Программа педагога-психолога для детей 6-7 лет "В школу с радостью"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Позднякова Светлана Николаевна

     Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается развитию мотивационной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой для  учителей.  Для этих задач была разработана программа психологических занятий  «В школу с радостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pedagoga_psihologa_dlya_detey_6-7_let.docx207.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное

образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 234 «Кроха»

комбинированного вида»

ПРИНЯТО

На заседании педагогического совета МКДОУ №234 «Кроха»

Протокол № ____                                      

от «___» _____________201___г

                                 УТВЕРЖДЕНО

Приказ от «____»____201__г. №___

       заведующий МКДОУ д/с № 234 «Кроха»

              _____________________     Цепелева И.А.

.

Программа

 «В школу с радостью»

по формированию предпосылок учебной деятельности

для детей 6-7 лет

Составитель:

педагог-психолог МКДОУ д/с №234

Позднякова Светлана Николаевна

г. Новосибирск

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………….......…….…  3

Цель и  задачи  программы …………..…………………………………………. 5

Принципы и методы реализации программы ….……………………………….5

Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет ……………. .6

Организация  программы ………………………………………………………. 7

Ожидаемые результаты реализации программы……………………………… 9

Список литературы ……………………………………………………………...10

Приложения ………………………………………………………………….…..12

  1. Пояснительная записка

Наша страна  живёт в условиях Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №-273 ФЗ). Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – первый уровень общего образования. Решение такого вопроса проходит в тесной взаимосвязи со школой, что создает условия для непрерывного образования с целью успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы. Такие изменения в системе образования превращают педагогический процесс в целостный и последовательный.

Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе, формирование предпосылок учебной деятельности.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается развитию мотивационной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально   загружать  детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой для  учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства. Именно поэтому была разработана программа психологических занятий  «В школу с радостью».

Отличительной особенностью программы  является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Развитие и обучение детей согласно программе осуществляется в игровой форме. Игровые             ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у него формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы.

Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации. Вследствие чего,  у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества.

Данная программа рассчитана как на работу с детьми, находящимися в пределах возрастной нормы, так и детьми, имеющими статус ОВЗ. Занятия с детьми с ОВЗ ведутся в отдельной подгруппе. Такие дети требуют повышенного к себе внимания. Основной метод в работе с такими детьми – индивидуальный подход во всех аспектах деятельности. Таким детям дается больше времени на раздумье при устных ответах и на выполнение письменных заданий, используется целенаправленный отбор наглядного материала, а вопросы иногда задаются с вариантами ответов.

 Детям возрастной нормы задаются более усложненные вопросы, требующие логического осмысления, без вариантов ответа, используется метод противоречий, проблемных ситуаций, поисковых вопросов, дискуссии.

При разработке образовательной программы «В школу с радостью» использованы следующие нормативно-правовые  документы в области образования РФ:

  • Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №-273 ФЗ).
  • ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный стандарт) дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).
  • Концепция развития психологической службы в системе образования    Новосибирской области на период до 2025 года

Также при написании программы были тщательно изучены авторские программы:

  • Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2014.
  • Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психологических занятий для дошкольников 5-6 лет. – СПб.: Речь, 2014.
  • Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Генезис, 2009.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие у детей мотивационной готовности к школе и предпосылок учебной деятельности  средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.

Задачи программы:

  • целенаправленное развитие познавательных интересов и мотивации учения;
  • развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, самоконтроля;
  • развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
  • развитие эмоциональной сферы; снижение уровня тревожных переживаний;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие личностной сферы: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • развитие произвольности поведения, профилактика асоциального поведения;
  • повышение уровня психологической грамотности родителей.

  1. Принципы и методы реализации программы

Принципы работы с детьми:

  • Принцип научности;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип воспитывающего обучения;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип результативности.

Методы реализации программы:

  • сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические игры;
  • беседа;
  • элементы сказкотерапии;
  • психологические этюды;
  • релаксационные упражнения;
  • психогимнастика;
  • проблемные ситуации.

  1. Возрастные особенности детей 6-7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. 

      При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

      Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

      У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

      Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

     Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

     В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

     В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

      К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Организация программы

Тип  программы: развивающий.

Направление программы: социально-коммуникативное

Диапазон программы: дети 6-7 лет.

Уровень программы – программа дошкольного образования.

Срок реализации программы – 1 учебный год

Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.

Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25 минут.

Общее количество часов реализации программы – 36 часов.

Рекомендуемое количество детей в  группе –  10-12 человек.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

1.        Ритуал приветствия        

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия

2.        Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, элементы сказкотерапии, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия, работа в парах, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, речи).  Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности. Смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному упражнению, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому упражнению (с учетом утомления детей)

3. Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, (психогимнастика, музыкотерапия, физкультминутки, телесная терапия, пальчиковые игры). Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, снять эмоциональное возбуждение.

4. Рефлексия занятия — оценка занятия (беседа).        

Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)

5. Ритуал прощания        По аналогии с ритуалом приветствия

Материалы используемые на занятиях:

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки,  тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные  карандаши,  счётные палочки,  развивающие пособия с упражнениями, технические средства обучения.

Оценка успешности проведенной работы:

Сравнительный анализ предварительной и конечной  оценки уровня развития детей (диагностика детей на начало и конец учебного года), отзывы родителей (анкетирование, беседы).

Структура и содержание психолого-педагогического обследования детей:

Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок  к учебной деятельности проводится в октябре и в апреле. Для обследования детей используются следующие методы:

  • Беседа с ребёнком, педагогом узкими специалистами.
  • Анализ продуктов деятельности ребёнка

 А также, в качестве вспомогательного инструментария использован следующий банк методик:

Для изучения личностной готовности к школе:

1. «Мотивационная готовность» - Беседа Нежновой, вопросник Венгера.  

2. «Лесенка» - исследование самооценки Д.Рубенштейн

     Для изучения интеллектуальной готовности: диагностический комплект Семаго, комплект «Экспресс диагностика в детском саду» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.:

  • Тест «Лестница» (Дембо-Рубинштейна). Цель: выявление самооценки ребёнка.
  • Тест «Запомни и нарисуй» (Д. Векслера модифицированный).

      Цель: исследование зрительной памяти.

  • Тест «4–й лишний» (А.Д. Виноградова,Л.А.Ясюкова)
  • Методика «Домик» (Н.И. Гуткиной). Цель: исследование произвольного поведения.
  • Тест «10 слов»(Лурия). Цель: исследование слуховой памяти.
  • Тест «Найди отличия» (Л.В.Черемошкина). Цель: исследование внимания.
  • Тест «Корректурные пробы» (Е.В.Колесниковой). Цель: исследование уровня распределения и переключения внимания.
  • Тест  школьной зрелости (Куглера).
  • Методика «Исследование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе» ( Т.Д. Марцинковская, А.Л.Венгер)

Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук.  Каждый компонент оценивается следующим образом: достаточно сформирован, недостаточно сформирован, слабо формирован.

        Диагностика уровня развития познавательной сферы ребенка лежит в основе индивидуализации обучения. Знание степени сформированности психических процессов на начало учебного года позволяют нам опираться на сильные стороны ребенка и заниматься целенаправленным развитием в течение года тех функций, которые не соответствуют по каким-либо причинам возрастной норме.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы:

Мотивационный компонент:

- сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности;

- способность удерживать внутреннюю позицию ученика;

- сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов;

- появление учебно-познавательного мотива.

 Личностно-волевой компонент:

- позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей;

- появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, повышение уверенности в себе.

 Коммуникативный и социальный компоненты:

- развитие коммуникативных способностей;

- рост социальной успешности детей.

В течение учебного года осуществляется психологическое сопровождение родителей. Форма работы: беседы, лектории, дискуссии.

Цель: повышение психологической грамотности родителей.

Ожидаемые риски по реализации программы:

Эффективность занятий может быть снижена в связи с частыми простудными заболеваниями детей, а также в связи с переходом детей на курсы предшкольной подготовки.

Список литературы:

Авторские программы:

  1. Куражева Н.Ю. Программа психологических занятий для дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2014.
  2. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Программа занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Генезис, 2009.

Специализированная литература:

  1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – Детство-пресс, 2011.
  2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013.
  3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2011.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб., 2007.
  5. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М., 2011.
  6. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? ТЕСТЫ. – М.: Ювента, 2008.
  7. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». – СПб.-М.: Речь, 2014.
  8. Модестова Г.В. Скоро в школу. Экспресс программы подготовки и развития. – СПб., 2006.
  9. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. –М.: Волгоград. 2007.
  10. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребёнка к школе. – СПб.: Речь, 2008.
  11. Патрушина Т.А., Филякина Л.К. Первоклассник на пороге школы: советы родителям, советы учителям. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2009.
  12. СемагоН.Я. и Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения.
  13.  Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Академия развития, 2000.
  14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.  М.: Генезис, 2009.
  15. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2006.
  16. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки
  17. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
  18. Шваб Е. Д. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий для подготовки к школе.–М.: Учитель 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.psy.su/psyche/projects/706/Программа психологического сопровождения детей 6–7 лет по подготовке к школе "В школу с радостью!"Автор: Тупахина Татьяна Викторовна (Санкт-Петербург)
  2. http://www.vseodetishkax.ruПрограмма по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет «Скоро в школу» С. В. Пурышева, педагог-психолог.
  3. http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/16 Физкультминутки.
  4. http://fizkultira.ucoz.com/load/10 Музыкальные физкультминутки
  5. http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/programma-v-shkolu-s-radostyuПрограмма «В школу с радостью». Автор-составитель Попова Т.П.

Приложение 1

Перспективный план занятий с детьми

№        

Разделы программы

Темы

Кол-во часов

1

Блок социальной адаптации

«Я познаю мир»

«Знакомство. Мой портрет»

«Портрет моей семьи»

«Трудное чувство дружба»

«Давай помиримся»

4

2

Диагностический блок №1

«Учусь себя оценивать»

 «Оцени свои поступки»

«Оцени свою память»

 «Какой я внимательный?»

«Умею ли я мыслить?»

4

3.

Блок развития познавательных процессов

«Всё сумею, всё смогу»

«Развитие познавательных

процессов»

17

4.

Блок развития мотивационной готовности»

«Хочу в школу»

«Правила школьной жизни»

«Трудности дороги к знаниям»

 «Сила воли важней всего»

«Смешные школьные страхи»

«Обманный отдых»

5

5.

Диагностический блок №2

«Я всё умею, всё могу»

Итоговое:

«Я думаю и фантазирую»

«Я все запоминаю»

«Я – внимательный»

«Я готов к школе»

«Хочу в школу»

 «Дети, в школу собирайтесь»

6

Итого:

36

Приложение 2

Тематический план

Темы

Задачи

Оборудование

Средства реализации

Занятие 1.

«Знакомство. Мой портрет»

Адаптация и сплочение детей, создание положительного эмоционального фона.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши.

- Упр. «Снежный ком»

- Рассказ «Сведения»

- Упр. «Ласковое имя»

- Рисунок «Сказочный портрет»

Занятие 2.

«Портрет моей семьи»

Развитие позитивного отношения к семье;

Анализ детско-родительских отношений

Тетрадь в крупную клетку, мяч, карандаши, семейные фото.

- Беседа «Моя семья»

- Упр. «Верно-неверно»

- Дид. Игра «Подбери признаки»

- Рисунок «Моя семья»

Занятие 3.

«Трудное чувство дружба»

Развитие взаимодействия между детьми; сплочение группы

Мяч

- Беседа о дружбе

- Сказка «СмелыйБобердулик»

- «Пословицы о дружбе»

- «Правила дружбы»

Занятие 4.

«Мы поссоримся и помиримся»

Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Развивать коммуникативные умения.

Мяч

- Сказка «Грубые слова»

- Упр. «Ругаемся овощами»

- Упр. «Мирилки»

Занятие 5.

«Оцени свои поступки»

Развивать умение анализировать своё поведение, понимать необходимость соблюдения правил.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, шаблон лесенки

- Сказка Хухлаевой «Про жителей ладошек»

- Тест «Лесенка самооценки»

Занятие 6.

«Оцени свою память»

Диагностика уровня развития слуховой, зрительной и образной памяти.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий

- Тест «Домик лесника» Уленковой

- Тест «Запомни и нарисуй» Векслера

- Тест «Посчитай и нарисуй»

- Тест «Образная память»

Занятие 7.

«Какой я вниматель-

ный?»

Диагностика уровня распределения внимания и работоспособности.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий

- Тест «Корректурная проба»

- Тест «Найди отличия»

- Тест «Займи уголок»

- Тест «Домик» Гуткиной

Занятие 8.

«Умею ли я мыслить»

Диагностика мыслительных операций, воображения.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий

- Тест «Обобщение»

- Тест «Четвёртый лишний»

- Тест «Логические таблицы»

- Тест «Невербальная фантазия»

Занятие 9

«Испытания гномов»»

Учить следовать инструкции; Учить работать в парах; Развивать мелкую моторику, познавательные процессы.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий

- Дид. Игра «Ловушка» (конструирование из счётных палочек)

- Упр. «Запомни и нарисуй»

Занятие 10

«Играем вместе»

Расширение кругозора, тренировка мыслительных процессов, коммуникативных  умений.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий

- Дид. игра «Что общего»

- Дид. Ира «Школьные принадлежности»

- Дид. Игра «Пятый лишний»

- Упр. «Вопрос-ответ»

- Дид. Игра «Пары картинок»

Занятие 11

«Лесенка успеха»

Развивать мотивацию успеха в учёбе, совершенствование познавательных процессов, развитие самоконтроля.

Лесенка 5 ступеней, флажок, кубики Дьёныша, запись спокойной музыки, магнитофон

- Упр. «Подари улыбку»

- Дид. Игра «Ясновидец»

- Дид. Игра «Закрась фигуры»

- Дид. Игра «Засели жильцов»

- Упр. «Дорисуй фигуры»

Занятие 12

«Весёлое путешествие»

Развитие тонкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений,

 познавательных процессов, сенсорных эталонов, коммуникативных навыков.

Мультимедиа, шарики су-джок, план-схемы.

- Дид. игра «Маленький  конструктор»

- Массаж су-джок

- «Работа с план схемой»

- Упр. «Скажи наоборот»

- Дид. игра «Построй дорожку»

- Дид. Игра «Разложи шарики»

Занятие 13

«Зимние забавы»

Развитие познавательных процессов, умения сотрудничать.

Тетради, цветные карандаши

- Упр. «Рукавички»

- Упр. «Зима»

- Упр. «Снеговики»

Занятие 14

«Будь внимателен»

Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, саморегуляции

Мяч, геометрические фигуры

- Упр. «Сложи по образцу»

- Игра «Встаньте те, кто…»

- Коммуникативная игра «Отвечает один-отвечаем хором»

Занятие 15

«Угадайка»

Развитие саморегуляции, познавательных процессов

Мяч

- Игра «Отвечает один-отвечаем хором»

- Подвижн. Игра «Земля, вода, воздух»

- Упр. «Кто кем был, кто кем будет»

- Упр. «Хлопки»

Занятие 16

«Размышляй ка»

Развитие мыслительных операций

Тетради, карандаши

- Дид. Ига «Найди закономерность и продолжи ряд»»

- Дид. Игра «Логические задачи»

- Упр. «Незавершенные картинки»

- Дид. игра «Сложим разрезанные квадраты»

Занятие 17

«Поможем Буратино»

