Сказка как средство воспитания нравственных качеств дошкольников
материал (средняя группа)
Нравственное воспитание дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики. Для того, чтобы воспитать нравственные качества у дошкольника применяют различные методы и средства, одним из которых является сказка. Нравственный воспитательный потенциал сказки отмечали еще в глубокой древности. Сказка позволяет развивать у ребенка представления о добре и зле, о справедливости и красоте, о счастье и любви, а так же учит сочувствию и сопереживанию. В данном перспективном планировании отобраны сказки для воспитания нравственных качеств доошкольников средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по воспитанию нравственных качеств дошкольников 4-5 лет посредством сказки
Месяц | Название сказки | Цель | Содержание работы |
Сентябрь | «Репка» | Воспитывать такие качества как взаимопомощь, значимость совместной работы | Чтение, рассказывание, беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемной ситуации: «Если бы мышка не пришла», игра «Репка» |
«Лисичка со скалочкой» | Воспитывать такие качества, как справедливость | Чтение, рассказывание, беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемной ситуации: «Если бы лисицу не пустили переночевать», игра-инсценировка | |
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | Воспитывать такие качества, как послушание, доверие | Чтение сказки, этическая беседа, рассматривание иллюстраций, лепка понравившихся героев | |
«Царевна-лягушка» | Воспитывать такие качества, как: доброта, трудолюбие, забота, терпение | Чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, кукольный театр, аппликация «Лягушка». | |
Октябрь | Ш. Перро «Красная шапочка» | Воспитывать такие качества, осторожность, вежливость, забота о старших, справедливость | Чтение, пересказ, беседа, рассматривание иллюстраций, решение проблемной ситуации: «Если бы Красная Шапочка не стала разговаривать с волком», кукольный театр |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Воспитывать такие качества, как смирение, довольствие малым, трудолюбие, благодарность | Чтение, этическая беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание понравившихся отрывков наизусть, рассказывание с выражением, рисование «Золотая рыбка» | |
Бр. Гримм «Бременские музыканты» | Воспитывать такие качества, как дружба, справедливость, доброта | Чтение, пересказ, беседа, рассматривание иллюстраций, театрализация | |
К. Чуковский «Федорино горе» | Воспитывать такие качества, как трудолюбие, чистоплотность, умение прощать. | Чтение, пересказ, просматривание мультфильма, беседа, театрализация | |
Ноябрь | «Каша из топора» | Воспитывать такие качества, как находчивость, щедрость, трудолюбие | Чтение, пересказ, беседа, рассматривание иллюстраций, этюд: «Жадная старушка», «Щедрая старушка», «Глупый солдат», «Находчивый солдат», «Ленивый солдат», «Трудолюбивый солдат» |
«Лисичка сестричка и серый волк» | Воспитывать такие качества, как честность, трудолюбие, доброта | Чтение, пересказ, беседа, рассматривание иллюстраций, разыгрывание отрывков по ролям | |
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Воспитывать такие качества, как любовь к дому, честность, скромность | Чтение, просмотр мультфильма, этическая беседа, рисование любимых героев | |
«Заяц – хваста» | Учить том, что хваставство ни к чему хорошему не приведет | Чтение, пересказ, рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка | |
Декабрь | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | Воспитывать такие качества, как скромность, честность, не судить человека по внешнему виду | Чтение, пересказ, рассматривание иллюстраций, беседа. Игра: «Изобрази мимикой героя», «Правда-неправда», «Объясни жестами» |
В. Катаев «Цветик семицветик» | Воспитывать понятие о настоящей дружбе и преобладании ценностей здоровья перед материальными ценностями. | Слушание сказки, рассматривание иллюстраций, пересказ сказки, беседа по содержанию, словесная игра «Волшебные слова», просмотр мультфильма «Цветик-семицветик», решение проблемной ситуации: Если бы девочка истратила последний лепесток на другой желание? | |
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | Воспитывать такие качества, как: сочувствие, уважение, трудолюбие, послушание, приветливость, доброта | Пересказ сказки и рассматривание иллюстраций, этическая беседа о характере героев сказки, загадывание загадок, драматизации отрывка из сказки «Двенадцать месяцев», аппликация «Корзина с подснежниками» | |
В. Сутеев «Мешок яблок» | Воспитывать такие качества, как щедрость, желание помочь, доброта, взаимопомощь | Чтение, прересказ, просмотр мультфильма, беседа, решение проблемной ситуации: «Если бы заяц не стал делиться своими яблоками…», инсценировка любимых моментов | |
Январь | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Познакомить детей с нравственными категориями: добрый, щедрый, заботливый на примере поступков героев | Чтение, пересказ, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма, беседа, этюды: «Собираю землянику», «Девочка устала», «Девочка трудится» |
