Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажная сказка"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по бумагопластике228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 «Берёзка»

ПРИНЯТО:

на заседании

педагогического совета

МБДОУ № 34 «Берёзка»

Протокол № __________

УТВЕРЖДЕНО:

приказом №___от ____________

Заведующий

МБДОУ № 34 «Берёзка»

О.Н. Одинаева_________________

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа базового уровня художественной направленности

                                                  «Бумажная сказка»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 36ч.

 

Автор-составитель программы:

Белоглазова Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

                                                                    Сургут, 2022


 

       Паспорт адаптированной дополнительной общеобразовательной программы

Название программы

«Бумажная сказка»

Направленность программы

Художественная

Тип программы

Адаптированная

Уровень программы

Стартовый

Ф. И. О. автора (составителя) программы

Белоглазова Марина Сергеевна

Год разработки дополнительной и модификации общеобразовательной программы

2022г.

Где, когда и кем утверждена программа

Приказ ДОУ «Об утверждении дополнительных общеразвивающих программ» от №

Информация о наличии рецензии

Цель

Развитие творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами бумажной пластики.

Задачи

 Развивающие.

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

- расширение развивающего пространства для социальной адаптации ребенка с ОВЗ в обществе через его вовлечение в активную творческую деятельность дополнительного образования;

- развитие общей ручной умелости, мелкой моторики рук;

- развитие речи и основных психических познавательных процессов личности ребенка с ОВЗ (внимания, памяти, мышления);

- развитие художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству, фантазии, изобретательности, пространственного воображения

Воспитательные.

-осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи ребенку с ОВЗ, а также семье в которой он воспитывается;

- воспитание и культивирование в ребенке доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, развитие духовно-

нравственного потенциала;

- воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;

- формирование общей культуры ребенка с ОВЗ.

Обучающие.

- формирование у ребенка с ОВЗ новых знаний и представлений об окружающем мире;

- организация индивидуального маршрута обучения ребёнка,

ориентированного на его интересы и возможности;

- развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

- реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами

декоративно-прикладного творчества;

- обучение навыкам и приемам работы с различными материалами;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

- формирование навыков бумажной пластики;

- формирование потребности самовыражения;

- обучение умению осваивать новый материал в общекультурных областях;

Коррекционные:

-коррекция двигательной, речевой активности, нарушения

моторики, пространственной ориентации;

- коррекция и развитие мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

- компенсация и развитие индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках; формирование социокультурной

среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления; помощь детям и родителям в

преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;

- оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации детей с ОВЗ на выход из пассивного

социального состояния.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные УУД

- оценивать результаты своего творчества и работы обучающихся, давать им

конкретные оценки;

- эмоционально «проживать» ситуацию успеха, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать.

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью

преподавателя;

- уметь организовывать свою деятельность (подготовить своё рабочее место,

рационально размещать инструменты и материалы);

- учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с

иллюстрациями, с окончательным видом изделия;

- учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

- развитие ММР (мелкая моторика рук) путем наблюдения через манипуляции

предметами;

- ориентироваться в выбранных материалах и инструментах;

- умение использовать наглядные модели (эскизы, схемы. планы) отражающие

пространственное расположение предметов или отношений между предметами или

их частями путем наблюдения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- находить теоретический материал по предложенной теме;

- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;

- уважительно относиться к позиции других.

Предметные УУД:

- использовать различные приемы и техники работы с бумагой, научатся

пользоваться специальными инструментами;

- контролировать качество работы;

-знать и соблюдать технику безопасности при работе с разными

инструментами;

- оформлять готовое изделие;

- пошагово владеть технологиями квиллинга . оригами, аппликации, декупажа.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю/год

1/36

Возраст обучающихся

6-7 лет

Формы занятий

-Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

- Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- Групповой – организация работы в группах.

- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий

 Методы, используемые на занятиях :
- Словесный (объяснение и обсуждение хода работы, беседа, рассказ, чтение  художественной литературы, словесные игры и упражнения и т.д.).  

- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом и др.);

- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, индивидуальная работа детей, совместная работа взрослого и детей и др.)

Методическое обеспечение

учебно-методическая литература по искусству, специальным учебным предметам, справочные, энциклопедические издания, учебно-методические видео и аудио; печатные пособия (книги по бумагопластике и другим техникам работы с бумагой, детская научно-познавательная литература, наглядные пособия,

раздаточный материал, разработанные технологические карты;

творческие и учебные работы обучающихся и преподавателя.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран, телевизор, DVD

Оборудование:

 бумага различной плотности (ватман, картон, металлизированная, гофрированная, цветная бумага, калька,

многослойные салфетки, декупажные карты), фольга,

двусторонняя цветная бумага для оригами, ножницы,

приспособления для квиллинга, макетный нож, канцелярский нож, клей, фломастеры, простые карандаши, ластик.


Пояснительная записка

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению социального статуса, гражданственности, способности активного участия в общественной жизни, расширяет рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.

Для расширения образовательных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их продуктивной социализации в обществе была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная сказка», которая предназначена для дошкольников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития и представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Относительно сохранной у воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие.

Особая организация дополнительной работы, основанной на использовании практической деятельности не только повышает качество ощущений и восприятий, но и оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.

Настоящая адаптированная дополнительная общеобразовательная программа направлена на создание организационных условий формирования информационной культуры, развитие творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, социализацию и адаптацию дошкольников к жизни в обществе.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
  2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
  3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993).  

Направленность программы: художественная. Программа состоит из теоретического и практического блоков. Курс является практикоориентированным.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Уровень программы: базовый.

Уровень освоения: стартовый.

Адресатом программы являются дети дошкольного возраста 6-7 лет с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обоснование соответствия программы базовому уровню

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная сказка» позволяет воспитанникам приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков по бумагоплатике; развить индивидуальность, личную культуру и коммуникативные способности. Данная программа составлена с учётом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой, наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика». «Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Художественный труд в детском саду» И.А. Лыковой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комаровой.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способносте

Обоснование выбора образовательных практик с учетом нозологии учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

У детей с нарушениями интеллекта в большей степени страдает мышление. Это выражается в слабой способности к обобщению, классификации, сравнению, анализу. Понимание скрытого, переносного смысла совсем или почти недоступно. Ведущим в познавательной деятельности является установление частных, конкретных связей. Эти дети нелюбознательны, у них замедлена, затруднена восприимчивость к новому, они плохо обучаемы.

Отличительной особенностью адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Бумажная сказка» является то, что по программе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, не специально отобранные, способные к различным видам творчества дети, а те, у кого есть желание творить. Преподаватель с учетом особенностей ребенка, обеспечивает, развивает и прививает любовь и интерес к творчеству. Независимо от способностей и особенных возможностей здоровья ребенка, его надо заинтересовать, разбудить в

нем желание что-то творить и создавать, вселить уверенность в его возможности. Необходим индивидуальный подход к каждому. Кроме того, в программу включены разнообразные виды работы с бумагой, способствующие развитию мелкой моторики ребенка, координации движений и концентрации внимания.

Новизна программы - в реализация последних требований законодательства Российской Федерации по введению в деятельность учреждений дополнительного образования нового направления разработки и применения на адаптированной дополнительной общеразвивающей

общеобразовательной программы для детей с ОВЗ.

Актуальность программы «Бумажная сказка» заключается в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей. Современная жизнь человека отличается высоким темпом жизни, эмоциональными перегрузками. Занятия бумагопластикой помогают снизить уровень внутренней тревожности, привести состояние души ребёнка в равновесие. У современных детей отмечается недоразвитие мелкой моторики. Занятия бумагопластикой требуют одновременной работы обеих рук, что, в свою очередь, развивает речь и интеллект.  Работа с бумагой у детей развивают такие виды мышления, как пространственное и интуитивное, что очень важно для успешного обучения в школе.

    Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник. Это- аппликация мозаичная, бумажный комочек, торцевание, бумажная петля, квиллинг и оригами.

Цель и задачи программы

Развитие творческих способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами бумажной пластики.

Задачи:

Развивающие.

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

- расширение развивающего пространства для социальной адаптации ребенка с ОВЗ в обществе через его вовлечение в активную творческую деятельность дополнительного образования;

- развитие общей ручной умелости, мелкой моторики рук;

- развитие речи и основных психических познавательных процессов личности ребенка с ОВЗ (внимания, памяти, мышления);

- развитие художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству, фантазии, изобретательности, пространственного воображения

Воспитательные.

-осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи ребенку с ОВЗ, а также семье в которой он воспитывается;

- воспитание и культивирование в ребенке доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, развитие духовно-

нравственного потенциала;

- воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;

- формирование общей культуры ребенка с ОВЗ.

Обучающие.

- формирование у ребенка с ОВЗ новых знаний и представлений об окружающем мире;

- организация индивидуального маршрута обучения ребёнка,

ориентированного на его интересы и возможности;

- развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

- реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами

декоративно-прикладного творчества;

- обучение навыкам и приемам работы с различными материалами;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

- формирование навыков бумажной пластики;

- формирование потребности самовыражения;

- обучение умению осваивать новый материал в общекультурных областях;

Коррекционные:

-коррекция двигательной, речевой активности, нарушения

моторики, пространственной ориентации;

- коррекция и развитие мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

- компенсация и развитие индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках; формирование социокультурной

среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления; помощь детям и родителям в

преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;

- оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации детей с ОВЗ на выход из пассивного

социального состояния.

Принципы и подходы к формированию АОП.

Программа построена на следующих принципах:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей воспитанника, при котором сам ребенок становится активным субъектом образования;

 3) содействие и сотрудничество воспитанника и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) формирование и поддержка инициативы воспитанника в различных видах детской деятельности;

5) сотрудничество Учреждения с семьей воспитанника;

6) приобщение воспитанника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах детской деятельности;

8) адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов и используемых приемов возрасту, особенностям развития и состоянию здоровья);

9) учет этнокультурной ситуации развития воспитанника.

Содержание АОП учитывает личностную направленность педагогических воздействий и приоритеты социализации ребенка. В связи с этим важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является 7 преодоление социальной недостаточности ребенка. Исходя из общности основных закономерностей развития в норме и патологии, в АОП определяются базовые направления педагогической работы, обеспечивающие, прежде всего, целостность, гармоничность личностного развития ребенка. Это осуществляется в процессе реализации основных образовательных областей:

 ¬ социально-коммуникативного развития;

 ¬ познавательного развития,

 ¬ речевого развития;

 ¬ формирование деятельности как специфического, особо значимого направления в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта;

 ¬ художественно-эстетического развития;

 ¬ физического развития и укрепление здоровья.

                                   Организационно-педагогические условия

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения, объём программы 36 учебных часов.

Режим занятий: занятия проводятся согласно утверждённому расписанию - 1 раз в неделю по 1 часу (1 академический час – 30 минут).

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Количество обучающихся в объединении составляет 5-7 чел. Формирование групп по желанию воспитанников, с согласия их родителей.

Форма обучения - очная.

Основными формами организации деятельности на занятии являются групповые и индивидуально-групповые.

Формы занятий: практические и дидакические задания; игра; турниры.

Типы занятий: комбинированное, теоретическое, контрольное.

Ведущие технологии: коммуникативная технология, личностно-ориентированное обучение, системно-деятельностный подход.

Методы обучения, используемые в ходе реализации программы:

На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.

Методы обучения, используемые в ходе реализации программы:

Словесные:

  • устное изложение;
  • беседа, объяснение.

Наглядные:

  • демонстрация видеоматериалов, иллюстраций;
  • показ педагогом приемов исполнения;
  • работа по образцу.

Практические:

  • тренинг;
  • практические работы.

Предметом диагностики и контроля в курсе «Бумажная сказка» являются практические работы детей, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые соотносятся с целью и задачами курса.

Формы подведения итогов и контроль за деятельностью детей, осуществляются посредством:

  • Наблюдений за работой детей на занятиях
  • Наблюдений за самостоятельной деятельностью детей
  • Совместной проектной деятельности детей и педагога, или детей и родителей

Квалификация педагогического персонала, реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Бумажная сказка»: высшее образование (образование педагога соответствует профилю программы).

                              Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные УУД

- оценивать результаты своего творчества и работы обучающихся, давать им конкретные оценки;

- эмоционально «проживать» ситуацию успеха, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать.

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью преподавателя;

- уметь организовывать свою деятельность (подготовить своё рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы);

- учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с иллюстрациями, с окончательным видом изделия;

- учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

- развитие ММР (мелкая моторика рук) путем наблюдения через манипуляции предметами;

- ориентироваться в выбранных материалах и инструментах;

- умение использовать наглядные модели (эскизы, схемы. планы) отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями путем наблюдения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- находить теоретический материал по предложенной теме;

- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;

- уважительно относиться к позиции других.

Предметные УУД:

- использовать различные приемы и техники работы с бумагой, научатся пользоваться специальными инструментами;

- контролировать качество работы;

-знать и соблюдать технику безопасности при работе с разными инструментами;

- оформлять готовое изделие;

- пошагово владеть технологиями квиллинга . оригами, аппликации, декупажа.

Формы итоговой и промежуточной аттестации обучающихся

Педагогический мониторинг

При реализации программы используются такие методы отслеживания (диагностики) успешности овладения воспитанниками содержанием программы как педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования и выполнения воспитанниками практических работ.

Мониторинг образовательной деятельности детей

 По окончании обучения проходит выставка работ выпускников курса.

Оценочные материалы

Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил технологии в бумагопластике, умение пользоваться необходимым оборудованием;

- какова степень освоения ребенком навыков и практических умений в различных видах аппликаций,

- в какой степени у ребенка сформированы изобразительные навыки и умения и как он применяет их в самостоятельной творческой деятельности.

        Уровни усвоения программы

Низкий уровень:

У ребенка есть представление о процессе художественной деятельности, видах изоискусства, но он не всегда добивается положительного результата; владеет материалами и инструментами, изобразительные навыки и умения требуют дальнейшего развития и закрепления; творческая инициатива отсутствует.

Средний уровень:

Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями; может создавать выразительный образ, самостоятельно дополнить изображение отдельными выразительными деталями, найти интересные способы изображения при активном побуждении взрослых.

Высокий уровень:

Отличает виды изобразительной деятельности; обладает достаточными навыками и умениями, способами различных видов деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы; проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

Методическое обеспечение программы

Обучение по адаптированной общеразвивающей программе "Бумажная сказка" построено на основе совместной творческой деятельности обучающегося и преподавателя. Роль преподавателя на занятиях заключается, прежде всего, в активизации мыслительной и творческой

деятельности обучающегося руководстве их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих положений, и была разработана методика преподавания

некоторых разделов. Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (потеря интереса к работе при неудачах, быстрое «забывание» ребенком не воплощенной в дело мысли и т.д.), представляется, что практическая часть урока всегда должна заканчиваться выполненным заданием или изделием (объектом труда).

Данная программа в каждом разделе содержит теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть осуществляется через применение объяснительно- иллюстративных методов обучения (рассказ; беседа; работа с литературой; демонстрация опыта и др.).

 Основное назначение методов

- организация усвоения информации ребёнком путём сообщения ему учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

Объяснительно-иллюстративные методы - одни из наиболее экономных способов передачи ребёнку обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Практическая часть включает в себя следующие методы обучения:

Репродуктивные (практические упражнения и задания; алгоритмы).

 Основное назначение методов - формирование навыков и умений использования и применения

полученных знаний.

Суть методов состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию.

Частично-поисковые или эвристические (эвристическая беседа; черный ящик;

случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.). Основное назначение

методов-постепенная подготовка ребёнка к самостоятельной постановке и решению проблем.

Креативный (творческий) (творческое задание). Основное назначение методов

- овладение ребёнком методами познания, развитие и формирование у него черт творческой

личности, обеспечение условий мотивации самостоятельной деятельности, формирование осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность методов - организация поисковой творческой деятельности ребёнка по решению новых для него проблем.

Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надёжность усвоения информации, делает учебный процесс более эффективным.

Специфика занятий по программе на первое место выдвигает практическую деятельность, т.к. принцип построения заключается в движении знаний от центра к периферии - от простого к сложному. При таком движении сохраняется индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его физических, психологических и возрастных особенностей.

При выполнении заданий, изготовлении изделий немаловажную роль играет подборка образцов по темам, просмотр большого количества наглядного материала (методички, иллюстрации, фотографии), знакомство с работами мастеров. Все это расширяет кругозор, стремление к большему и интеллектуальному развитию детей. Наиболее эффективной педагогической технологией в обучении детей является игровой метод. Сложные темы и понятия успешно усваиваются в игре, тем самым идет лучшее восприятие, запоминание и применение их в дальнейшей творческой работе.

 Правила техники безопасности на занятиях

При реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной

Программы художественной направленности «Бумажная сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья одним из главных условий является соблюдение правил техники безопасности на занятиях

1.1. К занятиям бумагопластикой допускаются обучающиеся с 6 лет, прошедшие

медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по бумагопластике соблюдать правила поведения,

расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по бумагопластике возможно воздействие на учащихся

следующих опасных факторов:

· травмы при работе с острыми, режущими предметами (ножницами, ножом,шилом);

· травмы при работе с клеем ПВА, конторским;

· травмы при нарушений инструкций по охране труда.

1.4. В кабинете должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств, для оказания доврачебной помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить педагогу, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности инструмента прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.

1.6. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать порядок и правила личной гигиены.

1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, затем со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2 Требования безопасности перед началом занятий

2.1. При необходимости надеть фартук или нарукавники.

2.2. Подготовить рабочее место, необходимые материалы, инструменты.

2.3. Прослушать инструктаж по технике безопасности при выполнении работы.

2.4. При слабом зрении надеть очки.

3 Требования безопасности во время работы:

а) ножницами

- работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не работать ножницами с ослабленным креплением;

- работать самостоятельно на своем рабочем месте;

- следить за движением лезвий во время работы;

- ножницы класть кольцами к себе;

- подавать ножницы кольцами вперед;

- не оставлять ножницы открытыми, хранить ножницы в чехле, лезвиями вниз;

- не делать резких движений во время работы;

- соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину, не играть ножницами, не подносить их к лицу. Использовать ножницы только по назначению.

б) канцелярским ножом

· работать канцелярским ножом на рабочей доске;

· выдвигать небольшую часть лезвия;

· выполняя разрезы, крепко держать нож одной рукой, а второй рукой материал с

которым работаешь;

· когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие необходимо убрать внутрь.

в) шилом

· работать шилом только на подкладной доске;

· делая прокол, вращать ручку шила вправо и влево;

· соблюдать осторожность, во избежание травмы рук держащих картон или другой

материал;

· по окончании работы убрать шило в коробку. Хранить инструмент в безопасном

месте.

г) клеем

· при работе клеем использовать кисточку;

· брать необходимое количество клея, для выполнения работы на определенном этапе;

· излишки клея убрать салфеткой или мягкой тканью;

· после работы кисточку и руки вымыть с мылом.

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.

4.2. При возникновении пожара в помещении немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть (или 112) и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5 Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать используемый инструмент и материалы в определенное место.

5.2. Убрать со стола и с пола обрезки материала.

5.3. Проверить безопасность рабочего места.

5.4. Вымыть лицо и руки с мылом.

Описание материально-технического обеспечения программы

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран, телевизор, DVD

Оборудование:

 бумага различной плотности (ватман, картон, металлизированная, гофрированная, цветная бумага, калька, многослойные салфетки, декупажные карты), фольга, двусторонняя цветная бумага для оригами, ножницы, приспособления для квиллинга, макетный нож, канцелярский нож, клей, фломастеры, простые карандаши,


                                            Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

        Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел I. «Мозаичная аппликация»

2

1

1

Практическая работа

Раздел II. «Торцевание»

3

2

1

Практическая работа

Раздел III. «Бумажная петля»

12

6

6

Практическая работа

Раздел IV. «Квиллинг»

3

1

2

Практическая работа

Раздел V. «Оригами из кругов»

2

1

1

Практическая работа

Раздел VI. «Оригами из квадратов»

4

1

3

Практическая работа

Раздел VII. Закрепление. Подведение итогов.

10

4

6

Выставка работ

Итого:

36

16

20

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Чис-ло

Время занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел I. «Мозаичная аппликация» (2 часа)

сентябрь

Теоретическое

1

 «Воздушные шары»

Учебный кабинет

Практическая работа

сентябрь

Комбинированное

1

«Цветочек в вазе»

Учебный кабинет

Практическая работа

Раздел II. «Торцевание» (3 часа)

сентябрь

Теоретическое

1

«Гвоздика»

Учебный кабинет

Практическая работа

сентябрь

Теоретическое

1

«Кленовый лист»

Учебный кабинет

Практическая работа

октябрь

Комбинированное

1

«Голубь»

Учебный кабинет

Практическая работа

Раздел III. «Бумажная петля» (12 часов)

Практическая работа

октябрь

Теоретическое

1

«Петля»

Учебный кабинет

Практическая работа

октябрь

Комбинированное

1

«Ромашка»

Учебный кабинет

Практическая работа

октябрь

Теоретическое

1

«Солнышко»

Учебный кабинет

Практическая работа

ноябрь

Комбинированное

1

«Петушок»

Учебный кабинет

Практическая работа

ноябрь

Теоретическое

1

«Лебедь»

Учебный кабинет

Практическая работа

ноябрь

Комбинированное

1

«Подсолнух»

Учебный кабинет

Практическая работа

ноябрь

Теоретическое

1

«Апельсин»

Учебный кабинет

Практическая работа

декабрь

Комбинированное

1

«Зима»

Учебный кабинет

Практическая работа

декабрь

Теоретическое

1

«Ёлочная игрушка»

Учебный кабинет

Практическая работа

  1. т

декабрь

Комбинированное

1

«Ёлочка»

Учебный кабинет

Практическая работа

декабрь

Теоретическое

1

«Подарок»

Учебный кабинет

Практическая работа

январь

Комбинированное

1

«Зима в лесу»

Учебный кабинет

Практическая работа

Раздел IV. «Квиллинг» (3 часа)

Практическая работа

январь

Теоретическое

1

«Ягоды в компоте»

Учебный кабинет

Практическая работа

январь

Комбинированное

1

«Берёза»

Учебный кабинет

Практическая работа

январь

Комбинированное

1

«Снегирь на ветке рябины»

Учебный кабинет

Практическая работа

Раздел V. «Оригами из кругов»» (2 часа)

февраль

Теоретическое

1

«Хитрая лиса»

Учебный кабинет

Практическая работа

февраль

Комбинированное

1

«Колобок»

Учебный кабинет

Практическая работа

Раздел VI. «Оригами из квадратов» (4 часа)

февраль

Теоретическое

1

«Мышонок»

Учебный кабинет

Практическая работа

февраль

Комбинированное

1

«Заяц»

Учебный кабинет

Практическая работа

март

Комбинированное

1

«Собака»

Учебный кабинет

Практическая работа

март

Комбинированное

1

«Корабль»

Учебный кабинет

Практическая работа

Раздел VII. «Закрепление. Подведение итогов» (10 часов)

март

Теоретическое

1

«Птицы»

Учебный кабинет

Практическая работа

март

Теоретическое

1

«Подарок маме»

Учебный кабинет

Практическая работа

апрель

Теоретическое

1

«Рыбки в пруду»

Учебный кабинет

Практическая работа

апрель

Теоретическое

1

«Барашек»

Учебный кабинет

Практическая работа

апрель

Комбинированное

1

«Подснежники»

Учебный кабинет

Практическая работа

апрель

Комбинированное

1

«Божья коровка»

Учебный кабинет

Практическая работа

май

Комбинированное

1

«Вечный огонь»

Учебный кабинет

Практическая работа

май

Комбинированное

1

«Буратино»

Учебный кабинет

Практическая работа

май

Контрольное

1

«Кудрявая берёза»

Учебный кабинет

Выставка работ

май

Контрольное

1

«Цветочная поляна»

Учебный кабинет

Выставка работ

Содержание программы:

Раздел I. «Мозаичная аппликация» (2 часа)

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали.

Раздел II. «Торцевание» (3 часа)

Познакомить ребят с новой техникой: торцевание. Познакомить различными способами торцевания. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

Воспитывать любовь к работе с бумагой.

Раздел III. «Бумажная петля» (12 часов) 

Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из нее поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение.

Раздел IV. «Квиллинг» (3 часа)

Познакомить детей с техникой – «квиллинг». Показать основные приемы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объемной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.

Раздел V. «Оригами из кругов» (2 часа)

Продолжать учить складывать базовую форму – круг пополам;

Выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Познакомить ребят с техникой оригами, показать несколько поделок в технике оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя); Учить детей складывать круг пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ круга;

Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Раздел VI. «Оригами из квадратов» (4 часа)

Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение. Продолжать учить складывать квадрат по диагонали. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. Развивать эстетическое чувство

Раздел VII. «Закрепление. Подведение итогов» (12 часов)

Вспомнить технику «бумажный комочек», формировать шарики из салфеток и наклеивать в соответствии с замыслом. Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы. Закрепить приемы аппликации в технике торцевания, закрепить знания по технике безопасности с ножницами. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», и «воздушный змей». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами. Развивать навыки коллективной работы. Закреплять умение работать в технике квиллинг. Закрепить основные формы «таблетка» и «капелька». Развивать творческие способности: внимание, воображение. Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества изображения. Инициировать самостоятельный поиск приемов и средств изображения. Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей. Воспитывать аккуратность во время работы с клеем и ножницами.

                                               Список литературы:

            1.  Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.  Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3.  Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.

4. Новикова И.В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

6. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.

7. Просова Н.А.  Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо

8.Румянцева Е. А. Простые поделки.-М: Айрис-пресс.2012 г.

9. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. -М: Айрис-пресс.2016 г.

10.Ольга Гре. Аппликация из кругов. -М: Аст-пресс книга.2013 г.

11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа..- М: Мозайка- Синтез, 2016 г.

http://irinaryabikina.umi.ru/uslugi/kruzhok/


стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...