Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением интеллекта
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сергеева Галина Николаевна

         В настоящее время   большое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта. Дошкольный возраст - это период активного освоения  познавательных и речевых способностей детей. Подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте  делится на несколько этапов.

         Коррекционная работа фонематического восприятия заключается в активизации слухового внимания, узнавание речевых звуков, различение слов, близких по звуковому составу; различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением интеллекта

          В настоящее время большое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта. Дошкольный возраст – это период активного освоения познавательных и речевых способностей детей.  Подготовка к обучению грамоте в дошкольном возрасте делится на несколько этапов.

            Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия заключается в активизации слухового внимания, узнавание речевых звуков, различение слов, близких по звуковому составу; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа…

    На первом этапе с детьми изучается гласные звуки, дети учатся выделять звук в ряду других звуков, определять наличие или отсутствие звука в слове, слог с заданным звуком в ряду других слогов , выделять начальный согласный.  На данном этапе хорошо использовать  упражнения с фишками (красные фишки обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. Современная практика показывает, что при планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, окончания слов.

             Для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игру и общественно - полезную деятельность и т. п. С этой целью на занятиях используются широкий спектр различных заданий и упражнений. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых и логических, дидактических игр, таких как: « Рассели звуки в домиках » (классификация гласных - согласных звуков); игра « Сигнальщики » (определение твердых и мягких согласных звуков);  « Волшебный поезд », « Домики » (деление слов на слоги), « Гласные - согласные» ( классификация гласных и согласных звуков), «Цепочка слов» (нахождение слов с определенными звуками),  «Найди пару»  (нахождение мягких – твердых согласных звуков); игровые  упражнения « Определи место гласного звука в слове », « Подарки Тиму и Тому », « Хлопки » (выделение гласных и согласных звуков) и др .Так же на занятиях  широко используются  картинки - схемы, которые позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема показывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действие по выделению звуков. А фишки (красные, синие, зеленые) являются заместителями - символами звуков.  В дальнейшем можно совершать звуковой анализ без заданной схемы. Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко - слоговой аналитико- синтетической деятельности, а также контроль за усвоения знаний. Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие звуки оглушаются в конце слов и перед глухими согласными.

Второе направление по обучению грамоте детьми с нарушением интеллекта -

 развитие лексико-грамматической стороны речи.

У детей с нарушением интеллекта плохо развиты способности словоизменения и словообразования, дети иногда не понимают сложные высказывания, плохо учитывают ролевые признаки при формировании высказываний, недостаточно понимают и передают смысл текста. Работа в этом направлении должна идти планомерно, органично захватывая как способность словоизменения так и словообразования:

— Множественное и единственное число, согласование в числе: котенок – котята; один зайченок, два … зайченка, семь … зайчат.

— Предложно-падежные отношения: гусята – нет … гусят. Кошка следит за… котятами.

— Оперативный подбор слов, чаще глаголов. «Скажи коротко: остаться на ночь». Ответ «ночевать».

— Притяжательные прилагательные. « Вот волк. Чей это хвост? (волчий). Вот заяц. Чьи это уши? (заячьи)»

— Синонимы и антонимы для разных частей речи. «Скажи наоборот» -- «день – ночь», «добрый – злой». «Скажи по-другому» - «смеяться – радоваться, веселиться».

 Следующее направление связано с развитием связной речи. Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть письменной речью как средством общения, способным заменить устную речь. Необходимо учить детей прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи, давать на вопрос полный ответ, составление рассказов по серии сюжетных картин. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. В процессе работы над умением составлять рассказ по определенной сюжетной линии использовала модели использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа..

       Целесообразно использование игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, развивающих процессы мышления. Эти игры можно изготовить из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Можно использовать следующие игры: «Построй домик» Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие. «Собери цветочек». Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память. «Солнышко». Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.  «Украсим елочку». Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.  «Кукла наряжается». Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия. «Веселые матрешки». Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления. «Собери бусы». Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики и др.

      Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию. Для повышения эффективности обучению грамоте желательно использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Во время обучения дети должны не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания. Готовность детей к обучению грамоте - это личные качества ребенка, уровень его умственного и физического развития. Для успешного овладения школьной программой ребенку важно в детском саду приобрести умение слушать и понимать воспитателя, сверстника, связно отвечать на вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться  книгой, владеть элементарными навыками ручного труда.

  Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от  нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие - то маленькие открытия для себя и с радостью идет на занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка к обучению грамоте детей - логопатов

Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период. Овладение грамотой предполагает...

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.

Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...