Конспект инд занятия "Постановка звука Ж, автоматизация в слогах"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Соколовская Елена Викторовна

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: постановка звука Ж.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

-поставить звук Ж;

-автоматизировать его в изолированном положении.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать артикуляционной праксис;

-развивать фонематический слух – выделение заданного звука из ряда предложенных, из слогов;

-развивать общую моторику;

- развивать познавательные процессы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-формировать навык самоконтроля звукопроизношения.

Материалы и оборудование: звуковые дорожки, мячи массажные, мелкие игрушки – жуки.

Предварительная работа:  автоматизация звука Ш, формирование праксиса шипящих звуков.

Планируемые результаты: ребенок научится произносить звук Ж, выделять его из ряда звуков, слогов.

Структура занятия:

  1.  

Вводная часть

1 мин

II.

Основная часть

 

1.

Артикуляционная гимнастика

2 мин

2.

Дыхательная гимнастика

2 мин

3.

Закрепление артикуляционного уклада звука Ж

1 мин

4.

Динамическая пауза

2 мин

5.

Игра «Поймай звук»

2 мин

6.

Постановка звука Ж

3 мин

7.

Автоматизация звука Ж изолированно, в слогах.

6 мин

III.

Заключительная часть

1 мин

 

 

Ход занятия

  1. Вводная часть

На столе — несколько мелких игрушек  (жук, паук, кошка).

Логопед: отгадайте загадку:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

 Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке?

Р: жук.

-Да, это жук. Послушайте : «ЖЖЖЖЖЖЖЖ». Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж. 

Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

  1. Основная часть
  1. Артикуляционная гимнастика.

 Для губ: улыбка-трубочка.

         Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

  1. Дыхательная гимнастика.

-Вот зима к нам пришла

И снежные пушинки к нам принесла.

Мы возьмем их, положим на нос

Поднимем чашечкой вверх язык

Медленно и долго будем выдыхать

Чтобы пушинки с носа могли взлетать

- Сдувай снежинку-пушинку с кончика носа так, чтобы она полетела вверх.

  1. Закрепление артикуляционного уклада звука Ж, характеристика звука

- а сейчас послушай сказку «О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ЗВУКА [Ж]»

Звук [ж] сидел на веточке дерева и пел песенку «ж-ж-ж-ж». А жучок слушал ее и в голос сокрушался: «Какая хорошая песенка, а я не умею так петь». Звук [ж] начал учить этой песенке жучка, но ничего у него не получалось, так как жучок был совсем невнимательным и ленивым.

Прошло много времени, а жучок так ничему и не научился. Тогда пчелка, которая работала рядом и слышала все, рассердилась и сказала: «жу-жу-жу, я тебя быстро научу!» Высунула свое жало и полетела к жучку, жучок испугался и закричал: «ж-ж-ж-ж, я все расскажу». И слетел с веточки дерева.

С тех пор жучок только и поет эту песенку: «ж-ж-ж-ж».

-Сегодня мы с вами тоже попробуем петь песенку жучка, но сначала нашим губкам, зубкам, языке следует принять правильное положение (такое как для звука [ш], но сделать так, чтобы спел наш голос).

— губы калачиком

— зубы заборчиком

— язык чашечкой

— голос работает

— воздух изо рта выходит теплый

  1. Динамическая пауза

Мы жуки, мы жуки, ( левая ладонь на правое плечо, опустить)

Мы живем у реки. ( правая ладонь на левое плечо, опустить)

Жу-жу-жу-жу. (машем руками)

Мы летаем и жужжим, (скрестить руки, опустить)

Соблюдаем свой режим. (скрестить руки, опустить)

Жу-жу-жу-жу. (машем руками)

  1. Игра «Поймай звук»

-Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук Ж, хлопни в ладошки – поймай его!

Х-Ж-Ж-С-Ж-В- Р-Ж-Ш-Ж-Ж-З-Б-З-Ж

Слоги: РА-ЖЫ-ЖО-НА-ДУ-ЖУ-ВЫ-ЖИ-ЖА

  1. Постановка звука Ж. 

Используется прием постановки путем озвончения звука ш.

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.

(После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.

  1. Автоматизация звука Ж изолированно, в слогах.

 Закрепление изолированного произнесения звука на звуковых дорожках.

- Веди пальчиков и пой песенку жука, помоги жуку долететь до листочка.

-тяни жука за веревочку, пой его песенку.

-я тебе буду катить мяч и петь песенку, ты лови и кати мне обратно. пой такую же песенку (ЖА, ЖИ, ЖЭ, ЖО, ЖУ, АЖ, ИЖ, ЕЖ, УЖ, ОЖ)

III. Заключительная часть.

- Чью песенку мы учились сегодня петь?

- Песенку жука.

- Как мы ее поем?

Дети повторяют артикуляцию звука ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zh.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Постановка звука «Ж, автоматизация в слогах»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: постановка звука Ж.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

-поставить звук Ж;

-автоматизировать его в изолированном положении.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать артикуляционной праксис;

-развивать фонематический слух – выделение заданного звука из ряда предложенных, из слогов;

-развивать общую моторику;

- развивать познавательные процессы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-формировать навык самоконтроля звукопроизношения.

Материалы и оборудование: звуковые дорожки, мячи массажные, мелкие игрушки – жуки.

