Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».
консультация по коррекционной педагогике

Чильдинова Анна Викторовна

Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. И привить ребенку правильные графические или графомоторные навыки.

 Давайте разберемся более подробно, что такое «графомоторные навыки»? Что содержится под этим понятием? Как и когда необходимо формировать данные навыки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

Часто учителя констатируют: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, много знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. И привить ребенку правильные графические или графомоторные навыки.

 Давайте разберемся более подробно, что такое «графомоторные навыки»? Что содержится под этим понятием? Как и когда необходимо формировать данные навыки?

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

 Графомоторные навыки включают в себя:

1.  Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.  Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

  Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

 Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться задолго до поступления в школу.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д.

Дети, у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.

         Первый этап - развитие  крупной  и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.

Для развития мелкой моторики необходимо:

·  выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);

·  лепить из пластилина или глины;

·  вырезать из бумаги;

·  нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

·  застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;

·  собирать мозаики и конструкторы;

·  раскрашивать раскрасками;

·  копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

         Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:

·  ориентировку в собственном теле;

·  ориентировку в окружающем пространстве;

·  уточнение пространственного расположения фигур и букв.

Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.

                Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

·  Развитие зрительного гнозиса:
             - контурные изображения предметов,
             - перечеркнутые контурные изображения,
             - контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

·  Уточнение представлений о форме, цвете, величине.

·  Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

      - развитие зрительного анализа и синтеза;    

Развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного.

 И, наконец, четвертый этап  по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:

·  Развитие графомоторных навыков.

·  Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

·  Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

·  Наклонные прямые линии и комбинации из них.

·  Рисование орнаментов

·  Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

·  Рисование по клеткам предметов сложной формы.

·  Овладение графической символизацией

·  Работа по формированию графического образа букв (графемы).

·  Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

         В процессе работы в тетради, на планшете или листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Консультация для педагогов «Мелкая моторика и развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Работа по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя средней-старшей разновозрастной группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Отчет по работе по развитию графомоторных навыков у детей 4 -6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Значение мелкой моторики в жизни дошкольника. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уро...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...