Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
рабочая программа на тему

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plastilinovaya_skazka.docx70.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Нижневартовска

ДЕТСКИЙ САД №15 «Солнышко»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЛАСТИЛИНОВАЯ СКАЗКА»

http://static.eva.ru/eva/50001-60000/51458/contest/100321.jpg

                                                                                                                                     

г. Нижневартовск2015 год.

СОГЛАСОВАНО:        УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ ДС №15

_______________О.Е. Проконина

Приказ от______________№____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ СКАЗКА»

Воспитатель: Михайлова Н.В.

г. Нижневартовск 2015 г.

Содержание

1. Содержание 2

2. Паспорт программы 3

3. Пояснительная записка 4

3.1. Цели и задачи программы 5

3.2. Планируемые результаты 5

3.3. Объем образовательной нагрузки 6

4. Содержание программы «Театральный салон»  для детей 4-5 лет 6

5. Организационно - педагогические условия 10

5.1. Учебный план 10

5.2. Расписание занятий 10

6. Программно - методическое обеспечение 10

7. Материально-техническое обеспечение 11

8. Мониторинг 11

9. Список литературы14

2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

программы

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности «Пластилиновые сказки»

Основания для

разработки Программы

• Федеральный Закон «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

• Устав МАДОУ ДС №15 «Солнышко»

СанПиН 2.4.1.3049-13

Заказчик Программы

Родители (законные представители) воспитанников

Исполнитель программы

Воспитатель: Михайлова Наталья Витальевна

Цель Программы

Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.

Задачи

 Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

·         освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания, примазывания, сглаживания) и создание с их помощью сюжетных картин (декораций) и персонажей;

·         формирование навыков пересказа;

·         развитие мелкой моторики, сенсомоторики;

·         ознакомление с окружающим миром;

·         развитие эмоций и фантазии.

Планируемые

результаты

- Создание положительного эмоционального настроя у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, научатся радоваться полученному результату;

- повышение уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников;

- увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков;

- самостоятельное применение приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина;

Система организации

контроля за

исполнением

Заведующий МАДОУ ДС №15 «Солнышко»

Ольга Евгеньевна Проконина

Зам. зав. по ВиМР МАДОУ ДС №15 «Солнышко» Оксана Сергеевна Тарасенко

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа разработана на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, методических рекомендаций к программе воспитания и обучения в детском саду и занятий по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой. 

          Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию.

          В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом

специфических для дошкольников видов деятельности.

          Программа осуществляет развитие творческих способностей детей 4-5 лет в процессе разнообразной художественной деятельности - изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и др.    

          У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. Специфической чертой лепки является тесная связь с игрой. Пластилиновые зверушки могут участвовать в создании сказок.

          Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Такие занятия развивают мелкую моторику детских рук, это способствует развитию и повышению интеллектуальных способностей ребенка, логического мышления, внимания, двигательной и зрительной памяти, воображения, координации движений. Чем больше дети работают пальчиками, тем быстрее происходит их развитие, лучше думают и говорят.

          Таким образом, занятия по лепке помогают всесторонне развивать ребенка.

          Занятия проводит воспитатель первой категории во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3940-13.

          Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий - 15-20 минут.

          К этой услуге планируется привлечение детей 4 - 5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Количество детей в группе не более 12 человек.

          Учебный план состоит из 36 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 1 рабочей неделе и в мае 2 занятия на 36 рабочей неделе.

3.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель:

  • развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.

Задачи:

       - Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания, примазывания, сглаживания) и создание с их помощью сюжетных картин (декораций) и персонажей.

       - формирование навыков пересказа.

       - развитие мелкой моторики, сенсомоторики.

       - ознакомление с окружающим миром.

       - развитие эмоций и фантазии.

3.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов.

1. Создание положительного эмоционального настроя у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, научатся радоваться полученному результату.

2. Повышение уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников.

3. Увеличение активного словаря детей, повышение качества произношения звуков.

4. Самостоятельное применение приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.

3.3. ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Учебный план состоит из 36 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 1 рабочей неделе и в мае 2 занятия на 36 рабочей неделе и 34 занятия обучающего характера.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Пластилиновая сказка» для детей 4-5 лет

Тема занятия

Краткое содержание изучаемого материала, формы учебной деятельности

1.

Вводное занятие. Игры, знакомство с педагогом, с прибывшими кружковцами. Правила ТБ. Ознакомление с требованиями к воспитанникам. Беседа о содержании программы, исторические выкладки.

2.

Лепка по мотивам сказки «Курочка ряба». «Яичко»

Цель: формировать умение лепить яичко передовая форму овала, белого и жёлтого цвета.

3.

«Курочка»

Цель: продолжать учить лепить предметы из нескольких частей, соблюдая пропорции; - продолжать закреплять ранее усвоенные способы работы с пластилином: прищипывание мелких деталей: клюв, крылья; вытягивание отдельных частей из целого куска пластилина: хвост; сглаживание поверхности предмета.

4.5.

«Дедушка»

Цель: вызывать у детей интерес к лепке, знакомить с пластилином, учить аккуратности, формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал).

6.7.

«Бабушка»

Цель: формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал).

8.

 «Домик»

Цель: Учить лепить избу из пластилиновых колбасок, крышу, окна и двери из пластилиновых пластинок. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, мышление, память.

9.

Инсценировка сказки «Курочка ряба».

Цель: работа над выражением основных эмоций; работа над выразительностью движений; рассказывание сказки «Курочка Ряба» детьми; работа над выразительностью исполнения. Развивать пространственное и образное восприятие.

10.

Лепка по мотивам сказки «Репка». «Репка»

Цель: учить детей лепить объемные предметы, закреплять способы соединения изделий из теста, применять приемы лепки "прищипывание", "оттягивание"; закреплять знания о форме круг, закрепление цветов (желтый, зеленый).

11.

12.

«Дедушка»

Цель: вызывать у детей интерес к лепке, знакомить с пластилином, учить аккуратности, формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал).

13.

14.

«Бабушка»

Цель: формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал).

15.

«Внучка»

Цель: формировать умение выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу юбка, руки), передавать их с соблюдением пропорций.

16.

«Жучка».

Цель: формировать умение лепить предмет по частям, передавать форму частей (овал- туловище, голова-шар, длинные уши, делить столбик пополам.

17.

«Кошка»

Цель: формировать умение лепить кошку конструктивным способом применяя приемы сглаживания, прощипывания и оттягивания.

18.

«Мышка»

Цель: формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную; закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: сплющивание, раскатывание, оттягивание.

19.

Инсценировка сказки «Репка».

Цель: работа над выражением основных эмоций; работа над выразительностью движений; рассказывание сказки «Репка» детьми; работа над выразительностью исполнения.

20.

Лепка по мотивам сказки «Колобок». «Колобок».

Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

21.

22.

«Дед»

Цель: вызывать у детей интерес к лепке, знакомить с пластилином, учить аккуратности, формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал).

23.

«Баба»

Цель: формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (круг), сплющивать комочек между ладонями (овал).

24.

«Зайчик»

Цель: соединение частей путем прижимания и примазывания их (голову к туловищу и т. д.); вызвать интерес к украшению вылепленных изделий с помощью стеки;

25.

«Волк»

Цель: умение вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывая мелкие детали (уши, хвост). Закреплять навыки использования стеки при украшении поделки.

26.

«Медведь»

Цель: учить лепить фигуру состоящую из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку, нос). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке.

27.

«Лиса»

Цель: формировать умение лепить фигуру состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом

примазывания.

28.

Инсценировка сказки «Колобок».

Цель: работа над выражением основных эмоций; работа над выразительностью движений; рассказывание сказки «Колобок» детьми; работа над выразительностью исполнения.

39.

Лепка по мотивам сказки «Теремок». «Мышка-норушка»

Цель: учить выражать в поделке характерные особенности мышки; закреплять приемы создания овальной формы; продолжать обучать скатыванию небольших шариков, сплющивание, раскатыванию, присоединению частей к целому; развивать мелкую моторику рук; продолжать закреплять умение детей лепить из пластилина;

30.

«Лягушка-квакушка»

Цель: продолжать учить лепить предметы из нескольких частей, соблюдая пропорции; продолжать закреплять ранее усвоенные способы работы с пластилином: вытягивание отдельных частей из целого куска пластилина; сглаживание поверхности предмета. 

31.

«Зайка-поплутайка»

Цель: соединение частей путем прижимания и примазывания их (голову к туловищу и т. д.); вызвать интерес к украшению вылепленных изделий с помощью стеки.

32.

«Лисичка-сестричка»

Цель: формировать умение лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом

примазывания.

33.

«Волчок-серый бочок»

Цель: умение вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывая мелкие детали (уши, хвост). Закреплять навыки использования стеки при украшении поделки.

34.

«Медведь-всех давишь»

Цель: учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке.

35.

«Теремок»

Цель: Учить лепить теремок из пластилиновых колбасок, крышу, окна и двери из пластилиновых пластинок. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, мышление, память.

36.

Инсценировка сказки «Теремок».

Цель: работа над выражением основных эмоций; работа над выразительностью движений; рассказывание сказки «Колобок» детьми; работа над выразительностью исполнения.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

5.1. Учебный план

Наименование услуги

Количество часов в неделю,

возрастная группа

1.

«Пластилиновая сказка»

Средний дошкольный возраст - 20 мин

5.2. Расписание занятий

Вторник

4-5 лет

20 минут

15.40 - 16.00

Группа

6. Программно - методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

1.

«Пластилиновая сказка»

Дополнительная

общеобразовательная программа

по художественно - эстетической

направленности «Пластилиновая сказка»

 Программа разработана на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, методических рекомендаций к программе воспитания и обучения в детском саду и занятий по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой.  (Допущено Министерством Образования РФ)

Принципы для успешной реализации программы:

  • систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний,
  • наглядности, доступности, связи теории и практики, активности и стимулирования

7. Материально-техническое обеспечение

Программа реализуется в групповом помещении МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 "Солнышко", расположенного на втором этаже здания. Групповая комната оснащена современным оборудованием (мольберт; магнитофон, музыкальный диск с записями народных мелодий; мультимедийное оборудование, презентации сказкам; пластилин, доски, стеки, картинки с иллюстрациями сказок, ноутбук и др.).

8. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Акцент в организации художественно-эстетической деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания сказки.

Высокий уровень - 3 балла: ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Средний уровень - 2 балла: ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Низкий уровень - 1 балл: ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Диагностическая карта

Дата проведения диагностики исследования на начало года ______________на конец года____________

Ф.И. ребенка

Умение пользоваться прямыми и круговыми движениями рук

Прищипывание мелких деталей (ушки, клюв)

Овладение приёмом вдавливания середины шара, цилиндра для получения формы

Сглаживание пальцами поверхности фигурки

Вытягивание от целого куска

Всего

баллов

Уровень

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года

Высокий уровень____________________ детей_____________%

Средний уровень____________________ детей_____________%

Низкий уровень_____________________ детей_____________%

Конец года

Высокий уровень____________________ детей_____________%

Средний уровень____________________ детей_____________%

Низкий уровень_____________________ детей_____________%

Анализ исследования__________________________________________________________________________________

Требования к уровню подготовки воспитанников

Должен уметь:

- отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят;  

- лепить предметы по заданию педагога и по собственному замыслу;

-  изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно (лепка из целого куска);

- уметь использовать в работе стеку;

- лепить индивидуальные композиции предметного и сюжетного содержания.

Должен знать:

- все способы лепки (вытягивание, сплющивание, прищипывание и др.)

9. Список используемой литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Москва, Мозаика – синтез, 2005г.

2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Москва. Мозаика – синтез, 2005г.

3. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Т. С. Комарова. Москва, Мозаика – синтез, 2009г.

4. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И. В Маслова, Баласс,2008 г.

5. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина, Сфера2012г.

6. Т. С. Комарова « Занятия по изобразительной   деятельности в детском саду».

7. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности «Радужка» для детей 5-6 лет.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности для детей 5-6 лет....

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...