"От чего зависит отношение к детям инвалидам в обществе?"
статья по коррекционной педагогике
"От чего зависит отношение к детям инвалидам в обществе?"; "Как следует воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам, имеющим нарушения развития?"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?
Тема детей - инвалидов и все вопросы, связанные с этой темой, волнуют меня не случайно, и обращаюсь я к ней не впервые. Дело в том, что я работаю в группе компенсирующей направленности с «особенными» детками.
Ни для кого не секрет, что сегодняшняя политика нашего государства в отношении инвалидов направлена на их полную интеграцию в общество, на создание для инвалидов максимально комфортных условий для жизни в нашей стране. Но, несмотря на все предпринимаемые меры для решения данной проблемы со стороны государства, уровень интеграции детей с ограниченными возможностями в наше общество остается по-прежнему очень низким. И не последнюю роль в этой проблеме, на мой взгляд, играет отношение к этим людям в нашем обществе. Поэтому очень важно изучать отношение социума к инвалидам вообще и к детям-инвалидам, в частности.
Для детей-инвалидов особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении инвалидов в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к детям-инвалидам.
Сегодня как никогда остро стала проблема отношения детей к людям с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них посещают специализированные детские сады. Такие дети оторваны от общества своих сверстников. Как часто ребенок слышит от нас взрослых, чтобы не играл, не общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Многие боятся, что дети не примут того ребенка. Но на это хочется сказать, что, если дети, общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья в них, проявляется сочувствие, уважение, доброта, любовь. Общаясь с детьми ограниченными возможностями здоровья, они учатся быть терпимыми друг другу. Такое общение помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстника, чувство взаимопомощи и стремление прийти на помощь. Формируется ответственность, уважения, усиливается умение помогать товарищу. Такое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья дает возможность почувствовать себя на месте другого. Нам взрослым нужно постараться помочь ребенку в этом воспитании.
Как следует воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам, имеющим нарушения развития?
В настоящее время актуальным стал вопрос об инклюзивном образовании в наших Российских школах и детских садах - обучении детей с ОВЗ. Хочется поговорить о нашем толерантном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что в общении детей преобладает озлобленность, агрессивность. Поэтому толерантное воспитание нужно начинать с младшего дошкольного возраста, учить их быть доброжелательными, уважительными друг к другу. В этом воспитании должны принимать участие родители, воспитатели и другие образовательные учреждения.
Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к детям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, понимание, сопереживание.
Работа по формированию толерантности проводится с родителями. При работе с родителями важно:
- осуществлять информационную и консультативную помощь,
- организовывать совместные праздники, развлечения, экскурсии, открытые занятия, акции милосердия.
Толерантность, сформированная в детские годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет детский сад, именно в нем ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим детям.
Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств детей, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями.
- Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные дети» учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.
- Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в различных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Что касается педагогов, то готовность воспитателей и специалистов к работе с детьми с ОВЗ предполагает сформированность целого комплекса качеств.
Профессиональная готовность педагога включает в себя:
• информационную готовность;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги;
• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность – это, прежде всего:
• готовность включать детей с ОВЗ в деятельность;
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
• эмоциональное принятие детей с ОВЗ (и есть терпимое отношение), которое во многом определяется знанием особенностей имеющегося у ребёнка дефекта и учётом этого при работе с ним.
Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «конвенция о правах ребенка» и «Декларация прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.
В работе с дошкольниками используют такие формы работы:
‒ беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка есть свои особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг у другу;
‒ психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;
‒ арт-терапия,
‒ сказкотерапия,
‒ игротерапия и пр.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотив поступков, приобрели побудительную силу.
На третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.
Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "От чего зависит здоровье детей?"
Мнение родителей по вопросу "От чего зависит мздоровье детей?"...
От чего зависит здоровье и безопасность детей
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее ...
буклет от чего зависит здоровье детей?
Здоровье детей зависит Закаливание ,Спорт Движения-здоровья достиженияздоровое питание...
От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?
От чего зависит отношение к детям-инвалидам в обществе?...

Тренинг для родителей "Открытые сердца: толерантное отношение к детям с ОВЗ и инвалидам".
Для родителей детей дошкольного и школьного возраста, а также всех, кто интересуется вопросами воспитания и толерантности. С целью развития у родителей навыков толерантного восприятия и взаимодей...

От чего зависит музыкальное развитие детей?
Консультация для родителей "От чего зависит музыкальное развитие детей". Полезно родителям дошкольников и педагогам....

