Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.
статья по коррекционной педагогике

       Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность

педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных

на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к

своему здоровью.

    Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением

здоровьесберегающих технологий,

       Цель применения здоровьесберегающих технологий,

Основные принципы использования здоровьесберегающих

технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения,

 

    Организация коррекционно-развивающей работы с использованием

 

здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макаренко Ирина Михайловна

                                                                                                                   Логопед ДПНС «Пионер»

Здоровьесберегающие технологии в

логопедической практике.

       Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность

педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных

на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к

своему здоровью.

       Цель применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании  – обеспечение высокого уровня

реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание

осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать поддерживать и охранять его.

       Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем

процессе обучения.

Внедрение здоровье сберегающих технологий в ДОУ способствует не

только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии,

но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей  детского

организма.

    Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением

здоровьесберегающих технологий:

1. Повышение умственной и физической работоспособности.

2. Охрана нервной системы, снятие психического и нервного

напряжения.

3. Формирование умения регулировать мышечный тонус,

освобождение от мышечных зажимов.

4. Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

5. Формирование орального праксиса.

6. Совершенствование общей и мелкой моторики.

7. Повышение резервов дыхательной системы.

8. Профилактика нарушений зрения.

9. Создание благоприятного эмоционального фона.

Основные принципы использования здоровьесберегающих

технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения:

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в

соответствии с возрастом детей);

- системности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);

- оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая

нагрузка);

- последовательности (последовательное усложнение и увеличение

нагрузки);

-комплексного воздействия на все анализаторы;

- совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда,

воспитателя, родителей).

    Организация коррекционно-развивающей работы с использованием

здоровьесберегающих технологий:

 - ознакомление педагогов ДОУ и родителей с комплексом

оздоровительных мероприятий;

- накопление практического материала;

- составление плана работы на учебный год;

- организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с

использованием здоровьезберегающих технологий;

- работа с родителями (консультации, практически занятия, беседы);

- внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;

- анализ продельной работы на итоговом педсовете;

- анализ достижений детей на итоговом МПК в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии применяемые учителем-логопедом:

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Очень продуктивно её использовать в сочетании с биоэнергопластикой.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

      Артикуляционные упражнения с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

      Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

        Тактильно-кинестетическая стимуляция. При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, одним из проявлений этого является совершенствование речи ребенка. Это обуславливает необходимость при работе над артикуляцией одновременно развивать функциональные возможности пальцев рук. С целью усиления кинестезий некоторые исследователи для увеличения эффекта логопедической работы, предлагают использовать пальцевые движения на специальных тренажерах. В качестве таких тренажеров могут быть использованы резиновые или пластмассовые коврики с игольчатой поверхностью, массажные мячи и другие приспособления.

    Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.  

     Фонеритмические упражнения используем для отработки чёткой артикуляции гласных звуков. Выполняем пение гласных под музыку с одновременным движением рук под ритмичную музыку. Затем для развития слоговой структуры можно использовать пропевание слогов как однотипной так и разнотипной структуры, также под музыку сопряжённо с движением рук.

      Вариативность использования в работе учителя-логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Реферат на тему «Реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить ...

Здоровьесберегающие технологии в практике педагога

Технологии обучения здоровому образу жизни."Забота о здоровье -это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовная жизнь ,мировозрение,умственное развитие,прочность з...

Здоровьесберегающие технологии в практике дошкольного учреждения

Материал раскрывает содержание понятия "здоровьесберегающие технологии", содержит описание методов и путей оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...