Программа обогащения словаря детей старшего возраста посредством игр - драматизаций.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Рычкова Елена Анатольевна

Предложенная программа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр - драматизаций можно использовать в практике дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обогащение словаря детей посредством игр – драматизаций.

В работе по обогащению словаря с детьми старшего дошкольного возраста удельный вес занимает качественное совершенствование словаря.

Мониторинг детей старшей группы показал, необходимость дополнительной работы по обогащению словаря. Хотя у детей хорошо сформирована бытовая лексика, большинство из них испытывают затруднения при подборе синонимических рядов, антонимических пар. Детям старшего возраста доступно понимание обобщенного значения фразеологизмов и пословиц. Однако низкий уровень абстрактного мышления затрудняет для значительной части детей осознание переносного значения слов и словосочетаний. Это обусловило необходимость разработать программу, направленную на обогащение словаря.

Особенностью работы по формированию словаря, занимающей значительное место в речевой работе является её связь со всеми видами деятельности дошкольников.

Большое разнообразное влияние игр - драматизаций на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного и ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности игр - драматизаций усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

       Драматизация как средство обогащения словаря значима тем, что имея возможность пополнять словарный запас словами разнообразной тематики, вбирает в себя другие средства такие как: общение с взрослыми и детьми, чтение художественной литературы, использование загадок, пословиц, фразеологизмов.

Цель программы: обогащение словаря детей посредством игр-драматизаций, формирование точного понимания значений слов, правильного в смысловом отношении их употребления.

Задачи программы:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; освоение содержания слова на уровни его значения; усвоение слова как единицы языка на уровне смысла; осмысление образных выражений и умения пользоваться ими;

2. Учить понимать основную идею литературных произведений разных жанров (сказок, рассказов, стихотворений), узнавать специфические особенности каждого жанра;

3. Формировать умения создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей;

4. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с партнерами по игре, поддерживать инициативу, самостоятельность.

План работы по реализации программы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций представлен в таблице:

 Поэтапный план работы по обогащению словаря детей

посредством игр – драматизаций

Этапы

Содержание и формы работы

Методы и приемы

Игры – драматизации

I этап

Цель:

- расширение запаса слов путем накопления общеупотребительной лексики: бытовой, природоведческой; эмоционально – оценочной лексики; лексики, обозначающей время, пространство, количество; слов обозначающих действия, состояния, признаки (цвет, форма, величина, вкус), свойства и качества; слов, выражающих видовые, родовые и обобщенные понятия.

1.Чтение сказки В.Бианки «Теремок», рассказывание русской народной сказки «Заячья избушка», выразительное чтение стихотворений В.Берестова «Дракон», Р.Сефа «Совет»,  Э.Мошковской «Обида»;

2.Экскурсии и целевые прогулки в парк, зоопарк, в пожарную часть, на почту, в школу;

3.Словесные игры: «Отгадай слово», «Дальше, дальше», «Догадайся, кто я», «Угадай предмет»;

4.Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям;

5.Слушание сказок в аудио записи;

6.Просмотр мультфильмов по мотивам сказок;

7.Игры - пантомимы «Угадай, кто я», «Какая на улице погода», «Что купила мама» и др;

8.Характеристика героев народных сказок, литературных произведений;

9.Этюды на расслабление и фантазию «Разговор с лесом», «На лесной поляне»;

10.Упражнения – этюды, отражающие образы – персонажей сказки и предметов;

11.Лепка, аппликация, рисование героев и предметов сказок.

- Наблюдение за животными, растениями, трудом людей, их действиями;

- рассматривания картин;

- чтение художественного слова;

- повторение трудных слов;

- включение слова в текст;

- инсценировки стихов;

- игры - пантомимы;

- этюды

1. «Дракон»;

2. «Заячья избушка»;

3. «Совет»;

4. «Обида»;

5. «Теремок».

II этап

Цель:

- закрепление слов в разнообразных речевых ситуациях;

- расширение запаса синонимов, антонимов, многозначных слов.

1. Прослушивание сказок;

2. Беседы по прочитанному;

3. Инсценировки с использованием кукол би – ба – бо;

4. Характеристика героев, их противопоставления;

5. Подбор пословиц к характеру героя, к ситуациям;

6. Рассматривание иллюстраций к сказкам разных художников;

7. Нахождение слов –синонимов, антонимов и многозначных слов в художественном произведении загадках, пословицах, поговорках;

8. Отгадывание загадок;

9. Составление рассказов синонимами, антонимами, многозначными словами: «Великан и крошка», «Смелый и трусливый», «История иголки»;

10. Игры «Доскажи словечко», «Скажи другим словом»;

11. Этюды;

12. Составление книжек – малюток к сказкам

- Чтение художественной литературы, загадывание загадок;

- объяснение этимологии слова;

- разъяснение и уточнение слов;

- словообразование;

- игры на выбор слов близких по значению;

- расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого – то признака;

- нахождение антонимов. синонимов многозначных слов в тексте;

- рисунки

1. По рассказам детей: «Великан и гном», «Смешной и трусливый», «История иголки»;

2. По стихотворениям «День рождения козочки» М.Дружининой, М.Карима «Врунишки»;

3. Драматизация по выбору детей.

III этап

Цель:

- активизация слов в речи детей;

- развитие умения самостоятельного выбора наиболее точных слов в высказывании.

1. Чтение сказок К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха», Ш.Перро «Красная шапочка», удмуртской народной сказки «Охотник и змея»;

2. Беседы по прочитанному;

3. Знакомство со значением фразеологизмов «Водой не разольешь», «Душа в душу», «Змею пригреть»;

4. Составление детьми сценариев по прочитанным произведениям;

5. Составление рассказов о дружбе, их инсценирование;

6. изготовление декораций;

7. Выбор детьми музыкальных фрагментов для спектакля;

8. Практические задания «Изобрази героя»;

9. Работа над диалогами героев;

10. Инсценирование эпизодов сказок;

11. Игра - контаминация по сказкам;

12. Показ спектаклей для детей младших групп.

- Беседы;

- вопросы;

- упражнения в подборе слов и дидактические игры;

- отгадывание и загадывание детьми загадок;

- сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

1. По мотивам сказок: «Муха – Цокотуха», «Красная шапочка», «Охотник и змея»;

2. По рассказам детей «Дружба верная», «Наши любимые герои»;

3. Драматизация по выбору детей.

Мониторинг.

Для выявления уровня сформированности словаря мы использовали методику обследования словаря детей, разработанную Н.В.Кущ. Эта методика позволяет выявить качественную сторону лексического богатства детей. Она отражает понимание и употребление детьми бытовой лексики, обобщающих понятий, слов, выявляет умение называть предмет и его части, а так же качество предмета. Позволяет выяснить, насколько старшие дошкольники используют в самостоятельном высказывании разные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия; насколько точно ориентируются в смысловых оттенках слов в словосочетаниях и предложениях; как понимают многозначные слова, синонимические и антонимические отношения между ними; понимание образной лексики.

Для определения количественного запаса слов детей мы применяли методику Р.С.Немова «Назови слова».

Были выделены следующие критерии сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста:

1. Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, и их детали. Правильное использование в речи обобщающих слов, глаголов, прилагательных, наречий;

2.  Использование в речи слов – синонимов;

3. Понимание и употребление слов с противоположным значением (антонимов);

4. Понимание и употребление детьми разных значений многозначного слова;

5. Понимание значений фразеологических оборотов.

В целом, результаты работы показали, что игра-драматизация является одним из эффективных средств обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при условии, если в процессе игровой деятельности обеспечивается:

1) количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

2) освоение содержания слова на уровни его значения;

3) усвоение слова как единицы языка на уровне смысла;

4) осмысление образных выражений и умения пользоваться ими.

Предложенная программа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста посредством игр - драматизаций может быть использована в практике дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы:

  1. Акулова О.А. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. - С.24-32.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1998. – 160с.
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М., 1997. – 400с.
  4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. – 127с.
  5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей //Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272с.
  6. Буренина А.И. Театр всевозможного. – СПб., 2002. – 114с.
  7. Бородич А.М. Методика развития словаря // Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. – С.89 - 111с.
  8. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963. – 319с.
  9. Кабан Ж.А. Обогащение и активизация словаря в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 1985. - №11. - С.13-17.
  10. Карпинская Н.С. Игра-драматизация детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1959. - №12. - С. 17-22.
  11. Кущ Н.В. Диагностика речевого развития дошкольников: Методическое пособие. – Глазов: ГГПИ, 2003. – 68с.
  12. Немов Р.С. Психология / Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 1998. – С.116-117.

13.Максаков А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1986. - №2. - С.74-79.

14.Стрелкова Л.Г. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации // Педагогические проблемы руководства игрой дошкольника: Сб. науч. трудов под редакцией А.В. Запорожца. - М.: АПИ СССР, 1979. - С.44- 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами

Предложенные игровые упражнения могут быть использованы педагогами детского сада,родителями в работе с детьми по развитию образной речи и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста....

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

 Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...

Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

laquo;Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»...