"От чего зависит отношение к детям инвалидам в обществе?"
статья по коррекционной педагогике

Николаенкова Екатерина Андреевна

"От чего зависит отношение к детям инвалидам в обществе?"; "Как следует воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам, имеющим нарушения развития?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?

Тема детей - инвалидов и все вопросы, связанные с этой темой, волнуют меня не случайно, и обращаюсь я к ней не впервые. Дело в том, что я работаю в группе компенсирующей направленности с «особенными» детками.

Ни для кого не секрет, что сегодняшняя политика нашего государства в отношении инвалидов направлена на их полную интеграцию в общество, на создание для инвалидов максимально комфортных условий для жизни в нашей стране. Но, несмотря на все предпринимаемые меры для решения данной проблемы со стороны государства, уровень интеграции детей с ограниченными возможностями в наше общество остается по-прежнему очень низким. И не последнюю роль в этой проблеме, на мой взгляд, играет отношение к этим людям в нашем обществе. Поэтому очень важно изучать отношение социума к инвалидам вообще и к детям-инвалидам, в частности.

Для детей-инвалидов особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении инвалидов в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к детям-инвалидам.

Сегодня как никогда остро стала проблема отношения детей к людям с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них посещают специализированные детские сады. Такие дети оторваны от общества своих сверстников. Как часто ребенок слышит от нас взрослых, чтобы не играл, не общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Многие боятся, что дети не примут того ребенка. Но на это хочется сказать, что, если дети, общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья в них, проявляется сочувствие, уважение, доброта, любовь. Общаясь с детьми ограниченными возможностями здоровья, они учатся быть терпимыми друг другу. Такое общение помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстника, чувство взаимопомощи и стремление прийти на помощь. Формируется ответственность, уважения, усиливается умение помогать товарищу. Такое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья дает возможность почувствовать себя на месте другого. Нам взрослым нужно постараться помочь ребенку в этом воспитании.

Как следует воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам, имеющим нарушения развития?

В настоящее время актуальным стал вопрос об инклюзивном образовании в наших Российских школах и детских садах - обучении детей с ОВЗ.  Хочется поговорить о нашем толерантном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что в общении детей преобладает озлобленность, агрессивность. Поэтому толерантное воспитание нужно начинать с младшего дошкольного возраста, учить их быть доброжелательными, уважительными друг к другу. В этом воспитании должны принимать участие родители, воспитатели и другие образовательные учреждения.

Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к детям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, понимание, сопереживание.

Работа по формированию толерантности проводится с родителями. При работе с родителями важно:

- осуществлять информационную и консультативную помощь,

- организовывать совместные праздники, развлечения, экскурсии, открытые занятия, акции милосердия.

Толерантность, сформированная в детские годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет детский сад, именно в нем ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим детям.

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств детей, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями.

  • Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные дети» учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.
  • Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в различных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Что касается педагогов, то готовность воспитателей и специалистов к работе с детьми с ОВЗ предполагает сформированность целого комплекса качеств.

Профессиональная готовность педагога включает в себя:

• информационную готовность;

• знание основ психологии и коррекционной педагоги;

• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ

 • готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;

• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.

Психологическая готовность – это, прежде всего:

• готовность включать детей с ОВЗ в деятельность;

• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

• эмоциональное принятие детей с ОВЗ (и есть терпимое отношение), которое во многом определяется знанием особенностей имеющегося у ребёнка дефекта и учётом этого при работе с ним.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.

В работе с дошкольниками используют такие формы работы:

‒ беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка есть свои особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг у другу;

‒ психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;

‒ арт-терапия,

‒ сказкотерапия,

‒ игротерапия и пр.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотив поступков, приобрели побудительную силу.

На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "От чего зависит здоровье детей?"

Мнение родителей по вопросу "От  чего зависит мздоровье детей?"...

От чего зависит здоровье и безопасность детей

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее ...

буклет от чего зависит здоровье детей?

Здоровье детей зависит Закаливание ,Спорт Движения-здоровья достиженияздоровое питание...

От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?

От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?...

Тренинг для родителей "Открытые сердца: толерантное отношение к детям с ОВЗ и инвалидам".

Для родителей детей дошкольного и школьного возраста, а также всех, кто интересуется вопросами воспитания и толерантности. С целью развития у родителей навыков толерантного восприятия и взаимодей...

От чего зависит музыкальное развитие детей?

Консультация для родителей "От чего зависит музыкальное развитие детей". Полезно родителям дошкольников и педагогам....

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПОВЕДЕНИЕ И ПОСЛУШАНИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ?

Разбор проблемного поведения детей....