"От чего зависит отношение к детям инвалидам в обществе?"
статья по коррекционной педагогике

Николаенкова Екатерина Андреевна

"От чего зависит отношение к детям инвалидам в обществе?"; "Как следует воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам, имеющим нарушения развития?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?

Тема детей - инвалидов и все вопросы, связанные с этой темой, волнуют меня не случайно, и обращаюсь я к ней не впервые. Дело в том, что я работаю в группе компенсирующей направленности с «особенными» детками.

Ни для кого не секрет, что сегодняшняя политика нашего государства в отношении инвалидов направлена на их полную интеграцию в общество, на создание для инвалидов максимально комфортных условий для жизни в нашей стране. Но, несмотря на все предпринимаемые меры для решения данной проблемы со стороны государства, уровень интеграции детей с ограниченными возможностями в наше общество остается по-прежнему очень низким. И не последнюю роль в этой проблеме, на мой взгляд, играет отношение к этим людям в нашем обществе. Поэтому очень важно изучать отношение социума к инвалидам вообще и к детям-инвалидам, в частности.

Для детей-инвалидов особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении инвалидов в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к детям-инвалидам.

Сегодня как никогда остро стала проблема отношения детей к людям с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них посещают специализированные детские сады. Такие дети оторваны от общества своих сверстников. Как часто ребенок слышит от нас взрослых, чтобы не играл, не общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Многие боятся, что дети не примут того ребенка. Но на это хочется сказать, что, если дети, общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья в них, проявляется сочувствие, уважение, доброта, любовь. Общаясь с детьми ограниченными возможностями здоровья, они учатся быть терпимыми друг другу. Такое общение помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстника, чувство взаимопомощи и стремление прийти на помощь. Формируется ответственность, уважения, усиливается умение помогать товарищу. Такое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья дает возможность почувствовать себя на месте другого. Нам взрослым нужно постараться помочь ребенку в этом воспитании.

Как следует воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам, имеющим нарушения развития?

В настоящее время актуальным стал вопрос об инклюзивном образовании в наших Российских школах и детских садах - обучении детей с ОВЗ.  Хочется поговорить о нашем толерантном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что в общении детей преобладает озлобленность, агрессивность. Поэтому толерантное воспитание нужно начинать с младшего дошкольного возраста, учить их быть доброжелательными, уважительными друг к другу. В этом воспитании должны принимать участие родители, воспитатели и другие образовательные учреждения.

Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к детям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, понимание, сопереживание.

Работа по формированию толерантности проводится с родителями. При работе с родителями важно:

- осуществлять информационную и консультативную помощь,

- организовывать совместные праздники, развлечения, экскурсии, открытые занятия, акции милосердия.

Толерантность, сформированная в детские годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет детский сад, именно в нем ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим детям.

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств детей, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями.

  • Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные дети» учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.
  • Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в различных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Что касается педагогов, то готовность воспитателей и специалистов к работе с детьми с ОВЗ предполагает сформированность целого комплекса качеств.

Профессиональная готовность педагога включает в себя:

• информационную готовность;

• знание основ психологии и коррекционной педагоги;

• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ

 • готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;

• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.

Психологическая готовность – это, прежде всего:

• готовность включать детей с ОВЗ в деятельность;

• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

• эмоциональное принятие детей с ОВЗ (и есть терпимое отношение), которое во многом определяется знанием особенностей имеющегося у ребёнка дефекта и учётом этого при работе с ним.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.

В работе с дошкольниками используют такие формы работы:

‒ беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка есть свои особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг у другу;

‒ психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;

‒ арт-терапия,

‒ сказкотерапия,

‒ игротерапия и пр.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотив поступков, приобрели побудительную силу.

На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "От чего зависит успешность обучения ребенка в школе"

Каждый родитель надеется, что его ребенок будет хорошо учиться в школе. Но чуда не произойдет, если заранее не предпринять определенных усилий. Что же требуется для успешного обучения? Специалисты счи...

Анкета для родителей "От чего зависит здоровье детей?"

Мнение родителей по вопросу "От  чего зависит мздоровье детей?"...

От чего зависит здоровье и безопасность детей

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее ...

буклет от чего зависит здоровье детей?

Здоровье детей зависит Закаливание ,Спорт Движения-здоровья достиженияздоровое питание...

От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?

От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?...

Тренинг для родителей "Открытые сердца: толерантное отношение к детям с ОВЗ и инвалидам".

Для родителей детей дошкольного и школьного возраста, а также всех, кто интересуется вопросами воспитания и толерантности. С целью развития у родителей навыков толерантного восприятия и взаимодей...