Проект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
проект по коррекционной педагогике

Проект для детей дошкольного возраста с ОВЗ

(с интеллектуальной недостаточностью)

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях с ОВЗ интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  В преддверии дня зимующих птиц (15 января) актуально дать детям элементарные знания о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц, представления о кормушках и чем кормить птиц зимой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (10.01.22-14.01.22 г)

Цель проекта: формирование общего представления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о зимующих птицах, их образе жизни. Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта: воспитатели, дефектолог, родители, дети гр. 5 «Солнышки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект580.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78»

ПАСПОРТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЕКТА

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

   Подготовила:

Учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад №78»

Смирнова Анастасия Михайловна

г.Ярославль, 2022 г.

Технологическая карта педагогического проекта

Название проекта

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Тип проекта

познавательно- игровой, практико-ориентированный

Возраст детей

дети с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность) от 3 до 7 лет

Продолжительность

краткосрочный (10.01.22-14.01.22 г)

Актуальность

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  В преддверии дня зимующих птиц (15 января) актуально дать детям элементарные знания о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц,представления о кормушках и чем кормить птиц зимой.

Проблема

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях с ОВЗ интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель

Формирование общего представления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о зимующих птицах, их образе жизни.

Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму.

Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.

задачи

Коррекционно-обучающие:

1. Обогащать знания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Знакомить с частями тела птицы, их внешними особенностями.

3. Продолжать формировать активную реакцию на вербальное обращение, речь.

4. Формировать умение выполнять простую вербальную инструкцию взрослого.

5. Научить детей правильно подкармливать птиц.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение слушать и понимать собеседника, эмоционально и адекватно реагировать на речь людей.

2. Расширять кругозор, уточнять и обогащать словарный запас детей с интеллектуальной недостаточностьюпо теме «Зима. Зимующие птицы».

3. Способствовать развитию познавательной активности,любознательности.

4. Развивать умение соотносить название птиц с их изображением.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать интерес к общению и взаимодействию с другими людьми.

2. Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

3. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

4. Укреплять детско-родительские отношения.

Этапы проекта:

Подготовительный

Подбор необходимой методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстрированного материалас изображением зимующих птиц, кормушек.Создание интереса у участников (детей, родителей).

Создание консультаций и памятки для родителей.

Информирование родителей о необходимости изготовления кормушек, приобретение и сбор корма для птиц.

Основной

Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о зимующих птицах, особенностях жизни в зимний период.

Реализация проектапроводится в направлениях:

1. Работа воспитателей и дефектолога с детьми. (Приложение 2)

2. Совместная деятельность с родителями.(Приложение 1)

Задание: совместно с детьми изготовить кормушку дляптиц;

Оформление консультации «Верные друзья - зимующие птицы!».

Оформление памятки «Как правильно кормить птиц зимой».

Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.

Заключительный

Презентация кормушек, оформление выставки рисунков и поделок, вручение дипломов.

Анализ проведенной деятельности.

Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.

Размещение итогов проекта в закрытой группе в VK «Солнышки».

Ожидаемый результат,

продукт

Ожидаемый результат:

Детисовместно с родителями будут заинтересованы в заботе о птицах, у них будет желание помогать им в зимний период(изготовление кормушек, подкормкаптиц зимой).

Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Удетей произойдёт развитие творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Продукт проекта: создание в ходе совместного творчества детей, родителей и педагогов кормушек для птиц, размещение в зоне видимости детей (за окном группы, на прогулочном участке) «Птичьей столовой», создание фотоотчетов о детской деятельности и презентация проекта на педагогическом совете.

Итог

У детей обогатился активный/ пассивный словарь по изучаемой теме, расширился кругозор о зимующих птицах.

Продолжает формироваться умение слушать и понимать собеседника, эмоционально адекватно реагировать на речь людей, развивается желание взаимодействовать с взрослыми.

У некоторых детей сформировались навыки звукоподражания/ более внятного произнесения отдельных слов.

Дети приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями изготовили кормушки. Укрепились детско-родительские отношения.

Родители детей группы стали более заинтересованными в совместной работе с педагогами детского сада, стали активнее включаться в педагогический процесс. Повысилась педагогическая компетентность родителей.

Дети приобрели первоначальные навыки кормления птиц.

Продолжает реализовываться экологическое воспитание детей: формируются представления о жизни птиц, необходимости подкармливать их в зимний период

Приложение 1

Консультация для родителей.

Тема: «Верные друзья – зимующие птицы!»

Уважаемые родители 15 января в России праздник – День зимующих птиц!

Много ли найдётся таких людей, кто не любит птиц? Они нас радуют пением и щебетом, наполняя жизнью наши леса и парки. Во время прогулки с ребёнком обратите его внимание на птиц и назовите, что это за птица прилетела. Почему их называют зимующими? К зимующим относятся воробьи, вороны, галки, сороки, голуби, свиристели, щеглы, дятлы, поползни, синички, снегири.  

Уважаемые родители задумайтесь: от чего же больше страдают и гибнут птицы зимой: от холода или голода? Страдают наши пернатые друзья от голода. Зимой им трудно добывать корм. У птиц есть природные столовые: рябина, калина, яблоня. Но на всю зиму птицам этой еды не хватает. И поэтому птицы в зимнее время года особо нуждаются в нашей заботе, и как же мы поможем нашим друзьям?

Пернатым друзьям нужна наша помощь.  

Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы прилетают к жилью человека. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

Помочь птицам несложно, надо смастерить им кормушку. Вы можете принять активное участие в изготовление кормушек, проявив творчество, фантазию. Кормушки можно сделать из дерева, из коробочек для молока, сока, пластиковых ёмкостей и других материалов. А ребёнок вместе с вами украсит кормушку наклейками, ленточками, шнуровками. Ребёнок испытывает радость, восторг и гордость за совместную поделку и с удовольствием будет кормить птиц, насыпая корм в кормушку и наблюдать за ними.

При создании кормушек любых конструкций важно помнить правила:

У кормушки должна крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём, и он станет непригодным для птиц.

В кормушке должно быть два широких отверстия, чтобы птицы могли спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.

Если ежедневно в одно и тоже время оставлять корм в кормушке, то птицы будут слетаться к этому времени.        https://i.pinimg.com/originals/dc/01/bf/dc01bf164a554f2906c29061f523bf4d.png                                                               

А знали ли Вы……….?

Прислушайтесь к звучанию птиц:

Воробей подаёт голос чик – чирк, значит чирикает.

Ворона подаёт голос кар –кар, значит каркает.

Синица подаёт голос тень – тень, значит тенькает.

Сорока подаёт голос стричь – стричь, значит стрекочет.

Сова подаёт голос ух –ух, значит ухает.

Голубь подаёт голос вор – вор, значит воркует.

Дятел подаёт голос, тру – тру, значит тюкает.

Снегирь подаёт голос до – до, значит докует.

Клёст подаёт голос цок –цок, значит цокает.

Свиристель подаёт голос тир – тир, значит туркает.

https://sites.google.com/site/detsad83spb/_/rsrc/1418043109288/dla-vas-roditeli/ucitel-logoped-cumakova-elena-vladimirovna/%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5.jpg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/02/20/k_58aae4c215ff9/393909_3.jpeg

День недели

НООД (дефектолог)

НООД (воспитатель)

Совместная деятельная

Понедельник

Познавательное развитие / Знакомство с окружающим миром

Тема: «Зимушка-зима: признаки времени года, особенности жизни и питания птиц зимой».

Цель: обогащение словарного запаса и формирование целостной картины мира.

Х/э развитие / Рисование.

Тема: «Снегири»

Цель: формирование навыков изобразительной деятельности.Учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.

Пальчиковая игра «Птички прилетели»

Дидактическая игра

«Посади птичку на ветку»

Наблюдение «Птицы на нашем участке»

Игры-вкладыши «Такие разные птицы»

Вторник

Познавательное развитие / ФЭМП

«Величина. Количество»

Цель: Формирование представлений величины (большой-маленький) и количества (один-много).

Познавательное развитие / Конструирование

Тема: «Птичья столовая»

Цель: формирование навыков конструктивной деятельности и ориентировки в пространстве.

Рассматривание иллюстраций и фотоматериала  «Зимующие птицы»

Подвижная игра «Птицы и лисица»

Дид/игра «Построй снеговика»,

«Разложи снежинки по величине»

Просмотр мультфильмов: Фиксики «Кормушка», детская аним.студия «Умка» мульт-м «Кормушка», «Славные пташки»

Среда

Речевое развитие / Развитие речи.

Тема: «Чтение стихотворения Б.Полякова «Синички»

Цель: развитие речи, учить детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворения.

Х/э развитие / Лепка.

Тема «Ягоды рябины для снегирей»

Цель: развитие мелкой моторики и навыков работы с пластическим материалом. Учить раскатывать пластилин между пальцами.

Дид/игра «Зимующие птицы»,

 «Что мы делали зимой»

Дыхательная гимнастика

«Сдуем снежинки»

Работа с трафаретами «Птицы»

Чтение: Я.Аким «Покормите птиц»

М.Горький «Воробьишко»

Четверг

Познавательное развитие / ФЭМП

« Величина. Количество»

Цель: Закрепление представлений величины (большой-маленький) и количества (один-много).

Х/э развитие / Аппликация.

Тема «Кормушка для птиц»

Цель: дать представление о понятии «кормушка», продолжать учить пользоваться кистью и клеем.

Пальчиковая игра

«Птички здороваются»

Игры с шнуровками «Зимние узоры»

Подвижная игра « Птицы и лисица»

Разрезные картинки «Зима. Птицы»

Дид/игра «Какая птичка улетела»

Пятница

Речевое развитие / Театрализованная деятельность

Тема: Сказка-драматизация «Птичий теремок».

Цель: обогащать словарный запас, прививать детям интерес к жизни пернатых.

Итоговое мероприятие / Выставка кормушек.

Цель: закрепление пройденного материала.

Игры с кинетическим песком

«Намело сугробы»

Рисованием маркером на доске

«Светит солнышко зимой»

Настольно-печатные игры

«Зимующие птицы», «Такие разные снежинки»

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»"

           Традицией МБ ДОУ «Детский сад № 195» компенсирующего вида стало проведение акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», в рамках которой воспи...

проект "Трудно птицам зимовать! Надо птицам помогать!"

знакомство дошкольников с видовым многообразием, особенностями зимующих птиц приханкайской долины и способами помощи им в зимний период....

Проект "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников,  познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняю...

Презентация проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как...

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...