Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Юсупова Хадиджа Хизбуллаевна

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказка навсегда останется способом формирования и обогащения правильной развитой речи. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и мы, педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и прививают ему любовь к художественной литературе.

По мнению Л.Б. Фесюковой, работа со сказкой ограничена только фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят, и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки:

«Дошкольная педагогика и психология»

Выпускная квалификационная работа

ТЕМА: «Народная сказка, как средство обогащения словаря детей

старшего дошкольного возраста»

Студента_____________________Юсупова Хадиджа Хизбуллаевна ____________

подпись                                   (фамилия, имя, отчество)

Дата:_____________

Научный руководитель ____________________________________________________________

подпись                (ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия)

Работа допущен к защите «__»___________ 2017  г.

Руководитель программы

Дата представления _______________________

Дата защиты _____________________________

Оценка _________________________________

МОСКВА – 2017  г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………..……………………………………………. 3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………….…..… 7

  1. Народная сказка как средство развития и обогащения образной речи детей старшего дошкольного возраста ..……….…..…………….…….… 10
  2.  Экспрессивность речи …………………………………………….…….… 13
  3. Вывод по главе I …………………………………………….………….….. 18

 ГЛАВА II. ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………….…….…………. 20

  1.  Методы, игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста …………………………………….……………. 23
  2.  Вывод по главе II …………………….….…………………..…………. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………..……….…… 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..……….………. 33

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Актуальность. В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой, педагогической наукой, народной педагогикой.

В воспитании тех или иных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование средств народной педагогики, возможности которых неисчерпаемы. Народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.

Народная сказка  – замечательное средство народной педагогики, являеющееся предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа, " - писал К. Д. Ушинский. [44]

Русские народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Т. В.Зуева, Е. Мелетинский, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, Ю.М. Соколов, В. И. Чичеров и др.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

В данной работе народная сказка рассматривается как одно из средств обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста, но прежде, чем говорить об обогащении словаря детей, рассмотрим сам процесс развития речи, а именно развитие образной стороны речи.

Проблема исследования заключается в противоречии:

- между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;

- между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития образной речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ.

Решение данной проблемы определило цель исследования  - выявление возможностей народной сказки как средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс обогащения словаря через развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: народная сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что система занятий по народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

- отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры;

-  осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;

- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.

- понимание детьми содержания сказочных текстов;

- наличие положительных эмоциональных стимулов относительно поиска детьми соответствующих слов, фраз, предложений;

- моделирование игровых ситуаций по смыслу сказок;

- взаимосвязь разных видов деятельности (учебно-речевой, игровой, театрально-игровой, художественно-речевой, изобразительной).

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решение следующих задач:

- изучить теоретические основы использования сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;

- выявить особенности развития образной речи на основе русской народной сказки;

- выделить методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников.

Методы исследования: анализ литературных источников; сравнительный  анализ данных.

Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Слово "сказка" впервые встречается в семнадцатом веке.

Однако до того, как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели "одну забаву", достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании данных исследователей была построена современная концепция работы со сказкой [26].

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц [20], А. Адлер [1], Э. Берн [7], Б. Брун, Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие [21].

Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Образность дополняется забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.

Сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Психологи считают, что сказки помогают детям постигнуть окружающую их действительность. Сказки дают детям простор для воображения.

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность [40].

Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задач речевого развития дошкольников считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [41].

В теории русского языка образность речи принято понимать выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).

Р. Стаценко считает, что образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении [34].

Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В. Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, а также звуковое (выразительное) оформление высказывания [43].

Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства.  

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.

З.А. Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот [12].

Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [37].

Ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте. Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

Говоря об образной речи нельзя не затронуть экспрессивность высказываний, имеется в виду умение ребенка не только правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, но и с их помощью ярко, точно, убедительно эмоционально окрашено выражать свои мысли и чувства.

  1.  НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей, и властителей. Близок и мил им сам язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи ребенка.

Для того чтобы выявить возможности народной сказки как средства развития образности речи, необходимо выяснить особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно [42,43].

Именно в народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство языка. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» [45].

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Также народные сказки богаты сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.

Е.И. Тихеева, Л.М. Гурович, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, Л.Б. Береговая, Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.

Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [47].