Предварительная работа:  автоматизация звука Ш, формирование праксиса шипящих звуков.

Планируемые результаты: ребенок научится произносить звук Ж, выделять его из ряда звуков, слогов.

Структура занятия:

Вводная часть

1 мин

II.

Основная часть

1.

Артикуляционная гимнастика

2 мин

2.

Дыхательная гимнастика

2 мин

3.

Закрепление артикуляционного уклада звука Ж

1 мин

4.

Динамическая пауза

2 мин

5.

Игра «Поймай звук»

2 мин

6.

Постановка звука Ж

3 мин

7.

Автоматизация звука Ж изолированно, в слогах.

6 мин

III.

Заключительная часть

1 мин

Ход занятия

  1. Вводная часть

На столе — несколько мелких игрушек  (жук, паук, кошка).

Логопед: отгадайте загадку:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

 Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке?

Р: жук.

-Да, это жук. Послушайте : «ЖЖЖЖЖЖЖЖ». Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж. 

Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

  1. Основная часть
  1. Артикуляционная гимнастика.

 Для губ: улыбка-трубочка.

        Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

  1. Дыхательная гимнастика.

-Вот зима к нам пришла

И снежные пушинки к нам принесла.

Мы возьмем их, положим на нос

Поднимем чашечкой вверх язык

Медленно и долго будем выдыхать

Чтобы пушинки с носа могли взлетать

- Сдувай снежинку-пушинку с кончика носа так, чтобы она полетела вверх.

  1. Закрепление артикуляционного уклада звука Ж, характеристика звука

- а сейчас послушай сказку «О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ЗВУКА [Ж]»

Звук [ж] сидел на веточке дерева и пел песенку «ж-ж-ж-ж». А жучок слушал ее и в голос сокрушался: «Какая хорошая песенка, а я не умею так петь». Звук [ж] начал учить этой песенке жучка, но ничего у него не получалось, так как жучок был совсем невнимательным и ленивым.

Прошло много времени, а жучок так ничему и не научился. Тогда пчелка, которая работала рядом и слышала все, рассердилась и сказала: «жу-жу-жу, я тебя быстро научу!» Высунула свое жало и полетела к жучку, жучок испугался и закричал: «ж-ж-ж-ж, я все расскажу». И слетел с веточки дерева.

С тех пор жучок только и поет эту песенку: «ж-ж-ж-ж».

-Сегодня мы с вами тоже попробуем петь песенку жучка, но сначала нашим губкам, зубкам, языке следует принять правильное положение (такое как для звука [ш], но сделать так, чтобы спел наш голос).

— губы калачиком

— зубы заборчиком

— язык чашечкой

— голос работает

— воздух изо рта выходит теплый

  1. Динамическая пауза

Мы жуки, мы жуки, ( левая ладонь на правое плечо, опустить)

Мы живем у реки. ( правая ладонь на левое плечо, опустить)

Жу-жу-жу-жу. (машем руками)

Мы летаем и жужжим, (скрестить руки, опустить)

Соблюдаем свой режим. (скрестить руки, опустить)

Жу-жу-жу-жу. (машем руками)

  1. Игра «Поймай звук»

-Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук Ж, хлопни в ладошки – поймай его!

Х-Ж-Ж-С-Ж-В- Р-Ж-Ш-Ж-Ж-З-Б-З-Ж

Слоги: РА-ЖЫ-ЖО-НА-ДУ-ЖУ-ВЫ-ЖИ-ЖА

  1. Постановка звука Ж. 

Используется прием постановки путем озвончения звука ш.

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.

(После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.

  1. Автоматизация звука Ж изолированно, в слогах.

 Закрепление изолированного произнесения звука на звуковых дорожках.

- Веди пальчиков и пой песенку жука, помоги жуку долететь до листочка.

-тяни жука за веревочку, пой его песенку.

-я тебе буду катить мяч и петь песенку, ты лови и кати мне обратно. пой такую же песенку (ЖА, ЖИ, ЖЭ, ЖО, ЖУ, АЖ, ИЖ, ЕЖ, УЖ, ОЖ)

III. Заключительная часть.

- Чью песенку мы учились сегодня петь?

- Песенку жука.

- Как мы ее поем?

Дети повторяют артикуляцию звука ж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р]. Автоматизация в слогах и словах.”

Индивидуальное логопедическое занятие “Звук [р].  Автоматизация в слогах и словах” для воспитанников старшего возраста.Автор:  Карташова Евгения Олеговна,  учитель-логопед МАДОУ ЦРР-дет...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации в слогах и словах звука Ш

«Звук [Ш]» — конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации в слогах и словах...

Конспект занятия Дифференциация звуков С – Ш в слогах, словах, словосочетаниях

Образовательная область: речевое развитиеВозрастная группа: подготовительнаяТема: Дифференциация звуков С – Ш в слогах, словах, словосочетанияЦель занятия: Совершенствование навыков дифференциац...

Конспект индивидуального занятия «Постановка и автоматизация в слогах звука [с]»

Создание условий для постановки и автоматизации в слогах звука [с]....

Конспект по теме "Звук Р .Автоматизация"

Цель: автоматизация правльного произношения звука [Р] в словах, формирование грамматической стороны речи, согласование числительных с существительным, развитие зрительного внимания, мышления, памяти....