Презентация "Музыкальные игры для развития коммуникативных навыков у детей с ТНР"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Рамазанова Светлана Сергеевна

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми.

Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, влияют на будущее поведение человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.86 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальные игры для развития коммуникативных навыков у детей с ТНР Выполнила: Рамазанова С.С. музыкальный руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Слайд 2

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, влияют на будущее поведение человека.

Слайд 3

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Именно поэтому, совместная работа музыкального руководителя подтверждает необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному использованию всего спектра человеческих эмоций и их проявлений во всех сферах жизни.

Слайд 4

Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка , как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Слайд 5

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции. Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств .

Слайд 6

К традиционным относится логоритмика (тесная связь слова, музыки и движения), в процессе которой активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, развивается мышечная активность и метроритмическое чувство следующими средствами : • Музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие координации движений, метроритмического и темпового восприятия). • Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации ); • Игра на музыкальных инструментах (развитие чувства темпа и ритма, мелкой моторики, координации движений, самоконтроля).

Слайд 7

• Музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием дошкольников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий у детей с ТНР легко поддается коррекции в игре при исполнении ребенком речитатива или песни с движением ). • Музыкальные упражнения для развития творческой инициативы (поисковая творческая активность детей в певческих, двигательных и инструментальных импровизациях) является залогом психологической устойчивости, обогащает и расширяет эмоциональные переживания. • Пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления).

Слайд 8

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя: • Прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра. При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса , музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует ц . н. с., поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации .

Слайд 9

Основная цель в развитии коммуникативных навыков- это преодоление барьеров в общении у детей с ТНР, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Слайд 10

Ниже представлены игры, разработанные музыкальным руководителем и педагогом-психологом нашего ДОУ. Цель игр: развитие коммуникативных навыков, умений и эмоционально-волевой сферы у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Слайд 11

Музыкальная игра «Колокольчик настроения». Задачи: развитие мимики, обогащение эмоциональной сферы; развитие памяти, слухового восприятия, произвольного внимания; установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата. Реквизит: мешочек, плоскостные колокольчики с изображением эмоций, прикрепленные на крышки, фонограмма. Ход игры: Дети стоят по кругу. Ведущий сообщает, что у него есть мешочек настроения. Оно бывает разным. Поют: Дружно мы сейчас играем, Настроение отгадаем. Колокольчик позвени, Настроение покажи… Под музыку дети передают мешочек по кругу. С окончанием достают колокольчик, называют эмоцию (можно изобразить). Впоследствии можно усложнить игру и предложить детям отгадать эмоцию по мимике водящего.

Слайд 12

Музыкальная игра «По дороге сказок» Задачи: развитие тактильных ощущений, слухового восприятия; формирование умений выразить жестами и мимикой характер сказочного героя; Реквизиты: мешочек, предметы, разные на ощупь («колючие» и «мягкие»), фонограмма разных по настроению музыкальных произведений. Ход игры : Ведущий, держа в руках «волшебный» мешочек, произносит: У меня в руках мешок, Не простой он узелок! В руки кто его возьмёт… Героя сказки назовет…. Ведущий в центре. Дети стоят по кругу. Ведущий передает мешочек игрокам по своему выбору. По фрагменту музыкального произведения ребенок должен определить характер сказки//героя и достать соответствующий характеру предмет. Например: музыка светлая, добрая – клубочек мягкий, пушистый. Музыка злая, громкая – колючий, холодный.

Слайд 13

• Звуковые игры с согласными звуками. Позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию. Являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. Примеры : Игра «Самолет». Полезно выполнять при начинающемся насморке. Нужно закрыть глаза, раскинуть руки, сделать вдох и звучать, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем «самолет удаляется». Типична звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Игры со звуком «Ж» («Жуки»), снимают кашель, со звуком «З» — лечат горло. Снять усталость помогут игры со звуками « Тр-тр-тр » («Заводим мотор»), «Ш», который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик») и т.д .

Слайд 14

Двигательные ритмические упражнения, танцы . Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом .

Слайд 15

• Психогимнастические упражнения и этюды под музыку. Упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, игры на устранение отрицательных эмоций, релаксационные упражнения и этюды с музыкальным сопровождением развивают мимику и выразительность движений, снимают напряжение, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние маскулатуры . Пример : этюд на расслабление мышц «Штанга». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягая мышцы рук, затем бросают ее, расслабляя мышцы .

Слайд 16

• Массаж, самомассаж под музыку. Под влиянием массажа (поглаживание, растирание, разминание) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая её регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Пример: «Паучок» Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине партнёра) А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (постукивание по спине ладошками) Паучка на землю смыл. ( стряхивание со спины ладошками) Солнце стало припекать, (поглаживание спины) Паучок ползёт опять. (движение «краб» по спине партнера) А за ним ползут и детки, Чтобы погулять на ветке. Проводится повторный массаж со сменой партнера.

Слайд 17

• Музыкально-психологические формулы. Песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой), «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности, создается настрой на предстоящую деятельность), музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. Пример : «Я — хороший, ты – хороший» Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас! Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех !

Слайд 18

Таким образом, музыкальные коммуникативные игры - это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. Музыкальные коммуникативные игры помогают наладить отношения между детьми, найти себе друзей, создают хорошие условия для проявления индивидуальных качеств ребенка.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»

Консультация для воспитателей на тему:  «Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением»...

Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Презентация на тему: Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Коммуникативные игры формируют правильные взаимоотношения между детьми: умению играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, проявлять самостоятельн...

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 лет.

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 лет....

"Игры для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Игры для развития коммуникативных навыков, направлены на развитие навыков общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека....

Консультация для воспитателей на тему:«Игры на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Приведены игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, которые можно использовать на практике воспитателю для детей дошкольного возраста....

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....