Сказки имеют устоявшиеся десятилетиями традиционные зачины и концовки. Зачины сразу же настраивают слушателя на сказочный лад, сосредотачивают его внимание, например: жили – были; был – не был, да говорят люди; это было когда-то давно и др. Концовки же, как бы «подводят итоговую черту» – завершают повествование, например: кто не верит, – пусть проверит; стали жить поживать и добра наживать; и я там был, мед – пиво пил, по бороде текло, а в рот не попадало и др.

Составными элементами народных сказок являются многочисленные поговорки, загадки, поверья, скороговорки, считалки, небылицы, которые придают народной речи образность и красочность.

З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, Е.И. Тихеева и др. утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении.

Задача педагога, по М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям [3].

  1.  ЭКСПРЕССИВНОСТЬ РЕЧИ

Понятие образной речи является смежным понятию экспрессивной речи. В. Гумбольд отмечал: «Каждый индивид использует язык для выражения своей неповторимой самобытности». Ученый считает, что когда слово проникается экспрессией говорящего, то оно выступает выражением определяющим индивидуального человека; речевой опыт каждого человека формируется в постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями. В связи с этим, следует разграничить понятие экспрессивности и образности речи. Экспрессия, по мнению Г.И. Дидук [17], – это качество речи, выразительность (или образность) речи, такое ее качество, благодаря которому она приобретает стилистическую значимость (эмоциональность, образность) и становится способной передать определенное нетривиальное содержание.

Под экспрессивной лексикой понимается совокупность слов, возникших путем метафоризации, которая усиливает лексическое значение конотативними признаками. Конотативное значение слов выражается преимущественно с помощью лексических средств речи – тропов.

Троп определяется учеными Н.В. Гавриш [15], А.П. Кузнец, как прием изменения основного значения, которое помогает автору экспрессивно отобразить обычные предметы. Использование лексических средств создания речевой экспрессии (тропов) в речевой работе со старшими дошкольниками является, по мнению А.М. Богуш [8], Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова [39], предпосылкой усовершенствования словаря, оказывает благоприятное содействие овладению переносным смыслом слова, пониманию возможности его использования в разных ситуациях.

Ученые Н.В. Гавриш [15], Ю.А. Руденко [29], О.И. Федоров, О.С. Ушакова [39] определили, что экспрессивность в художественных стилях выражается как с помощью простых (эпитет, сравнение), и развернутых (метонимия, гипербола, метафора, аллегория) тропов. Именно эти лексические средства являются основой речевой экспрессии и наиболее часто встречаются в народных сказках.

Простые тропы:

Эпитеты – постоянное определение предмета, подчеркивающее его привычный признак. Эпитеты легче всего воспринимаются дошкольниками. Функции их разнообразны: изобразительная (характеристика свойств героев и предметов), выразительная (выражение эмоциональной оценки), композиционная (средство создания контраста).

Сравнение – наглядное сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть средством гиперболизации.

Развёрнутые тропы:

Важную роль в создании экспрессивности речи, по мнению А.М. Богуш, играет метонимия (от греч. – metonimia – переименование) – перенос название с одного предмета на другой на основе их смежности [8].

Гипербола – стилистическое средство, содержащее в себе преувеличение признаков, предметов, действий. Волшебная сказка как жанр органически связана с гиперболизацией, так как необыкновенность ее образов естественно сочетается «с эмоцией чрезмерного, преувеличенного», – отмечает В.П. Аникин.

Гипербола, преувеличивая свойство, качество, действие, способствует рождению сказочной фантастики, усилению художественного впечатления.

И. Логинова дает такое определение противоположному гиперболе тропу – литота (от греч. litotes – уменьшение) – художественное уменьшение силы, значения, явления (мальчик – мизинчик).

Следующий троп – метафора, (от греч. metaphor – перенос), употребление слова или выражения в переносном значении. Метафора – перенос свойств одного предмета на другой по принципу сходства.

В основе метафоры лежит сходство по: цвету (золотой перстень, золотое солнце); размеру (капля дождя и капля надежды); по месту нахождения (подошва сапога и подошва горы); эмоциональным впечатлениям (медведь – животное и медведь – неповоротливый человек).

Благодаря присутствию постоянных эпитетов народная волшебная сказка приобретает особую картинность, необычное сочетание реального и фантастического.

Под об образной экспрессивной речью имеется в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

Проблема формирования экспрессивности детской речи нашла отражение в трудах известных советских психологов Л.С. Выготского [10], А.В. Запорожца [19], А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [22,28]. Эти вопросы находятся также в центре внимания многих современных исследователей детской речи Л.И. Айдарова [4], Н.В. Гавриш [15], Ф.А. Сохин [33], Е.М. Струнина [35], Е.В. Савушкина [31], О.С. Ушакова [39] и др.

Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

Согласно исследованиям А.А. Леонтьева [22], А.А Люблинской [24], А.Н. Гвоздева [11] мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности.

Анализ действующих программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях позволяет выявить потенциальные возможности программного материала для обогащения словаря экспрессивной лексикой средствами русской народной сказки.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Задача педагога, по М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной [3], – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям.

Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко [12] указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

             Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов.

         Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Сказка строится по принципу троекратных повторов. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод, что позволяет быстрее запомнить и употребить в речи текста этих эпизодов. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, вывод таков: наличие в структуре сказочного текста элементов экспрессивной лексики обуславливает отбор произведений этого жанра для выполнения задач обогащения словаря старших дошкольников. Таким образом, народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития экспрессивной лексики старших дошкольников.

В процессе разнообразных сказочных занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

         

ГЛАВА II. ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить: его значение или заключённый в нем смысл.

         Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

         Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

         Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически. Ознакомление с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного), происходит как в процессе обучения, так и в играх, в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к старшему дошкольному возрасту (5—6 лет). Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.

       Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, , рассказы, сказки, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки.

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка.

Сегодня  использование сказок для развития речи стало незаслуженно забываться, однако они остаются как важный и эффективный способ   обогащения словаря  и средства воспитания детей, представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:

•        Словаря.

•        Грамматического строя.

•        Диалогической и монологической речи;

•        Совершенствованию звуковой стороны речи.

Для развития образной речи автором, Л.Б. Фесюковой, предлагаются следующие приемы работы с русской народной сказкой:

- подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая»);

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);

- придумать похожие слова (синонимы) и многие другие.

Далее рассмотрим подробнее, какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?

2.1 МЕТОДЫ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Несмотря на психологическое благоприятствие возраста и возможностей ребенка, зачастую приходится искать приемы обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста.

При работе с народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки [31,5].

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными.

- Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки.

- Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»).

2. Рассматривание иллюстраций.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. При этом необходимо задавать вопросы, помогающие уточнить ту или иную деталь [36].

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по желанию детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения.

2. По просьбе воспитателя дети вспоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном, которые особенно запомнились.

3. Напоминание одного из эпизодов и просьба рассказать о нем подробнее.

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.

М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, Е.М. Струнина, Т.Б. Филичева, В.И. Яшина и другие,  считают данный метод одним из наиболее эффективных методов в развития образной речи. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты [35].

I. Рассматривая сказку для достижения поставленной цели, развития и обогащения словаря старшего дошкольника, можно выделить и применить немало методов в работе воспитателя. Это:

1. Чтение сказок;

2. Рассказывание;

3. Перессказывание;

4. Беседа;

5. Умение задавать вопросы;

По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников.

6. Конструирование:

    - слов (придумать несколько однокоренных слов);

    - словосочетаний (срифмовать 2 слова)

    - предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре        «от каждого — по словечку»)

7. Сочинение сказок;

8. Рифмование двух слов (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

9. Словотворчество;

Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:

- поиск ласковых, красивых, сказочных, грустных слов;

- сочинение длинного и в то же время смешного слова (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

- произношение слов без гласных звуков, например слово «принцесса»;

- определение «лишнего» слова. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово из предложенного перечня (только домашних животных или только диких).

10. Придумывание новых названий известных сказок;

Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.

«Колобок» - «Колобок-путешественник», «Смелый колобок», «Непослушный колобок»;

«Гуси - лебеди», — «Как сестра выручила братца» и т.д.

11. Придумывание нового персонажа.

12. Метод «Введение частицы «не» (цель: повернуть сюжет сказки в новое русло). Например: Не репа выросла на грядке, а…

13. Пословицы и поговорки.

В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.

II. Помимо приёмов и методов в работе со сказкой имеется множество игр и упражнений для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

1. «Какой» - подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.

- яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;

- речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.;

- медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.

2. «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по эпитетам.

- Серый, трусливый, ушастый (заяц);

- Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса);

- Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).

3. «Что делает» - подбор действий к предмету или сказочному герою.

- лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит;

- петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет.

4. «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по действиям.

- печется, убегает, катится, поет (колобок);

- варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, (Машенька).

5. «Скажи по-другому» - подбор синонимов.

«Три поросенка» - поросята убегают от волка.

- Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;

6. «Скажи по-другому» - подбор антонимов.

Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.

7. «Скажи ласково» - подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

- Заяц – зайчонок, зайчишка;

 - Лиса – лисичка, лисонька;

 - Яблоня – яблонька.

8. «Скажи с преувеличением»

- Усы – усище;

- Хвост – хвостище;

- Дом – домище.

9. «Подбери похожее слово» -  подбор однокоренных слов.

-  лес-лесок-лесочек; лед - ледок - ледяная; снег – снежок - Снегурочка…

10. «Продолжи предложение»

11. «Отгадай сказку (героя сказки)»

12. « От каждого по словечку»

Один ребенок называет одно слово по тематике любой сказки, второй ребенок добавляет к первому слову своё слово, и получается предложение из двух слов и т.д. Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу и по сюжету сказки.

Сказка — прекрасный материал для развития речи детей. Язык сказок ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это все позволяет ребенку обогатить свой словарный запас и лучше запомнить и понять содержание сказки. То есть, языковой материал сказок можно использовать практически  на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия - это и воспитание интереса к художественному слову и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря  детей через использование традиционных и нетрадиционных методов, приёмов, игр, упражнений в работе со сказкой.

        Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень развития человеческого мышления и речи.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II

Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Итак, сказки  и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Сказка навсегда останется способом формирования и обогащения правильной развитой речи. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и мы, педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и прививают ему любовь к художественной литературе.

По мнению Л.Б. Фесюковой, работа со сказкой ограничена только фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят, и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы [46].

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития и как следствие обогащения образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.  

И так, словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей дошкольного возраста.

        В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно  обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи  и пр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А. Аркин. «Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью». А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По ее мнению, в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Данная работа ориентирована на развитие и обогащение речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной сказкой. В связи с поставленной целью в первой главе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано влияние народной сказки на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. С помощью народной сказки можно решать практически все задачи связанные с развитием и обогащением речи детей  и наряду с основными методами и приемами можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества. Так же в первой главе рассмотрена экспрессивная сторона речи, её влияние на развитие образной речи и раскрытия потенциала заложенного в сказке.

Народные сказки в образовательной работе используются в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Данная  работа построена на основных принципах: активного включения детей, использования развивающего потенциала народной сказки в создании речевой среды.

