Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике

Данилова Светлана Михайловна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Их появление в семье определенным образом отражается на всех членах этой семьи, их взаимоотношениях и дальнейшем развитии как единой системы. Чаще всего, к сожалению, это влияние негативное. В первую очередь родители после обнаружения у ребёнка сложностей развития реагируют растерянностью, страхом, непониманием, иногда агрессией и отрицанием. У матерей таких детей очень часто возникает чувство вины.

Многие родители затягивают с посещением врачей-специалистов, надеясь на спонтанное выравнивание возможностей ребёнка (одна из известных фраз «Твой дед до пяти лет не говорил, и ничего!»), другие пытаются заниматься самолечением или склоняются к использованию «бабушкиных» методов. После постановки конкретного диагноза негативные реакции усиливаются, отрицание нарастает. Затем, по прошествии некоторого времени происходит частичное осознание особенностей развития ребенка; родители, по-прежнему испытывая страх и печаль, всё же начинают обращаться к специалистам с вопросами воспитания, ухода, возможной коррекции. Заключительным этапом считается принятие ребёнка таким, какой он есть, в структуру семьи, учёт его возможностей и ориентация на дальнейшую совместную жизнь. К сожалению, этот заключительный этап оказывается доступным не всем. Семья, столкнувшись с вопросами материального, медицинского, социально-психологического характера, не всегда может их продуктивно разрешить. Ближайшие родственники и друзья также не знают, как поступать в таких случаях, как деликатно предложить помощь, в чём она должна заключаться. Таким образом, семья с ребёнком с ОВЗ остаётся в одиночестве и только силами родителей может включиться в сообщество для разрешения каких-либо вопросов.

Личности всех членов семьи, их ценности, морально-этические установки претерпевают неизбежные изменения. Вполне может быть, что уже имеющиеся дети на фоне ребёнка с особенностями могут оказаться в психологической изоляции, так как родителям много времени и сил нужно уделять малышу. Иногда старшие дети, наоборот, вынуждены учиться и развиваться «за себя и за того парня», в том смысле, что родители начинают взваливать на плечи обычных детей те нереализованные мечты, что кажутся недоступными в случае с ребёнком с ОВЗ. Зачастую, если особенный ребёнок первый, родители в последующем отказываются от планирования ещё одного: и из-за страха, что второй окажется также ребёнком с особенностями, и мотивируя усталостью и нехваткой времени. Тем не менее, наш опыт общения с семьями, где есть дети с ОВЗ, показывает, что уровень овладения навыками и общего развития у ребёнка при наличии брата или сестры выше, чем в аналогичной семье, где такой ребёнок единственный.

Мамы и папы особенных детей испытывают, кроме прочего, сложности во взаимоотношениях друг с другом. Вследствие более тесной связи матери и ребёнка изначально, с момента внутриутробного пребывания, женщины быстрее принимают трудности развития, но одновременно с этим сильнее утомляются, теряют жизненный тонус; зачастую матерям особенных детей приходится поступиться карьерными целями. На фоне этого отдельным поводом для переживаний становится то, что отцы могут проявлять холодность и неприязнь, так как им сложнее принять инаковость ребёнка. Женщины, чувствуя это, пытаются восполнить ребёнку недостаток любви и заботы за двоих родителей, и вместе с этим отдаляются от своих мужей. Со временем взаимоотношения окончательно разрываются.

При всём многообразии реакций и воспитательных мер родителей по отношению к особенному ребёнку можно выделить три основных:

В связи с описанными типами родителей особенного ребёнка и чертами, которые могут у них заостряться, выделяются наиболее непродуктивные виды воспитания. Так, одним из часто встречающихся является гиперопека. Родителя стремятся выполнить за ребёнка большинство задач, как сложных, так и абсолютно типовых, повседневных. Исходя из собственных представлений о том, что может быть тяжелым и невыполнимым для особенного ребёнка, они не позволяют даже попробовать многие из необходимых действий. Например, навыки самообслуживания, выполнение простых бытовых поручений.

Противоположной крайностью оказывается воспитание по типу гипоопеки, когда ребёнок во многом предоставлен сам себе, когда не происходит учёт его индивидуальных особенностей и потребностей; такие дети могут быть неряшливы, неухожены. Ещё одним типом можно назвать противоречивое воспитание. В таком случае, как правило, у членов семьи наблюдаются разногласия в понимании того, что ребёнок может, как его развивать и стимулировать. Часто мама и папа могут занимать более жесткую позицию, более требовательную, а бабушка и дедушка – выступать «адвокатами», жалея ребёнка и подчас выполняя за него многие действия. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности демонстрирует возложение родителями на особенного ребёнка таких обязанностей и ответственности, с которыми он в силу своих особенностей просто не может справиться, что даёт на выходе сниженную самооценку.

