Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юлдузский детский сад» Чистопольского района Республики Татарстан
2013 год
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности
«Радуга»
Утверждаю
Принято педсоветом протокол №___ от __________
Введено в действие приказом № ______ от _____________
Зав. МБДОУ «Юлдузский детский сад»
______________ О. А. Чередова
Руководитель: Тухватуллина В. П.
Содержание программы
- Пояснительная записка……………………………………….. 3
Направленность программы………………………………………… 4
Актуальность программы.
Новизна программы.
Используемые методы.
Цель программы.
Задачи программы.
Возраст детей.
Сроки реализации.
Методическое обеспечение.
Форма организации занятий……………………………………….. 5
Количество учебных часов в неделю.
Количество детей в группе.
Планируемые результаты.
Материал.
Форма отчетности.
- Календарный график………………………………. 6
- Учебный план……………………………………… 7
- Тематический план………………………………. 8
- Содержание работы программа художественно –
эстетической направленности «Радуга»………………… 10
- Оценочный материал………………………………………….. 12
Диагностика и критерии результативности.
Анализ продукта деятельности.
Анализ процесса деятельности…………………………………….. 12
Список литературы………………………………... 14
«Радуга»
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Наше творчество». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Направленность программы.
Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Актуальность программы.
Разработана для детей 5-6 лет. Актуальность программы состоит в том, что изобразительная деятельность вызывает большой интерес у ребенка старшего дошкольного возраста. В этот период совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности.
Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы художественно-эстетической направленности «Радуга» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель программы.
Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи программы.
1. Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Развивать художественно – творческие способности детей.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
4. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
Возраст детей. 5 – 6 лет.
Сроки реализации. 1 год.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Пластилинография, кляксография с трубочкой, пальцами, ладошкой, акварель и восковые мелки, набрызг, свеча + акварель, скатывание бумаги, оттиск печатками из ластика, тычком.
Форма организации занятий.
Занятия проводятся с детьми старшей группы. На занятиях дети знакомятся с разнообразными изобразительными материалами (бумага, акварель, гуашь, воск, мел, бросовый материал, природный материал). Каждое занятие проводится эмоционально. На занятиях используется музыкальное сопровождение (пение птиц, шелест леса…).
Количество учебных часов в неделю. 1 раз в неделю, продолжительность 25 минут. Всего 36 часов.
Количество детей в группе. 10 человек.
Планируемые результаты.
Дети сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.
Материал:
o акварельные краски, гуашь;
o восковые мелки, свеча;
o ватные палочки;
o поролоновые печатки;
o коктейльные трубочки;
o бумажные салфетки;
o матерчатые салфетки;
o стаканы для воды;
o подставки под кисти;
o кисти.
Форма отчетности:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
Годовой календарный график
Начало учебного года: - 1 сентября
Окончание учебного года: - 31 мая
Режим работы учреждения: пятидневная неделя с 6.30 – 18.30 ч (выходной – суббота, воскресенье)
Начало занятий: 9.00 – 11.00
Кружковая работа: 15.50 – 16.15 (1 раз в неделю, вторая половина дня)
Каникулы: с 1 по 9 января
Срок реализации программы: 1 год
Количество и продолжительность занятий по дополнительному образованию.
Группы | Циклы занятий | Количество/продолжительность занятий | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
II половина дня | ||||||
Старшая группа от 5 до 6лет | ||||||
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» художественно-эстетической направленности | - | - | - | 1 | - | |
Учебный план
Старшая группа 5 - 6 лет
Понедельник 1.Рус.язык 9.00 – 9.25 2. Музыка 9.40 – 10.05
| Вторник 1.Коммуникация 9.00-9.25 2. Физкультура 9.45 – 10.10
3.Рисование 15.50 – 16.15 |
Среда 1.Познание (ФЭМП) 9.00-9.25
2.Музыка 9.40-10.05
| Четверг 1.Рус.язык 9.00-9.30 2. Познание 9.45 – 10.15 3. Физкультура 10.30 -10.55 2 половина дня Кружковая работа 15.50 – 16.15 |
Пятница
2 половина дня
|
Тематический план
Те
Месяц | Неделя
| Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1.
