Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)
методическая разработка по коррекционной педагогике

 Рушанова Алися Рустямовна

Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка- инвалида, и планируемыми мероприятиями.

Обеспеченность специальными образовательными программами и методами, специальными методическими пособиями и дидактическими материалами. Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуальный маршрут24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)



1.1 Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

Общие данные

ФИО ребенка:

Пол: муж.

Дата рождения/

Социальный статус ребенка: благополучный

Характеристика семьи: полная, материально обеспеченная

Проживает совместно: с родителями

Микроклимат семьи: благоприятный

Состояние здоровья ребенка: V группа

Режим дня: щадящий

Питание: общий стол

Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка- инвалида, и планируемыми мероприятиями.

Обеспеченность специальными образовательными программами и методами, специальными методическими пособиями и дидактическими материалами. Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.

В учебно-методический комплекс индивидуального образовательного маршрута для ребенка с синдромом Дауна вошли:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.

Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей.

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию - в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.

За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают.

Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы предусматривает специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальной программе.

Данная программа разработана для ребенка с синдром Дауна, возраст ребенка 7 лет. В контакт вступает легко, но характер деятельности носит нестабильный характер. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в форме возбуждения. Отзывчив на похвалу и одобрение. После сделанного замечания старается исправить ошибку. В случае неудач проявляет дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, но при этом сохраняет стремление довести задание до конца. Отмечается чрезмерная выраженность эмоциональных реакций. Общение активное. Саморегуляция и контроль низкие. Не достаточная зрительно-моторная координация. Интерес к выполнению задания в основном не стойкий. Активность и целенаправленность поиска резко падают из-за неудач. Не может самостоятельно выполнять задания из-за низкой концентрации внимания. Требуется организующая обучающая помощь. Целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания, потому что характер деятельности носит нестабильный характер. Динамика деятельности не равномерная, темп быстрый, уровень развития кратковременной и долговременной памяти низкий. Зрительное восприятие среднее, пространственное - нарушено. Наглядно-образное восприятие не развито, уровень операции абстрагирования низкий. Уровень обобщения низкий, выражена избирательность мышления. Уровень понимания причинно-следственных отношений низкий. Вербальное и невербальное воображение низкое. Внимание поверхностное, не устойчивое. Речь практически отсутствует.

Цель программы

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в освоении основной образовательной дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии ребенка, его социальную адаптацию.

Цель коррекционной работы - социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у ребенка жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, он смог самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество жизни и жизни его родителей. Развить сенсорно - перцептивной деятельность, сформировать механизмы адаптивного поведения.

Достижение поставленных целей обеспечивается решение следующих

основных задач:

- Развитие психических функций в процессе работы и коррекция их недостатков;

- Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения;

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

-Сенсорное воспитание - начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность;

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками , а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

-Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию;

-Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

-Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка);

-Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

- Накопление языковых представлений, развитие фонетико–фонематических процессов;

-Формирование игровой деятельности;

-Формирование элементов учебной деятельности;

-Формирование адекватных эмоционально-волевых  проявлений и способов общения и взаимодействия.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

-Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

-Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

-Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.

-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЕФЕКТОЛОГА

Индивидуальный маршрут сопровождения для ребенка с синдромом Дауна I год обучения I период (ноябрь, декабрь, январь).

Задачи коррекции

Способы реализации

1. Развитие адекватных форм коммуникации

а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях;

б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком;

в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения;

г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях;

2. Дальнейшее формирование стереотипа учебного поведения

а) обучение выполнению инструкций;

б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий;

3. Развитие общей и мелкой моторики

а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности (использование логоритмики Е.Железновой )

б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики;

в) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности (нанизывание бус, сортировка предметов);

4. Развитие понимания речи

а) обучение пониманию названий частей тела;

б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций;

в) обучение пониманию функциональных предложений и фраз в знакомых контекстах;

Индивидуальный маршрут сопровождения для ребенка с синдромом Дауна, 1 год обучения 2 период (ноябрь, декабрь, январь).

Образовательная область

Задачи

Способы реализации

Социализация

Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.

Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся». («Игры и занятия с детьми старшего возраста» с.7)

Социальное развитие

Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.

Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии». («Игры и занятия с детьми старшего возраста» с 42, 13-19)

Познавательное развитие

Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.

Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».

Сенсорное воспитание

Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.

Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»

Формирование наглядно-действенного мышления

Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.

Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».

Ознакомление с окружающим

Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.

Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять», «Что это?».

Познание (ФЭМП) I период

Обучать выделять одинаковые предметы из группы, составлять группу из одинаковых предметов;

Д\Игры: «Магазин игрушек», «Угощение для кукол», «Листья», «Строители».

Е.В. Сербина «Математика для малышей»

Познание ФЭМП

II период

Учить выделять два предмета из группы по подражанию, образцу

Д\Игры: «Варежки», «Пуговицы», «Найди такой же», «Фонарики», «Собери бусы».

Е.В. Сербина «Математика для малышей»

Художественное творчество

Продолжать формировать у детей положительное отношение к продуктивным видам деятельности.

Лепка: «Яблоки для ежа». «Угощение для куклы», «Большой и маленький мяч», «Погремушка», «Снеговик», «Неваляшка», «Сливы», «Рыбки», «Огурец и помидор».

Рисование; «Мяч», «Яблоко», «Большой и маленький мяч», «Листья на дереве», «Колобок на пеньке», «Яблоки в корзинке», «Рыбки в аквариуме», «В окнах дома зажглись огоньки».

Аппликация; «Большое и маленькое яичко», «Воздушные шары», «Яблоко», «Яблоко на тарелке»,«Грибы в корзине», «Снеговик», «Зимний лес» - коллективная работа

Условные обозначения:

+ – выполняет

*- выполняет частично

_ - не выполняет

Заключение

Целенаправленная система мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психолого-педагогическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами , эффективными формами её организации могут в значительной мере нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые перед ними стоят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для работы с ребенком с ОВЗ (синдром Дауна)

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Закрев...

Тема: «Составление индивидуального маршрута сопровождения для детей с ОВЗ» (Синдром Дауна)

Дети с синдромом Дауна имеют ряд особенностей не только в физическом, но и психологическом плане. В зависимости от степени своего развития эти черты бывают более или менее выражены. Они очень сильно о...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ 5-6 лет (синдром Дауна) на 2022-2023 г

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, обеспечивает равные возможности полноценного развития каждого ребенку в период дошкольного детства н...

№2 Конспект открытого индивидуального дефектологического занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.

Тема: Осенняя прогулкаЦель: закрепить знания ребёнка об осени: её признаках, осенней одежде.Задачи:Образовательные:Закрепить умение различать предметы по цвету.Закрепить понятия «большой-ма...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ 5-6 лет (синдром Дауна) на 2023-2024 г

Данная программа разработана для ребенка с синдром Дауна, возраст ребенка 5 лет....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с умственной отсталостью (синдром Дауна).

Эти материалы можно взять за основу и разработать свой ИОМ....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с синдромом Дауна

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию - в том числе и в профессиональной среде. И...