Таким образом, использование русской народной сказки в процессе формирования, развития и обогащения речи детей вполне оправдывает себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: "Питер", 2007г. - 370 с.
  2. Алексеева М.М.. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. 1999г.
  3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высших и сред, пед. учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г. - 400 с.
  4. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. - М.: Педагогика, 1978г.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981г. – 255 с.
  6. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения [текст]  Белинский В. Г.  Под ред. действ.чл. АПН Е. Н. Медынского. — М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948г. — 280 с.: портр. 2, с.31
  7. Берн Э. Познай себя. О психиатрии и психоанализе - для всех, кто интересуется. [текст] / Берн Э. СПб.: "Питер", 2000г. - 470 с.
  8. Богуш А.М., Ю.А. Руденко. Обогащения словаря дошкольников экспрессивной лексикой народных сказок – Одесса: Маяк, 2005г.-256 с.
  9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. Валлон А.- СПб.2001г.-208 с.
  10.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983г. – 340 с. (Собр. сочинений в 6 томах. Том 2).
  11.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.. 1961г.
  12.  Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003г.
  13.  Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003г.
  14.  Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада. – М.,1992г.
  15.  Гавриш Н.В. Развитие речевого творчества в дошкольном возрасте. – Донецк: Лебедь, 2001г. – 218 с.
  16.  Гелло В. «Учите беречь книгу». // Д/в №1 – 1976г.
  17.  Дидук Г.И. Изучение средств емотивности на уроках украинского языка в 5-7 классах – Тернополь.: печать-пресс, 2000г. – 202 с.
  18.  Ерофеева Т. И. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». Д/в №10 – 1980г.
  19.  Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником Под. ред. Г.А. Урунтаева. – М.: Педагогика, 1998г. – 138 с.
  20.  Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. СПб.: "Речь", 2000г. - 254 с.
  21.  Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. Князева Т.Н. - СПб.: Речь, 2007г.
  22.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969г. – 214 с.
  23.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970г.
  24.  Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М., «Просвещение», 1971 г.
  25.  Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. Психолого-педагогическая диагностика  - Москва.: Асток-Пресс, 2006г.  
  26.  Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки — М.: Лабиринт, 2000г.
  27.  Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух. Дошкольное образование.- № 8-2008г. -23-35с.
  28.  Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста – М.: Академия, 1999г. – 560 с.
  29.  Руденко Ю.А. Обогащение словаря старшего дошкольного возраста экспрессивной лексикой средствами украинской народной сказки: автореф. дис. на получение научной ступени канд. педагогических наук: спец. 01.01.06 «Дефектология, олигофренопедагогика школьная» – Славянск. – 2003г. – 21 с.
  30.  Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства. Дошк. воспитание. – 1979г. - №1. – с. 5-9.
  31.  Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966г. – 175 с.
  32.  Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1984г.
  33.  Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника.  Вопросы психологии. – 1989г. – №3. – С. 12–18.
  34.  Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание. – 1980г.– №7-с. 6–10.
  35.  Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007г. -144 с.
  36.  Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008г.-288 с.
  37.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1972г. – 280 с.
  38.  Успенская Л.И., Успенский М.Б.. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). – Москва, 1991г.
  39.  Ушакова О.С., Н.В. Гавриш. Знакомим дошкольников с худ-ой литературой: Конспекты занятий – М.: Сфера, 1998г. – 224 с.
  40.  Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008г. – 240с.
  41.  Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет. Дошкольное воспитание.-1995г.-№1.-С.59-66.
  42.  Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Дошк. воспитание.-1998г.-№9.-С.71-78.
  43.  Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998г. – 224с.
  44.  Ушинский К.Д. Соч., т. 9, 1950г. - 775 с.
  45.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия - М.: Просвещение, 1986г. – 350с.
  46.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997г. – 464 с.
  47.  Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961г.
  48.  Фесюкова, А.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. — Харьков: Фолио, 1997г.
  49.  Швайко Г.С.. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988г.
  50.  Шишова Т. Лечение сказкой. Сельская школа. – 2004г.- № 2.-104-107с.



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Актуальность. В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой, педагогической наукой, народной педагогикой.

В воспитании тех или иных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование средств народной педагогики, возможности которых неисчерпаемы. Народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.

Народная сказка  – замечательное средство народной педагогики, являеющееся предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. "Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа, " - писал К. Д. Ушинский. [44]

Русские народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Т. В.Зуева, Е. Мелетинский, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, Ю.М. Соколов, В. И. Чичеров и др.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

В данной работе народная сказка рассматривается как одно из средств обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста, но прежде, чем говорить об обогащении словаря детей, рассмотрим сам процесс развития речи, а именно развитие образной стороны речи.

Проблема исследования заключается в противоречии:

- между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;

- между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития образной речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ.

Решение данной проблемы определило цель исследования  - выявление возможностей народной сказки как средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс обогащения словаря через развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: народная сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что система занятий по народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

- отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры;

-  осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;

- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.

- понимание детьми содержания сказочных текстов;

- наличие положительных эмоциональных стимулов относительно поиска детьми соответствующих слов, фраз, предложений;

- моделирование игровых ситуаций по смыслу сказок;

- взаимосвязь разных видов деятельности (учебно-речевой, игровой, театрально-игровой, художественно-речевой, изобразительной).

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решение следующих задач:

- изучить теоретические основы использования сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;

- выявить особенности развития образной речи на основе русской народной сказки;

- выделить методы и приёмы работы со сказкой в формировании и обогащении словаря дошкольников.

Методы исследования: анализ литературных источников; сравнительный  анализ данных.

Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 

  В первой главе народная сказка рассматривается, в первую очередь, как  средство развития образной речи и экспрессивности речи старших дошкольников.