| Техника «Пластилинографии». | Познакомить с техникой «Пластилинографии». Развивать мелкую моторику рук. |
2 | «Бабочки». | Расширять представления детей об окружающем мире. | |
3 | «Фруктовый натюрморт». | Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. | |
4 | «Желтые листья летят» | Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать координацию движений рук, глазомер. | |
Октябрь | 1 | «Техника «Кляксография с трубочкой». | Познакомить с техникой «Кляксография с трубочкой». Учить отражать особенности изображаемого предмета. |
2 | «Осенний лес». | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение. | |
3 | «Горы». | Закрепить умение рисовать в технике «Кляксография». Развивать чувство цвета и ритма. | |
4 | «Удивительные деревья». | Учить отражать особенности изображаемого предмета. | |
Ноябрь | 1 | Техника рисования «Пальцами». | Развивать у детей чувство ритма и цвета; познакомить детей с новой нетрадиционной техникой. |
2 | «Кисть рябинки, гроздь калины» | Развивать у детей чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к рисованию пальчиками. | |
3 | Техника рисования «Ладошкой». | Познакомить детей с техникой рисования ладошкой; учить создавать композицию. | |
4 | «Перчатки» | Продолжать учить изображать перчатки с помощью рисования ладошкой. | |
Декабрь | 1 | Техника «Акварель и восковые мелки». | Познакомить с техникой рисованиея «Акварель и восковые мелки». |
2 | «Зимние деревья» | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | |
3 | «Загадочные снежинки». | Закрепить умение рисовать восковыми мелками. Воспитывать аккуратность. | |
4 | «Ёлочка пушистая, нарядная» | Закрепить умение рисовать акварелью. Развивать чувство цвета и ритма. | |
Январь
| 1 | Техника «Набрызг». | Познакомить с техникой «Набрызг». Совершенствовать умение в данной технике. |
2 | «Конфетти». | Закрепить технику «Набрызг»; учить создавать композицию, планировать свои действия. | |
3 | «Праздничный салют». | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. | |
4 | «Звездное небо». | Совершенствовать умение в данной технике. Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. | |
Февраль | 1 | Техника рисование «Свеча + акварель». | Познакомить с техникой рисования «Свеча + акварель». |
2 | «Веселый снеговик». | Учить создавать композицию, планировать свои действия. | |
3 | «Зимушка-зима». | Закрепить технику рисования свечой. Учить выражать в рисунке приметы зимы. | |
4 | «Морозные узоры» | Развивать фантазию. Совершенствовать умение в данной технике. | |
Март | 1 | Техника «Скатывание бумаги». | Познакомить с техникой «Скатывание бумаги». Совершенствовать умение в данной технике. |
2 | «Волшебные цветочки». | Учить создавать композицию, планировать свои действия. | |
3 | «Ветка мимозы». | Закрепить умение создавать рисунок скомканной бумагой. | |
4 | «Мишка косолапый». | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. | |
Апрель | 1 | Техника «Оттиск печатками из ластика». | Познакомить с новой техникой рисования. |
2 | «Барбарис». | Вызвать интерес к новой технике «Оттиск печатками из ластика». | |
3 | «Украсим посуду». | Развивать чувство цвета и ритма. Учить создавать композицию, планировать свои действия. | |
4 | «Весеннее деревце». | Совершенствовать данную технику. Развивать воображение. | |
Май | 1 | Техника «Рисование тычком». | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники - тычок; |
2 | «Цветы». | Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. | |
3 | «Цветущая яблоня». | Учить набирать краску на кисть, при рисовании держать кисть вертикально. | |
4 | «Шишки на ветках». | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. |
Содержание работы :
Раздел 1.«Пластилинография». Средства выразительности: фактура, цвет
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Раздел 2. « Кляксография с трубочкой».
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 3. «Рисование ладошкой».
Средства выразительности: пятно, цвет,
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Раздел 4. «Рисование пальцами».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Раздел 5. «Акварель и восковые мелки».
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Раздел 6. «Набрызг».
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Раздел 7. Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Раздел 8. «Скатывание бумаги».
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Раздел 9. «Оттиск печатками из ластика».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Раздел 10. « Рисование тычком».
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.
Оценочный материал.
Оценка результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) по методике Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду».
№ п/п | Ф. И. ребенка | Форма | Строение предмета | Пропорции | Композиция | Передача движения | Цвет | Общее число балов |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
Диагностика и критерии результативности
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
5. Композиция.
А) расположение на листе:
высокий уровень – по всему листу;
средний уровень – на полосе листа;
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
высокий уровень – движение передано достаточно четко;
средний уровень – движение передано неопределённо, неумело;
низкий уровень – изображение статическое.
7. Цвет.
А) цветовое решение изображения:
высокий уровень – реальный цвет предметов;
средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень – цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Характер линии:
А) характер линии:
высокий уровень – линия прерывистая
низкий уровень – слитная
средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая)
Б) нажим:
высокий уровень – сильный, энергичный
средний уровень – средний
низкий уровень – слабый
В) раскрашивание:
высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура
низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
Б) оценка ребёнком созданного им изображения:
высокий уровень – адекватна
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена)
низкий уровень – отсутствует
3. Уровень самостоятельности:
высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество.
• Самостоятельность замысла
• Оригинальность изображения
• Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем другим критериям, имеющим одну, две или три группы показателей, в каждой из которых по трем показателям оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) высокий уровень – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, - 45 баллов, низшее – 15 баллов
Список литературы
1. Т.В. Антонова, Алиева Т.И. Истоки. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования». М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
Список использованных источников
1. Г.Н. Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». «Издательство Скрипторий 2003» Москва 2008 год.
2. Хейзл Гаррисон «Рисунок и живопись». Полный курс:— Санкт-Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.
3. Т.А. Цквитария Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». – Мозаика-Синтез Москва 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...
Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности «Радужка» для детей 5-6 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа художественно- эстетической направленности для детей 5-6 лет....
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3-4 лет "Волшебная радуга"
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...