Программа работы по сенсомоторной интеграции.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Дмитриева Анна Андреевна

Обоснование: Воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Занятие 1.

Растяжки.

Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

«Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

 «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать»! хвостом море.

«Репка». Дети садятся на корточки, колени в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

«Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.

 Дыхательные упражнения.

Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Сидя на полу, скрестить ноги; спина прямая, руки на голенях. Вдыхая через рот, выгнуться вперед, одновременно выставляя вперед нижнюю челюсть. С выдохом через рот опустить нижнюю челюсть на грудь, выгнуть спину назад. Голова при этом по возможности остается на одном уровне.

 

Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям: вверх, вниз, направо, налево и четырем вспомогательным: по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

Движение тела и пальцев. Регуляция силы мышечного тонуса проходит в соответствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам туловища и далее к мышцам нижних конечностей.

От мышц шеи и плеч к предплечьям, кистям, пальцам и соответственно от мышц бедер к пальцам ног.

Речевые ритмические упражнения. Перекрестные упражнения.

 «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок к груди), то крутит головой по сторонам. Более сложный вариант: движения выполняются с неподвижными расслабленными плечами голова как бы «вкручивается» в плечи.

«Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.

«Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же с правой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

Релаксация.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по сенсомоторному развитию детей 5-6 лет с помощью изопластики.

Изопластика – это не только нетрадиционный способ лепки, но и очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Все дети любят работать с пластилином, и изопластика...

Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.

В процессе  коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...

Использование дидактических игр и пособий в работе по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.

Данный материал может быть использован в практической деятельности педагога с детьми по развитию сенсомоторных навыков....

Сенсомоторная интеграция на занятия по физической культуре для дошкольников с ОВЗ

Сенсомоторная интеграция это способность мозга объединить и обработать информацию от органов чувств. У детей с нарушением сенсорной интеграции обрабатывается сигнал ненадлежащим образом. Одни перевозб...

Программа занятий по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста «Маленькая умница»

Цель – формирование сенсорной культуры  детей   младшего дошкольного возраста.Задачи:создать условия для обогащения чувственного опыта  и накопления сенсорного опыта детей мл...

Сенсомоторная интеграция на логопедических занятиях в ДОО.

В статье рассматиривается вопрос сенсорной интеграции на логопедических занятиях с детьми ОВЗ. Использование нестандартного многофункционального сенсомоторного оборудования "Веселые медузы",...

Коррекционно-развивающая программа по развитию сенсомоторной интеграции и мышления у детей старшего дошкольного возраста

Условием нормативного функционирования интеллектуальной системы является полноценность физиологической основы сенсорных систем и психофизиологических процессов обработки сенсорной информации.  Фу...