 Почему во главу угла я поставила именно развитие образности речи  её экспрессивность,  потому, что обогащение словарного запаса детей  является результатом развития, закрепления и дальнейшего использования в собственной речи новых слов.  И по-моему нет лучшего способа, чем образность и экспрессия речи.

Именно на этой базе построена  вся структура данной работы.

 Во второй главе предложен перечень приёмов, методов, игр по обогащению словаря детей для  внедрения  в работу педагогов детских садов.  Данные методы могут быть продолжением занятия по развитию речи, познанию окружающего мира, безопасности, художественного творчества,  также  применимы в процессе самостоятельной деятельности детей т.е.  для достижения поставленной цели ( обогащения словаря через народные сказки) нет необходимости вводить новые образовательные дисциплины

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

             Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов.

         Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Сказка строится по принципу троекратных повторов. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод, что позволяет быстрее запомнить и употребить в речи текста этих эпизодов. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, вывод таков: наличие в структуре сказочного текста элементов экспрессивной лексики обуславливает отбор произведений этого жанра для выполнения задач обогащения словаря старших дошкольников. Таким образом, народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития экспрессивной лексики старших дошкольников.

В процессе разнообразных сказочных занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II

Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.

Итак, сказки  и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Сказка навсегда останется способом формирования и обогащения правильной развитой речи. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и мы, педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и прививают ему любовь к художественной литературе.

По мнению Л.Б. Фесюковой, работа со сказкой ограничена только фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят, и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы [46].

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития и как следствие обогащения образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.  

И так, словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей дошкольного возраста.

        В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно  обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи  и пр.

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ РЕЧИ

Ученые Н.В. Гавриш [15], Ю.А. Руденко [29], О.И. Федоров, О.С. Ушакова [39] определили, что экспрессивность в художественных стилях выражается как с помощью простых (эпитет, сравнение), и развернутых (метонимия, гипербола, метафора, аллегория) тропов. Именно эти лексические средства являются основой речевой экспрессии и наиболее часто встречаются в народных сказках.

Простые тропы:

Эпитеты – постоянное определение предмета, подчеркивающее его привычный признак. Эпитеты легче всего воспринимаются дошкольниками. Функции их разнообразны: изобразительная (характеристика свойств героев и предметов), выразительная (выражение эмоциональной оценки), композиционная (средство создания контраста).

Сравнение – наглядное сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть средством гиперболизации.

Развёрнутые тропы:

Важную роль в создании экспрессивности речи, по мнению А.М. Богуш, играет метонимия (от греч. – metonimia – переименование) – перенос название с одного предмета на другой на основе их смежности [8].

Гипербола – стилистическое средство, содержащее в себе преувеличение признаков, предметов, действий. Волшебная сказка как жанр органически связана с гиперболизацией, так как необыкновенность ее образов естественно сочетается «с эмоцией чрезмерного, преувеличенного», – отмечает В.П. Аникин.

Гипербола, преувеличивая свойство, качество, действие, способствует рождению сказочной фантастики, усилению художественного впечатления.

И. Логинова дает такое определение противоположному гиперболе тропу – литота (от греч. litotes – уменьшение) – художественное уменьшение силы, значения, явления (мальчик – мизинчик).

Следующий троп – метафора, (от греч. metaphor – перенос), употребление слова или выражения в переносном значении. Метафора – перенос свойств одного предмета на другой по принципу сходства.

В основе метафоры лежит сходство по: цвету (золотой перстень, золотое солнце); размеру (капля дождя и капля надежды); по месту нахождения (подошва сапога и подошва горы); эмоциональным впечатлениям (медведь – животное и медведь – неповоротливый человек).

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα – имя) — это слова, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Сино́нимы (от др.-греч. σύν – вместе + ὄνομα – имя) — слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке: кавалерия — конницасмелый — храбрыйидти — шагать.

Омо́нимы (от др.-греч. ὁμός — одинаковый и ὄνομα — имя) — одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова, Например, в словах «коса» (инструмент) и «коса» (причёска) замечаемым большинством людей общим семантическим элементом является «нечто длинное и тонкое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Данный материал представляет собой тезисы к курсовому проекту "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"...

Опыт работы: Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых люде...

Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

Актуальность. В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрос...

Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народ...

Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно ...