Статья "Развитие речи слабослышащих дошкольников – рекомендации для родителей"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Головина Татьяна Владимировна

Развитие речи слабослышащих дошкольников –

рекомендации для родителей

Ребенок, страдающий нарушением слуха, не способен к полноценному общению посредством речи с окружающими. Он приходит в специальные группы, или в школы с отсутствием словесной речи, а в лучшем случае - с очень ограниченным словарным запасом, который, хотя и служит в какой-то мере средством общения, задерживает развитие ребенка на стадии наглядно-образного мышления. Значение развития словесной речи у такого ребенка чрезвычайно велико и является первоочередной задачей не только школы, но и семьи. В школе овладение словесной речью происходит в единстве и во взаимосвязи с усвоением основ наук. Каким же может быть участие родителей в формировании речи слабослышащего ребёнка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_slaboslyshashchih_doshkolnikov.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи слабослышащих дошкольников –

рекомендации для родителей

Ребенок, страдающий нарушением слуха, не способен к полноценному общению посредством речи с окружающими. Он приходит в специальные группы, или в школы с отсутствием словесной речи, а в лучшем случае - с очень ограниченным словарным запасом, который, хотя и служит в какой-то мере средством общения, задерживает развитие ребенка на стадии наглядно-образного мышления. Значение развития словесной речи у такого ребенка чрезвычайно велико и является первоочередной задачей не только школы, но и семьи. В школе овладение словесной речью происходит в единстве и во взаимосвязи с усвоением основ наук. Каким же может быть участие родителей в формировании речи слабослышащего ребёнка?

Часто родители оказываются перед неразрешимыми проблемами в воспитании и обучении слабослышащего ребенка. Порой они идут по линии наименьшего сопротивления: приспосабливаются к поведению малыша, его требованиям и капризам, а это связано с опасными последствиями в формировании  личности ребенка. Бывает и так: отец и мать, не понимая своего ребенка, приходят в отчаяние от его капризов и злых выходок, не догадываясь о том, что подобное поведение не что иное, как реакция на непонимание, невозможность прямого контакта с окружающими. Как нигде, часто в семьях слабослышащих детей приходится наблюдать проявления слепой, нетребовательной родительской любви, отношения между родителями и ребенком, которые носят парадоксальный характер: ребенок приказывает, а родители выполняют его волю и желания, что приводит к развитию в характере ребенка отрицательной черты – эгоистичности. Родители являются для ребенка самыми близкими людьми, в домашней непринужденной обстановке можно наиболее успешно создавать и использовать ситуации для расширения словарного запаса и развития речи ребенка, для закрепления понятий, полученных в школе. И результаты будут: положи- тельными, если эта работа будет вестись постоянно, целенаправленно, а не стихийно, эпизодически.

Развитие речи слабослышащего в условиях домашнего пребывания - одна из серьезнейших проблем специального обучения. Её решение позволит определить наиболее рациональные формы общения с ребенком в семье, установить нормальные контакты между ним и окружающей средой, даст ответ на насущный вопрос взаимопонимания родителей и ребенка, ощутимо поможет школе в выполнении основной ее задачи – формировании устной речи как средства общения. Важно, чтобы родители глубоко осознали, какую серьезную роль в формировании характера ребенка, становлении его как личности могут сыграть постоянные планомерные занятия в кругу семьи по развитию устной речи ребенка.

Знание требований к устной речи слабослышащих детей – непременное условие успеха в этой работе.

Речь должна быть:

 внятной;

 двусторонней (родитель – ребенок – родитель);

 связной, а не отрывочной;

 ситуативной;

 естественной.

Большое значение приобретает умение правильно дозировать нагрузку во время занятий. Анализ наблюдений показывает, что неумеренная нагрузка, методическая неграмотность приводят к отрицательному со стороны ребенка отношению к занятиям. Возникающие порой перегрузки являются причиной недостаточного усвоения ребенком требуемого объема знаний, а отнюдь не его упрямство или лень, как иногда считают.

В жизни детей большое и важное место занимает игра, являющаяся естественной потребностью ребенка. Игра, как форма деятельности детей, заслуживает самого пристального внимания со стороны учителей и родителей с точки зрения развития устной речи ребенка и формирования у него необходимых житейских понятий. Например, нигде, как в игре, нельзя так сформировать и закрепить у слабослышащего ребенка пространственные понятия, такие, как: сверху, снизу, справа, слева, сбоку, вперед, назад, далеко, близко, в середине. При специальном построении игра позволяет четко разграничить значения предлогов в, на, под, за, из-за, из-под, с и т.д., которые довольно сложно дифференцируются в речевой практике слабослышащих детей.

Развитие в речи в процессе и в форме игры имеет и другое положительное значение – через игру познаются окружающий мир, его закономерности, форми- руются представления о логической последовательности и взаимосвязи некоторых явлений и событий, игра помогает закреплению полученных понятий. Игра может принести большую пользу развитию речи ребенка в том случае, если она выбрана правильно, с учетом определенных воспитательных задач, в связи с учебным материалом по развитию речи и, конечно, только в том случае, когда родитель является активным участником игры, умеет провести ее занимательно, часто меняется с ребенком ролями в игре. Только таким образом можно узнать, понял ли ребенок игру, осознаны ли им те или иные ситуации. Работа по развитию устной речи ребенка в семье должна закреплять и дополнять знания, полученные в школе, быть органически связанной с учебной программой. Не менее важной сферой формирования речи слабослышащего ребенка в семье является его деятельность дома, начиная от режимных моментов (подъем, завтрак, обед, ужин, прогулка) и кончая помощью по дому. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.