Воспитание в «культе» болезни приводит к тому, что ребёнок, привычный к роли «больного», избегает ситуаций, в которых с ним может что-то случиться (бегать, прыгать, вообще выходить на улицу). Отношение к ребёнку как к «больному» формирует неверное понимание его возможностей, потенциала. Симбиотический тип воспитания, когда родители (чаще мамы в неполных семьях) как бы полностью, без оглядки на собственные потребности и желания, растворяются в ребёнке, его делах и заботах, способствует формированию эгоистичной личности, неспособной к пониманию других людей и прислушиванию к их мнению. При воспитании по типу «маленький неудачник» ребёнок изначально родителями воспринимается как неуспешный, неперспективный; они часто испытывают стыд и досаду из-за его неудач. И ещё один тип воспитания – отвержение. Ребёнок может быть ухожен, опрятен, накормлен, но при этом эмоционально его не принимают, он не любим. Что бы он ни делал, его действия и слова не находят чувственного отклика в родителях.

Основой для продуктивного взаимодействия родителей и особенного ребенка становится установка на сотрудничество и помощь. Важно помнить, что любой ребёнок развивается, и с ОВЗ в том числе. Он развивается в рамках своих возможностей, своими темпами, но он это делает. То, что сегодня такой ребёнок может выполнить с помощью родителей, через какое-то время сможет и самостоятельно, но только если у него в этом будет насущная необходимость.

Например, если по первому жесту плохо говорящему ребёнку давать требуемое, у него не возникнет прямой связи между словом и предметом или действием. Многие родители говорят мне, что «как же ему не дать, он же плачет!». Страх перед детскими слезами и истериками – это страх родителей, в первую очередь. Ведь у «хороших» родителей дети не плачут. А ребёнок плачет не потому, что сию секунду он переживает глубочайшую в своей жизни психологическую травму, это вовсе не так. Он плачет, потому что у него происходит своеобразный разрыв шаблона – «вчера мне дали в ответ на тык пальцем, а сегодня что-то изменилось, чего-то хотят». Ни один ребёнок не пострадает, если не получит здесь и сейчас сок, машинку или телефон (особенно телефон!). А вот в будущем, когда он начнёт говорить простые просьбы, его родители могут узнать у него, что конкретно он хотел, где у него болит, как давно. Это конкретные примеры, из практики работы с детьми, имеющими диагнозы как задержки психоречевого развития, так и умственной отсталости. Они позволяют ещё раз подчеркнуть значимость ориентации родителей на зону ближайшего развития ребёнка, на то, что в будущем, так или иначе, ребёнку с ОВЗ нужно будет встраиваться в социум. И вот там ему самому будет легче, если он может сам одеться, сам застегнуть пуговицы, сам воспользоваться туалетной бумагой. Ещё одна, последняя, ремарка в связи с последней фразой. Зачастую неумение ребёнка делать всё это связано не с его настоящими возможностями, а со стремлением родителей всё сделать максимально быстро и чисто: «Да он долго будет сам носки натягивать!», «Да он всё испачкает больше, чем вытрет!». Давайте честно – когда мы, взрослые, осваиваем какую-либо деятельность, мы тратим время на это, причём не только своё, но и время тех, кто нас обучает. Проезжая на машине с красноречивой буквой «У», мы вначале продумываем указанный маршрут, потом выезжаем с парковки, соблюдаем ПДД, попутно прислушиваемся к инструктору. Одна заправка чего стоит! Однако, что бы было, если инструктор, нервно перехватив у нас руль, сказал бы – «да я сам, так быстрее, а то ещё машину мне поцарапаешь»? Думаю, метафора ясна.

Любой родитель хочет счастья своему ребёнку. В социальном смысле это возможность быть самостоятельным, независимым. Многие дети с ОВЗ, вырастая, устраиваются на работу, общаются с людьми, при этом делая всё то, что делают и другие. И важным становится уметь именно это, а не их знание географии или биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная область: "Социализация", "Коммуникация", "Познание", Художественное творчество"Комплексное  занятие по правовому воспитанию  дошкольников«О правах - играя» (IV ГОД ОБУЧ...

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущую роль в становлении ребенка-дошкольника, как нормально развивающегося. так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья. велико значение семьи в формировании основ мировозрения,ус...

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...