Игровая деятельность и игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Доклад о роли  игровой деятельности и игровых технологии в развитии речи детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность  и игровые технологии

как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

                                                                    подготовила:учитель-дефектолог Утралинова Р.М.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр.

      Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

- игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;

- игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;

- развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:

1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

3. Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей старших детей.

5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

    Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр,использовать игровые технологии.

    Понятие «Игровые педагогические технологии» включает обширную группу  методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических  игр. В отличии  от игр педагогическая игра  обладает существенным признаком -чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. Так же при подборе  игр для детей с ОВЗ следует учитывать    следующие требования:

-Игра должна соответствовать возрасту ребёнка, коррекционной цели занятия;

-Учитывается структура дефекта, принцип смены видов деятельности;

-Содержание игры, связанно с системой знаний ребёнка;

-Игровой  материал подбирается  с постепенным  усложнением;

-Используются озвученные, яркие игрушки;

-Пособие и игрушки должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными. Развитие ребёнка во всех его проявлениях неразрывно связанно с речью. При  наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо оказать своевременную помощь.

Одним из главных принципов ФГОС ДО в работе  является:

-осознание того, что игровая деятельность-ведущая в дошкольном возрасте;

-создание развивающей образовательной среды.

Хорошая  речь -важнейшее  условие полноценного развития детей.   Чем правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие,дети имеют психологические особенности:

1.Низкий уровень познавательной активности;

 2.Дефицит внимания;

3.Быстрая утомляемость, и как следствие, низкая работоспособность;

4.Особенности зрительно-пространственного восприятия;

5.Низкий уровень мотивации к обучению.

      Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

  Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент  - дидактическая (обучающая) задача.Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

 В  коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по содержания, организации проведения, игровым материалам.

   Игра  занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Таким образом, в результате применения данных игровых технологий в процессе обучения у детей возрастает самооценка, просходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

     .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Презентация проекта "Использование лего технологий как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель проекта: повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля», как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В данной статье описаны возможности использования игрового набора "Дары Фребеля" в работе воспитателя дошкольного учреждения для развития речи детей дошкольного возраста....

Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают тр...

Мастер-класс на тему: «Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Артикуляционая гимнастика,изготовление с родителями тренажера для дыхательной гинастики....