Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.
материал

Данный материал представляет собой тезисы к курсовому проекту "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ

Качусова Валентина Владимировна

Студентка 4 курса Дошкольное Образование

Заочное отделение

Bajnova85@mail.ru

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». [2]

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, потому что развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.[1]

Согласно ФГОС ДО от 17.10.2013 №1115 раздел 2 п. 2.6. речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; также важным положением являются целевые ориентиры к результатам освоения ООП ДО, которые определяются в его интеллектуальном развитии.[8]

Согласно профессиональному стандарту педагога, педагог дошкольного образования должен: знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте, уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. [3]

Так как одной из задач курсового проекта является осуществление подборки театрализованных игр, проанализируем несколько определений понятия «театрализованная игра».

Как считает И.Г. Вечканова, театрализованная игра − деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами.

В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра или игра-драматизация трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене» [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная игра – это творческая игра, в которой разыгрывается в лицах литературное произведение (сказки, рассказы, стихотворения, специально написанные инсценировки).

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.[5]

В театрализованной игре формируются диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.[7]

Так же в курсовом проекте подобраны методики на выявление уровня сформированности словарного запаса такие как: Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой и Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А [4]

Таким образом, театрализованная деятельность − это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Также она способствует развитию коммуникативных навыков, учит взаимодействовать детей друг с другом.

Список литературы

  1. Коптяева М.И. «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».// Сайт для учителей (22.10.2016). URL: https: www.kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie (Дата обращения 04.11.2018).
  2. Педагогический проект  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» / Муниципалное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34», Копейского городского округа (27.10.2017). // www.mdoy34-kgo.caduk.ru/p114aa1.html(дата посещения 24.01.2019).
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
  4. Справочник логопеда «Изучение уровня словарного запаса детей» /Большая библиотека онлайн //www.eriding.club/chapter.php/95158/46/Spravochnik_logopeda(дата посещения 12.02.2019).
  5. Статья «Характеристика театрализованной игры» / Лекции. Орг-публикация материала для обучения// www.lektsii.org/17-52071 (дата посещения 1.03.2019)
  6. Студенческая библиотека онлайн // Studbooks.net/ URL: https://studbooks.net/1757506/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_teatralizovannoy_igry_sredstva_esteticheskogo_vospitaniya (дата посещения 7декабря 2019)
  7. Табакова Т.В., «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (23.03.2014). // xn-i1abbncbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%%82%D1%8C%D0%B8/6441`41/ (дата посещения 29.01.2019).
  8. ФГОС ДО от 17.10.2013 №1115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Консультация на тему: «Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста».

Театрализованная деятельность, как средство активизации словаря детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Опыт работы: Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых люде...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

laquo;Игра есть свободная деятельность дитяти…В ней формируются все стороны душичеловеческой, его ум, его сердце, его воля»...

Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

Актуальность. В наше  время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрос...

Театрализованная деятельность как средство активации словаря детей дошкольного возраста

Как посредством театральной деятельности развивать речь ребёнка...