Развитие моторики, зрительного и слухового внимания, произвольности

Тетради, карандаши

- Упр. «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми»

- Упр. «Слушаем и выполняем»

- Коммуник. Игра «Отвечает один –отвечаем  хором»

- Упр. «Отличающиеся картинки»

Занятие 18

«Запоминай ка»

Тетради, карандаши

- Упр. «Что раньше, что позже»

- Коммуникат. Игра «Хлопки»

- Упр. «Посмотрим, запомним и нарисуем»

Занятие 19

«Играй, слушай, познавай»

Развитие познавательных процессов

Мяч, тетради, карандаши

- Упр. «Мозговой штурм»

- Упр. «Ищем нелепости»

- Упр. «Разноцветная сказка «Репка»»

Занятие 20

«Развивайка»

Развитие познавательных процессов

Тетради, карандаши, счётные палочки

- Дид. Игра «Продолжи ряд»

- Упр. «Раскрась правильно»

- Упр. «Да и нет не говори»

- Дид. ИграВыкладываем из счётных палочек»

Занятие 21

«Поможем Незнайке»

Развитие внимания и памяти

Тетради, карандаши

- Упр. «Найди поросят»

- Упр. «запомни за 10 секунд»

- Ур. «Треугольники»

- Упр. «10 слов»

- Упр. Опосредованное       запомнание

Занятие 22

«Дом, в котором мы живём»

Развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора.

Кубики – конструктор

- Презентация «Виды жилищ»

- Инсценировка сказки «Теремок»

- Психологический анализ сказки

-Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом»

- Конструирование Дома

Занятие 23

«Лесная школа»

Развитие волевых качеств, умения сотрудничать

Тетради, карандаши

- Рассказ «Школа для животных»

- Упр. «Разноцветный лист»

- Подвиж. Игра Воздух-земля-огонь-вода»

- Упр. «Хорошо и плохо?»

Занятие 24

«Карта и

нтересов»

Исследование интересов детей к учебным, эстетическим предметам

Тетрадь, цветные карандаши

- «Интеллектуальная разминка»

- Коммуникат. Игра «Хлопай за мной»

- Тест «Карта интересов»

Занятие 25

«Я думаю и фантазирую»

Диагностика мыслительных операций, воображения.

Тетрадь, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий

- Тест «Обобщение»

- Тест «4  лишний»

- Тест «Логические таблицы»

- «Тест Торренса»

- Тест «Логика»

Занятие 26

«Я все запоминаю»

Диагностика уровня развития слуховой, зрительной и образной памяти.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий

- Тест «Домик лесника» Уленковой

- Тест «Запомни и нарисуй» Векслера

- Тест «Посчитай и нарисуй»

- Тест Образная память

Занятие 27

«Я – вниматель-

ный»

Диагностика уровня распределения внимания и работоспособности.

Тетрадь в крупную клетку, мяч, простой и цветные карандаши, бланки заданий

- Тест «Корректурная проба»

- Тест «Найди отличия»

- Тест «Займи уголок»

- Тест «Домик» Гуткиной

Занятие 28

Тематическое

«1 апреля – праздник шуток и веселья»

способствовать развитию чувственной сферы детей, коммуникативных навыков, познавательных процессов.

Игрушка,  «ослик», смайлики, мультимедиа, презентация

- Презентация «История Дня смеха»

- Презентация «Первоапрельские шутки»

- Презентация «Виды улыбок»

- Упр. «Измерение радости»

Занятие 29

«Я готов к школе»

Исследование школьной зрелости

Нелинованная бумага, простой и цветные карандаши.

- Тест Куглера

- Тест МЭДИС (методка экспресс диагностики интеллектуального состояния)

Занятие 30

«В школу с радостью»

Диагностика мотивационной готовности

Тетради, карандаши

- Тест мотивационной готовности Венгера А.Л.

- Тест «Мотивы учения» Гинзбурга М.Г.