«По щучьему веленью» | Воспитывать такие качества, как трудолюбие, смелость | Чтение, пересказ, беседа, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевая игра | |
«Аленький цветочек» | На примере переживаний героев сказок способствовать осмыслению детьми привязанности к семье, родителям | Чтение, пересказ, беседа, рассматривание Иллюстраций, инсценировка любимых отрывков | |
А. Милн «Винни Пух идет в гости» | На примере поступков героев сказок продолжать знакомить детей с правилами этикета, обогащать их социальный опыт. | Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, театрализация | |
Февраль | «У страха глаза велики» | Способствовать преодолению детских страхов, воспитывать смелость, мудрость | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, кукольный театр |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Способствовать становлению осознанного отношения к правилам, установленным в семье – послушание старшим. Побуждать к проявлению сопереживания, дружелюбия. | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, импровизация (придумывание различных концовок к сказке), психогимнастика (с помощью пантомимы, по выбору детей, показать этюды из сказки), театрализованная деятельность по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | |
«Три поросенка» | Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, формировать понимание о вреде лени. | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, этюды: «Ленивые поросята», «Злой волк», «Поросята боятся», «Поросенок строит дом», инсценировка | |
«Рукавичка» | Воспитывать такие качества, как отзывчивость, доброта | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, пальчиковый театр, лепка любимого героя | |
Март | «Петушок и бобовое зернышко» | Воспитывать такие качества, как взаимопомощь, трудолюбие | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, раскладывание сюжетных картинок по порядку и рассказ по ним |
«Маша и медведь» | Воспитывать такие качества, как уважение, послушание, уважительное отношение к родителям | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка | |
«Теремок» | Воспитывать понимание того, что дружба помогает преодолеть трудности | Чтение сказки, пересказ, рассматривание Иллюстраций, беседа по содержанию, игра - драматизация «Теремок» | |
Л.Н. Толстой «Мужик и огурцы» | Воспитывать такие качества, как трудолюбие, честность, мудрость | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, этюд «Мужик и огурцы» | |
Апрель | «Лиса и журавль» | Воспитывать такие качества, как вежливость, уважение желаний других | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, раскрашивание иллюстраций к сказке |
«Медвежонок – невежа» | Воспитывать такие качества, как вежливость, послушание, мудрость | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, рассказывание по ролям | |
«Крошечка-хаврошечка» | Воспитывать такие качества, как доброта, трудолюбие, заботливость | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка | |
«Кот, петух, и лиса» | Воспитывать такие качества, как справедливость, доброта, смелость, желание помочь другому | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, рассказывание по ролям | |
Май | «Волк и семеро козлят» | Воспитывать такие качества, как: послушание, находчивость, заботливость | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, обыгрывание ситуаций что было бы, если: «Козлята не открыли волку», «Волк унес всех козлят», «Козе никто не помог» |
«Заюшкина избушка» | Воспитывать такие качества, как: гостеприимство, доброта, справедливость, смелость, желание помочь другому | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций. Беседа, пересказ сказки детьми, лепка героев сказки, разыгрывание сюжета сказки. | |
«Гуси- лебеди» | Воспитание таких качеств, как: доброта, забота о близких, смелость, взаимопомощь, отзывчивость | Чтение сказки, этическая беседа по сказке с опорой на иллюстрации, придумывание рассказа «Как бы я поступил на месте Аленушки», рисование одного из сюжетов сказки по выбору (например, «Яблонька спасает Аленушку и Иванушку»), драматизация отрывка сказки «Гуси-Лебеди» | |
«Зимовье зверей» | Воспитание таких качеств, как: дружба, согласие | Рассказывание и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка, аппликация «Домик для друзей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка родительского собрания в старшей группе Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
методическая разработка родительского собрания в старшей группе "Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
"Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
«Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Самообразование...
Перспективный план работы по теме: «Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
Перспективный план...
Сказка как средство развития нравственных качеств дошкольников
Консультация для воспитателей...
Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"
В 21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...