Сделаем выводы:

1. Формирование словесной речи слабослышащих детей в семье должно стать одной из основных задач родителей и школы.

2. Планомерные и систематические занятия родителей по развитию речи своих детей под руководством педагога обеспечивают высокую результативность в обучении школьников.

3. Вооружение родителей основами знаний специальной педагогики, психо- логии сделает их помощниками и единомышленниками воспитателя и учителя.

4. Постоянная работа по развитию устной речи слабослышащего ребенка в семье обеспечивает необходимое взаимопонимание и контакт между родителями и ребенком.

5. Возникнет дружный, единомышленный родительский коллектив.

6. Постоянная взаимосвязь педагога и родителей обеспечит формирование детского коллектива.

7. Совместная деятельность родителей и педагогов в указанном направлении способствует развитию положительных сторон личности учеников.

8. Проявления негативизма, столь частые и характерные для слабослышащих детей, исчезнут.

Игровые упражнения для развития речи

1. Скороговорки и чистоговорки не только занятны, но и помогают совер- шенствовать речевой аппарат.

В чистоговорках «отрабатываются» проблемные звуки («Шесть мышат в камышах шуршат», «Проворонила ворона воронёнка»)

 2. Подбери определение. Это упражнение увеличивает объем прилагательных в общем словарном запасе. Можно начинать с предмета, который ребенок рассматривает.

Например, спросите: «Мяч какой?». Похвалите за ответ. Помогите. Попросите, чтобы ребенок загадал предмет вам, и дайте несколько его определений.

Время от времени повторяйте задания, чтобы оценить, как ребенок запоминает названные вами слова.

Потом поиграйте в игру наоборот: назовите определение или характеристику и спросите, к каким предметам они подходят («Про что можно сказать: «мягкое», «твердое и тяжелое») 

3. Отгадай, что это? Это вариант предыдущего задания, однако дается более развернутое определение («Это необычная обувь, которую можно надевать зимой, к ее подошве прикреплены специальные металлические полоски, это спортивная обувь. Отгадайте, что это?»).

Важно, чтобы сам ребенок пробовал давать определения – это учит формулировать мысли. Если ребенок уже читает, попробуйте таким образом составлять простые кроссворды.

4. Подскажи словечко-рифму. Попробуйте рифмовать пары слов или фраз («мышка-миска», «лягушка – подушка»). 

5. Что относится к этой группе? Взрослый называет обобщающее видовое понятие, ребенок – предметы, которые принадлежат к этому виду («Дерево – береза, дуб….»). Посоревнуйтесь, кто из детей назовет больше.

Другая форма этого задания – игра с мячом, известная взрослым из собственного детства: «Я знаю пять имен девочек:….». Координация движений детей 5-6-летнего возраста уже позволит перечислять слова, одновременно ритмично ударяя мяч о землю в такт каждому произносимому слову. Если ребенок не успевает вспомнить следующее слово к новому удару мячиком, то в игру вступает следующий игрок.

6. Аналогии – упражнение обогащает словарный запас, представления об окружающем мире, развивает мышление. Спросите у ребенка, как правильно закончить фразу: «Из яблока – яблочный, из яйца - …», «У собаки будка, у белки - …».

7. Чем не похожи и похожи? Умение сравнивать тренирует навыки выраже- ния собственных мыслей и логические способности («Чем непохожи и похожи: лед и снег; лед и стекло; снег и вата?») 

8. Назови лишнее слово. Эта игра также развивает мышление и речь. Среди предметов, относящихся к одной группе, попросите назвать «чужой». Ребенок называет, что лишнее, и обосновывает, почему же он не подходит к остальным.

9. Скажи наоборот. Назовите какое-нибудь определение. Ребенок догадыва- ется, как сказать наоборот («светлый - темный, медленный - …, горячий - …»).

10.Закончи предложение. Ребенок отыскивает соответствующее слово. Чтобы дополнить фразу («Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим…»).

11.Подбор антонимов. Это соединение предыдущих двух заданий – предло- жение надо завершить, найдя по смыслу противоположное определение («Зимой ветер холодный, северный, а летом…»).

12.Подбери родственные слова. Кто больше однокоренных слов вспомнит («Булка – булочка – булочная – булочник»). 

13.Назови ласково. Придумывайте, как можно уменьшительно-ласкательно сказать какое-нибудь слово («Лошадь – лошадка, лошаденка, лошадуш- ка…»). 

14.Эхо. Начните учить стихотворение вместе: взрослый читает по строчке, ребенок повторяет за ним «эхом» - таким образом ребенок учится выразительно рассказывать стихи, тренируется сосредотачивать внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие памяти у дошкольников" - рекомендации для родителей.

В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Умладших дошкольников память непроизвольна. У детей среднего возраста начинает формироваться произволь...

Развитие речи детей дома (рекомендации для родителей)

Речевое развитие ребенка - это общая основа воспитания детей. Овладение речью - одна из самых сложный и таинственных проблем детской психологии и педагогики.  Своевременное и правильное овладение...

Организация летнего отдыха дошкольника. Рекомендация для родителей.

Как правильно организовать летний отдых ребёнка перед школой. Рекомендации родителям....

Консультация для родителей. «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Рекомендации для родителей.

Консультация для родителей.«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к...

Активизация речи детей дома. Рекомендации для родителей по активизации речи детей 2-3 лет.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста,особенно в возрасте от 2 до 3 лет, происходит очень быстро. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чис...

Особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников

Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха являетсямногоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должныбыть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этогопроцесса...