«Обогащение словаря детей с ОНР посредством приобщения к устному творчеству русского народа»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Елена Владимировна Муханова

2022 год объявлен годом культурного наследия народов России, в целях сохранения культурных традиций, « культурной самобытности народов».

   Мы – русские и наша культура, быт, язык знаком многим народам во многонациональной стране.

   Первое, что слышит ребёнок с рождения – голос мамы, язык на котором она поёт малышу колыбельные, развлекает его потешками и прибауткам. Это то, что идёт из глубины веков, это то,что необходимо нам сохранить, оставить в детях.

  Русская речь многообразна в своём звучании и величии. А.С.Пушкин в своих строках упоминал: «…А как речь-то говорит, словно реченька журчит!» хочется, чтобы дошкольники относились к русскому слову с уважением, берегли родной язык.

  С этой целью в программу развития детей включено очень много произведений устного народного творчества. Устное народное творчество россиян – настоящая сокровищница мудрости, опыта, вымысла.

  Русский фольклор имеет огромное воспитательное и коррекционное значение. По выражению Д.С. Виноградова: «Малые фольклорные формы вызваны к жизни педагогическими потребностями народа…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фольклор в коррекционной работе16.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Обогащение словаря детей с ОНР посредством приобщения к устному творчеству русского народа»

2022 год объявлен годом культурного наследия народов России, в целях сохранения культурных традиций, « культурной самобытности народов».

   Мы – русские и наша культура, быт, язык знаком многим народам во многонациональной стране.

   Первое. Что слышит ребёнок с рождения – голос мамы, язык на котором она поёт малышу колыбельные, развлекает его потешками и прибауткам. Это то, что идёт из глубины веков, это то,что необходимо нам сохранить, оставить в детях.

  Русская речь многообразна в своём звучании и величии. А.С.Пушкин в своих строках упоминал: «…А как речь-то говорит, словно реченька журчит!» хочется, чтобы дошкольники относились к русскому слову с уважением, берегли родной язык.

  С этой целью в программу развития детей включено очень много произведений устного народного творчества. Устное народное творчество россиян – настоящая сокровищница мудрости, опыта, вымысла.

  Русский фольклор имеет огромное воспитательное и коррекционное значение. По выражению Д.С. Виноградова: «Малые фольклорные формы вызваны к жизни педагогическими потребностями народа…»

  Актуальной задачей современности является показ самобытности и красоты русского языка через малые жанры русского фольклора: заклички, песни, припевки, колядки, забытые обряды; формирование у детей интереса к детскому устному народному творчеству, русской народной культуре, русскому языку.

 Детям дошкольного возраста произведения детского фольклора помогает становиться личностью, развиваться, необходимы для выражения своего мира в художественной форме.

 У дошкольников с ОНР словарный запас скуден, не сформирована грамматическая система речи. Малые фольклорные формы помогают преодолевать эти проблемы, с этой целью их предпочитают использовать педагоги в коррекционной работе.

  В своей практике с такими детьми, стараюсь использовать всё многообразие фольклорных жанров. Это приносит неплохие результаты. Потешки и скороговорки – отличный дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного произношения.

            Ай, бу-бу, бу-бу, бу-бу

            Дудит Ворон во трубу.

           Люли,  люли, люленьки

           Прилетели гуленьки.

Использование пословиц и загадок формирует словообразовательную сторону речи, помогает усвоению антонимов, синонимов, развивает логическое мышление.

            Лежит под крылечком- хвостик колечком.

                                                      (Собака)

             Хвост - крючком, рыльце – пятачком.

                                                      (Свинка).

 Доступные по форме и содержанию малые жанры устного творчества русского народа использую при  проведении дыхательной гимнастики, физкультминуток, для упражнений на развитие мелкой моторики рук, что благотворно влияет на развитие речи дошкольников.

 Коррекционно- развивающий фольклорный материал подбираю в соответствии с лексическими темами и при подготовке к календарным праздникам в группе, с учётом активного познания детьми окружающего мира, уровня речевого развития детей.

 В группе организовала мини- музей русского быта, мини-библиотеку русского фольклора, мини-музей музыкальных инструментов, который пополнили народными инструментами: глиняными колокольчиком и свистулькой, деревянными ложками и дудочкой. Дети могут не только созерцать на экспонаты , но и пробовать инструменты на звучание. Это помогает корректировать дыхание, слух и моторику. Под звуки инструмента можно выполнять плясовые движения, что развивает двигательную активность, а дети пополняют ещё и словарный запас ( свистулька, деревянные, глиняные. дудеть, плясать).

В процессе работы по обогащению словарного запаса детей с ОНР посредством использования произведений детского русского фольклора расширились детские представления об окружающем мире; сформировались первоначальные знания о русской культуре; обогатился словарный запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей стала ярче, выразительнее, эмоциональнее; повысился интерес к творчеству русского народа, родной культуре, стараются использовать в своей речи малые фольклорные жанры.

  Считаю, что использование произведений устного народного творчества в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможности чётко организовывать свои высказывания, логически обосновывать и транслировать свои мысли.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей.

В этой статье  освещены вопросы актуальности использования малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей в речевой группе...

Программа обогащения словаря детей старшего возраста посредством игр - драматизаций.

Предложенная программа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр - драматизаций можно использовать в практике дошкольных образовательных учреждений....

Сохранение нравственного здоровья детей посредством приобщения их к традициям русского народа и фольклору

В последнее время у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому возникла необходимость с ранних лет учить детей постигать культуру своего народа. Показат...

Устное народное творчество, как средство обогащения словаря детей и фактор, влияющий на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

В настоящее время внимание многих привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когд...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой отечественной войны

Одной из эффективных форм работы  с  детьми дошкольного возраста при освещении темы Великой Отечественной войны, является знакомство детей с искусством и творчеством русского народа этих лет...

Выступление на педсовете «Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей»

ыступление на педсовете«Использование малых форм русского устного народного творчества для развития познавательных способностей и обогащения словаря детей»...

Консультации для родителей. Почитай мне мама сказку, Влияние русского народного творчества на обогащение словаря детей 4-5 лет.

Как знакомить ребёнка с миром художественной литературы.Какое вличние народное творсчество имеет на обогащение словаря детей 4-5 лет....