Занятие 31

«Правила школьной жизни»

Ознакомление детей с правилами поведения на уроке и во время переменыповышение школьной компетентности.

Колокольчик, мяч, картинка «Школа»

- Сказка Панфиловой «Школьные правила»

- Упр. «А в школе»

- Упр. «Правильно-неправильно»

- Коллективное конструирование «Школа»

Занятие 32

«Трудности дороги к знаниям»

Подготовить детей к преодолению школьных трудностей. Развивать волевую сферу.

Тетрадь, цветные карандаши

- Сказка Хухлаевой «О котенке Маше»

- Упр. «Ситуации»

- Упр. «Если я – котенок Маша»

Занятие 33.

«Сила воли важней всего»

Развивать волевую сферу, умение проявлять выдержку и исправлять свои ошибки.

Тетради, карандаши

- Сказка Хухлаевой «О двух братьях и сильной воле»

- Подвиж. Игра «Встаньте те, кто…»

- Упр. «Хочукалки, якалки, тыкалки»

Занятие 34.

«Смешные школьные страхи»

Развитие умения выступать публично, снижение страхов неудач, плохой оценки.

Тетради, карандаши

- Сказка Панфиловой «Школьные страхи»

- Рисунок «Хорошее и плохое про школу»

Занятие 35.

«Обманный отдых»

Развитие произвольности, умения планировать свою деятельность.

Тетради, карандаши.

- Сказка Панфиловой «Обманный отдых»

- Упр. «Распорядок дня»

Занятие 36.

Итоговое: «Дети, в школу собирайтесь»

Создание положительного эмоционального фона, закрепление полученных умений, рефлексия.

Школьные принадлежности, игрушки, блоки Дьёныша.

- Беседа по картине «Дети идут в школу»

- «Загадки-добавлялки»

- Игра «Собери ранец»

- Упр. «Отыщи свой класс»

Приложение 3

Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями  етей 6-7 лет в рамках реализации программы

 «В школу с радостью»

Сроки проведения

Тема

Цель

сентябрь

1.Знакомство. Беседа о задачах групповой работы  психолога с детьми

октябрь

2.Беседа о методах и результатах диагностики познавательных процессов на начало года.

ноябрь

3.Психопрофилактическая встреча с родителями «Счастливая семья – счастливые дети». Диагностика родителей: тест «Какая вы мама», «Какой вы папа»

Способствовать осознанию родителями значимости воспитания детей.

декабрь

4. «Растим любознательных»

Раскрыть значение познават. интереса ребенка, научить развивать познавательную активность.

январь

5.  Практикум для родителей: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» (совместно с логопедом)

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.

февраль

6.  «Почему трудно первокласснику?»

Сформировать представление о физической готовности

март

7.Что такое готовность к школьному обучению. Какие знания должны быть сформированы у первоклассника.

Сформировать представление о параметрах интеллектуальной готовности

апрель

8. Гендерные различия готовности к школе

Объяснить психологические особенности мальчиков и девочек

9.   Беседа о результатах диагностики готовности к школе (индивидуально)

Профилактика детских  школьных трудностей

май

10. Мини-лекция «Практические рекомендации родителям первоклассников»

Дать основные

 рекомендации как помочь ребёнку учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей и родителей подготовительной группы "Идем в школу с радостью"

Одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная  готовность, которая выражается в мотивах  учения, в отношении детей к школе, к учителю, к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ « В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ».

Жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые задачи и проблемы, и  вот в ближайшее время ребенку предстоит пойти в школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудност...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью».

Консультация для родителей детей подготовительной группы « В школу с радостью». Как быстро бежит время.Еще совеем недавно ваш малыш  произнес первое слово « мама» , сделал первые, робкие шаг...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития физиологических особенностей и пси...

Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"

Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей подготовительной группы к школе «В школу – с радостью!»

Рабочая программа по подготовке детей к началу школьного обучения обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка 6-7 лет с учетом возрастных особенностей. Направлена на развитие у детей дошколь...