строит дом», инсценировка

«Рукавичка»

Воспитывать такие качества, как отзывчивость, доброта

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, пальчиковый театр, лепка любимого героя

Март

«Петушок и бобовое зернышко»

Воспитывать такие качества, как взаимопомощь, трудолюбие

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, раскладывание сюжетных картинок по порядку и рассказ по ним

«Маша и медведь»

Воспитывать такие качества, как уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, инсценировка

«Теремок»

Воспитывать понимание того, что дружба помогает преодолеть трудности

Чтение сказки, пересказ, рассматривание

Иллюстраций, беседа по содержанию, игра - драматизация «Теремок»

Л.Н. Толстой «Мужик и огурцы»

Воспитывать такие качества, как трудолюбие, честность, мудрость

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, этюд «Мужик и огурцы»

Апрель

«Лиса и журавль»

Воспитывать такие качества, как вежливость, уважение желаний других

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, раскрашивание иллюстраций к сказке

«Медвежонок – невежа»

Воспитывать такие качества, как вежливость, послушание, мудрость

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, рассказывание по ролям

«Крошечка-хаврошечка»

Воспитывать такие качества, как доброта, трудолюбие, заботливость

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, инсценировка

«Кот, петух, и лиса»

Воспитывать такие качества, как справедливость, доброта, смелость, желание помочь другому

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, рассказывание по ролям

Май

«Волк и семеро козлят»

Воспитывать такие качества, как: послушание, находчивость, заботливость

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, обыгрывание ситуаций что было бы, если: «Козлята не открыли волку», «Волк унес всех козлят», «Козе никто не помог»

«Заюшкина избушка»

Воспитывать такие качества, как: гостеприимство, доброта, справедливость, смелость, желание помочь другому

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций. Беседа, пересказ сказки детьми, лепка героев сказки, разыгрывание сюжета

сказки.

«Гуси- лебеди»

Воспитание таких качеств, как: доброта, забота

о близких,

смелость,

взаимопомощь,

отзывчивость

Чтение сказки,  этическая беседа по сказке с опорой на иллюстрации, придумывание рассказа «Как бы я поступил на

месте Аленушки», рисование одного из сюжетов сказки по выбору

(например, «Яблонька спасает Аленушку и

Иванушку»), драматизация отрывка сказки «Гуси-Лебеди»

«Зимовье зверей»

Воспитание таких качеств, как: дружба, согласие

Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание

иллюстраций, беседа, инсценировка, аппликация «Домик для друзей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство воспитания нравственных качеств"

Методическая разработка родительского собрания...

Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"

В  21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...