Статья. "3п реабилитация» еще один из подходов к реабилитации детей после КИ"
статья по коррекционной педагогике

Ларионова Ксения Владимировна

Еще один подход который хочется выделить «3П-реабилитация», который разрабатывался на базе ФГБУН «Российский –практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России» и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3p_reabilitatsiya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Статья педагога-дефектолога Ларионовой Ксении Владимировны.

Тема: «3п реабилитация»  еще один из подходов к реабилитации

детей после КИ»

«Переворот в развитии медицины и технологий потребовал переворота в развитии сурдопедагогики. И он произошел».

( О.И. Кукушкина.Е.Л. Гончарова)

Прошло уже много лет после первых операции по кохлеарной имплантации, накоплен большой опыт по реабилитации детей после кохлеарной имплантации. И стало ясно, что просто сделать операцию и ребенок будет слышать недостаточно,  для того чтобы ребенок встал на путь развития слышащего ребенка требуется система работы.

В России активно используется «слухоречевая реабилитация» Инны Васильевны Королевой, подход нацелен на развитие и коррекцию недостатков слуха и речи. Подход включает в себя симбиоз западных технологий  с отечественными методиками развития слухового восприятия и речи, разработанных для глухих детей.

Еще один подход который хочется выделить «3П-реабилитация», который разрабатывался на базе ФГБУН «Российский –практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России» и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО». Такая совместная работа позволила разработать принципиально новый подход к реабилитации детей  с КИ, основанного на идее «запуска» естественного развития ребенка после имплантации.

  • Цель реабилитации  - Перевод ребенка с КИ на путь развития слышащего.  
  • Метод реабилитации  - Перестройка взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе (не коррекция вторичных нарушений, а запуск естественного развития, характерного для слышащего ребенка раннего возраста).
  • Содержание реабилитации - Проживание заново на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, что уже были прожиты ребенком и семьей в условиях глухоты.

«3П-реабилитация»  ставит перед собой цель не приблизить ребенка с КИ на путь слышащего, а  перевести ребенка на новую сенсорную основу. Исходя из этого,система работы сурдопедагога кардинальным образом меняется, меняются требования к компетенциям педагога.

Нужно запустить естественное развитие слухового восприятия как у слышащего ребенка и чтобы в естественной коммуникации происходило спонтанное освоение речи. Для этого надо вернуться к тому этапу развития,на котором у ребенка в норме происходит запуск развития слухового восприятия и речи. То есть к первому году жизни, вне зависимости, сколько ребенку лет к моменту реабилитации.Слышащий ребенок вначале учится локализовать звуки, а затем различать их по громкости, высоте, удаленности и т.д. Но всеэто он делает в условиях эмоционального взаимодействия со взрослым (мамой). Звуки для ребенка должны быть эмоционально значимые. Из этого следует, что точка запуска- это становление эмоционального  диалога с близкими на слуховой основе, с 2х до 6 месяцев первого года жизни ребенка.

Реабилитация ребенка с КИ начинаем работу над становлением эмоционального диалога.

Для этого педагог использует:

-Эмоционально захватывающие игровые действия.

-максимально выразительная мимика и  естественные жесты.

- речь максимально интонационная.

«3П-реабилитация»- исключает механическую тренировку слуха и речи.

Результат «3П-реабилитации»- ребенок ведет себя как слышащий и спонтанно осваивает речь в обычной коммуникации.

Весь процесс реабилитации включает в себя 4 сессии:

  • Ориентировочная.
  • Запуск эмоционального взаимодействия имплантированного ребенка с семьей на новой сенсорной основе.
  • Запуск понимания речи на новой сенсорной основе.
  • Запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации на новой сенсорной основе.

На первой сессии смотрим, как общаются ребенок с семьей, какие происходит эмоциональный контакт с ребенком на новой сенсорной основе.

В следующих трех сессиях происходит перестройка взаимодействия  ребенка. В каждой сессии по 8 шагов.

1-5 шаг- педагог вовлекает родителей и передает им способы эмоционального взаимодействия.

6-7 шаг-педагог контролирует, помогает родителям и ребенку вести эмоциональный диалог.

8 шаг- педагог наблюдает со стороны на эмоциональный диалог, оценивает его качество.

От специалиста требуются новые компетенции:

-Сурдопедагог работает на занятиях и с родителями, и с ребенком.

-Требуется компетентность в перестройке эмоционального взаимодействия ребенка с родителями на новой сенсорной основе, вне зависимости от его паспортного возраста и срока имплантации, а также речевого развития до операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Ребёнок один дома!!!»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад комбинированного вида № 696       Доклад по самообразованию Тема: «Ребёнок один дома»   ...

Статья на тему: «РЕБЕНОК ОДИН ДОМА»

Актуально понять и разобраться в дошкольном периоде, можно ли оставлять ребенка одного дома!...

Статья "Дошкольное образование, как один из основных принципов образовательной деятельности детей в ДОУ

Статья "Дошкольное образование, как один из основных принципов образовательной деятельности детей в ДОУ...

Статья для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тем: "Гимнастика после сна как один из компонентов здоровьесберегающей технологии"

Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки....