Методы коррекции неконструктивного поведения детей
консультация по коррекционной педагогике

Для коррекции неконструктивного поведения детей в методическом арсенале, помимо игры, имеется система специфических и неспецифических методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_korrektsii_nekonstruktivnogo_povedeniya_detey.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методы коррекции неконструктивного поведения детей.

Для коррекции неконструктивного поведения детей в методическом арсенале, помимо игры, имеется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы, психолог осуществляет коррекционное воздействие на недостатки в поведении ребёнка прямо (непосредственно).

Неспецифические методы направляют коррекционное воздействие косвенно (опосредованно) на личность ребёнка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.

Специфические методы коррекции неконструктивного поведения - это упражнение и наказание.

Упражнение - специальные воспитательные ситуации, участвуя в которых ребёнок упражняется в правильном, социально желательном поведении.

Существенное условие эффективности упражнения - сознательная направленность упражняющегося ребёнка на преодоление недостатков поведения, понимание причин допущенных ошибок, неудач; учёт и подкрепление достигнутых результатов взрослыми и сверстниками.

Наказание.

А.С. Макаренко, признавая наказание, советовал «помнить: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

В.А. Сухомлинский резко протестовал против применения наказания в воспитательной практике. «Наказание может унизить личность ребёнка.... Постоянное использование наказания формирует пассивность и покорность человека». Поэтому, если педагог использует наказание, он должен помнить:

1. Использовать наказание следует, если оно целесообразно.

2. Наказывается поступок, а не личность.

3. Наказание не должно сопровождаться бойкотом, поучением.

4. Если ребёнок осознал поступок и обещает больше не повторять ошибок.

5. Каждое наказание нужно индивидуализировать.

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы:

Введение новых видов деятельности:

Арттерапия (изодеятельность, литературное, музыкальное творчество).

Принцип арттерапии - одобрение, принятие всех продуктов творческой деятельности. Важен процесс творчества - поведение ребёнка в процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение на протяжении творческой деятельности.

В творческой деятельности более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для достижения желаемой цели.

Метод изменения содержания деятельности (это касается литературной деятельности). Придумывание конца известной сказки или её продолжения, инсценирование (куклотерапия). Оживляя куклу, ребёнок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, умение управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.

Метод - личный пример взрослого и сверстника.

«Слово лишь карлик, а пример - великан». За образец берётся поведение взрослого, сверстника. Взрослый может косвенно подчеркнуть, что не плохое, а хорошее поведение заслуживает внимания и одобрения.

Метод - игнорирование поведения ребёнка.

Отсутствие внимания взрослого к ребёнку.

Метод «разрешение на поведение».

Парадоксальное поведение взрослого - педагог просит повторить выходку, поощряет, разрешает, поддерживает поведение ребёнка. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение становится разрешённым, доступным.

Метод «изменения статуса ребёнка в коллективе».

Агрессивному ребёнку дается ответственное поручение. Изменение статуса вынуждает ребёнка изменить своё поведение.

Метод «Педагогическая поддержка».

Это определённая реакция взрослого, воспринимаемая ребёнком как награда за социально одобряемое произвольное поведение, за попытку преодолеть своё агрессивное поведение. Взрослые пытаются прийти на помощь, сотрудничать с ребёнком.

Процесс психолого-педагогической коррекции будет успешным, если:

  • педагог создаст условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики;
  • формы коррекционно-развивающей работы возможны разные: фронтальные, групповые, работа в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...

Консультация для педагогов" Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста".

В материале указываются причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста. Даны игровые технологии коррекции неконструктивного поведения  детей....

Игротерапия как метод коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Игры  в детском саду для детей страшего дошкольного возраста, нарпаленные на коррекцию неконструктивного поведения, помогают детям выплеснуть гнев, снять мышечное и эмоциональное  напряжение...

Иcпользование игровых технологий в коррекции неконструктивного поведения детей.

Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Педагоги и роди...

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей

В статье рассмотрено, какие типы игр наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников....