Рекомендации учителя-логопеда по изучению лексической темы ОБИТАТЕЛИ ВОДЫ в подготовительной группе для детей с ТНР
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Домбровская Наталья Дмитриевна

Материал рекомендован для педагогов, работающих с детьми с ТНР, для родителей, желающих закрепить знания детей 6-7 леи по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Обитатели воды»

По тетради Теремковой Н.Э. можно закреплять знания

детей об обитателях воды по лексической теме «Рыбы».

 Игра  «12345» рыбка, краб, рак и другие обитатели.

Мимическая гимнастика. Предлагаем ребенку превратится в морских обитателей:

Вот веселый карась,  он увидел злую щуку, карась испугался, не поймала щука карася… грустная щука.

   Составление предложений о  морских обитателях. «Кто где живет?»  (в реке, в море, в океане., в аквариуме)

 Учимся образовывать  относительные  прилагательные. Суп из рыбы, жир, салат, пирог, котлета из рыбы.

 Игра  «Подскажи словечко»
    Если это рыбка – у неё улыбка,
    Если это рыбочка – у неё улыбочка,
    Если это рыба – у неё улыба,
    Если это рыбина – у неё улыбина,
    Если это рыбища – у неё улыбища.

Скороговорки о рыбах.   

 В реке у Поликарпа три карася, три карпа.
   Карл украл у Поликарпа пол карася, пол карпа.

Составление рассказа о правилах подвижной  игры  «Щука и рыбки».

Вибираем водящего. Это будет Щука, а все остальные ребята рыбки,караси плавают, потом  выплывает щука, ловит карасей, а они прячутся за камешки.  Водящий говорит:  «Стой , плотва и караси! И пощады не проси! Я хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду!» . Щука начинает ловить рыбок.  

   Составление описательного рассказа о морских обитателях.

 

 

 Отгадайте загадки:

-“В воде жива, на суше мертва”

- “У родителей и деток вся одежда из монеток”.

- Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)

- Колюч, да не еж, кто же это …? (ерш)

Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)

-На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)

«Дополни ряд»

В реке живут: налим, ….

В море живут: кит, …

В озере живут: карась, …

Игра «Великаны»

Рыба-рыбища, кальмар-кальмарище…

(лягушка, медуза щука, улитка, осьминог, рак, кит, морж, акула, карась, черепаха)

Игра «Сосчитай улов»:

Один рак, три рака, пять раков…
(кальмар, лягушка, медуза, щука, осьминог, акула, карась, черепаха, креветка, камбала).

Игра «Чей? Чья?»

У акулы голова - ... акулья.
У щуки плавники - ...

У лягушки лапки - ...
У рыбы глаза - ...

 У черепахи панцирь - ...
У кита хвост -...

 У дельфина глаза - ...

Игра «Четвертый лишний»

Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.

Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая - Холодная

Прохладная - Тёплая

Чистая - Грязная

Кипячёная - Сырая

Солёная - Пресная

Бурливая - Спокойная

Прозрачная - Мутная

Учимся подбирать «Слова-родственники»

Рыба – рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбища, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов, рыбачок, рыбачка, рыбалка, рыбацкий, рыбачить…

(краб, лягушка, щука, сом, кит, рак…)

«Подбери рифму».

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ……………….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища,

пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!,

Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой……………………... рыбак

от обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

что не удалась……………………… рыбалка

.

Подумайте и составьте предложение  "Если б я поймал

золотую рыбку, то я..."

Для пересказа на выбор рассказ:

Евгений Пермяк «Первая рыбка»

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы:

-А кто помнит автора этого рассказа?

-О чем говорится в этом рассказе?

-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

-Сколько рыбы поймал Юра?

-Какими словами назван в рассказе Юрин улов(Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»(ответы детей)

-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

Рассказ И. Гурвича «Лёвушка – рыбак».

Смотрел-смотрел Лёвушка, как старшие братья в озере рыбу ловят, и захотелось ему самому попробовать. Вернулся он домой и попросил дедушку снарядить его для рыбалки. Дал ему дедушка удочку, дал большую жестяную банку с червями, объяснил, как червяка на крючок насаживать и пожелал хорошего улова. "Спасибо, - ответил Лёвушка, - я большую рыбу поймаю, целого кита".

Начал он рыбу удить - сразу большая попалась. Тянул он её тянул, а вытянуть не может. Пришлось ему разуться, снять курточку, штаны и в воду лезть. Смотрит - а это и не рыба вовсе, просто крючок за какие-то корни зацепился. Дёрнул его сильней - крючок оторвался.

Шёл Лёвушка домой грустный, шёл и думал: "Что я теперь дедушке скажу. И зачем я хвастался?"

Беседа по прочитанному.

 Как начиниается рассказ?

Чего захотелось Лёвушке?

Что сделал Лёвушка?                       

 Как вы понимаете слово снарядить?

Как дедушка собирал внука на рыбалку?

Что значит пожелал хорошего улова?

И что обещал дедушке?                       

 Что произошло на озере?

Каким же был улов?

О чем он думал, когда шёл домой?

Хорошо ли хвастаться?

 

 Пальчиковая гимнастика

Рыбка

Рыбка плавает в водице,                        Сложить ладони вместе и показать, как

Рыбке весело играть.                        плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,                Погрозить пальником.

Мы хотим тебя поймать.                        Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула,                        Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла,                        Сделать хватательное движение двумя

руками.

Рыбка хвостиком махнула,                Снова показать, как плывет рыбка.
Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова
Жил да был один налим

Жил да был один налим,                        Дети выполняют плавные движения сло-

Два ерша дружили с ним.                женными ладонями, имитируя движение

плавников.

Прилетали к ним три утки                Скрещенными     ладонями     имитируют

По четыре раза в сутки                взмахи крыльев.

И учили их считать:                        Сжимают и разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять.        Загибают пальчики, начиная с больших.
Русская народная потешка

        Речные рыбы

Окунь, щука, сом, судак.                                Загибают пальцы на правой руке, начи-

Ты считай не просто так.                            пая с мизинца, на каждое название рыбы.

Жерех, язь, плотва, уклейка.                         Продолжают загибать пальцы, переходя

Ты считай-ка! Не робей-ка!                         на левую руку.
А еще большой карась.

Назови всех еще раз.                                      Перечисляют названия рыб, вновь загибая

                       И. Нищева                        пальцы.

Попробуйте вместе с ребенком проговорить выразительно  диалог «Рыбка».

В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю – чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!

Ефим Чеповецкий

https://i.pinimg.com/736x/28/41/7c/28417c7ba3c01589c5f0d54f74ad599a--menu.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2303218/ad02c04a-0a9e-458d-a4d8-498562517bbc/s1200?webp=false


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда доу родителям по лексическим темам (для совместного выполнения с детьми дома).

Представлен практический материал -рекомендации полексическим темам для совместного выполнения с детьми дома...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме - "Профессии на транспорте"

Представлены рекомендации воспитателям  для закрепления речевых навыков у детей по лексической теме "Профессии на транспорте"....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями по лексическим темам

Данный материал поможет организовать понедельную работу воспитателей  с детьми по заданию логопеда в старшей группе (тетрадь взаимосвязи)....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по лексической теме: «Овощи» в старшей группе «Сказка» для детей с ОНР

Итогом тематической недели "Овощи" стало интегрированное занятие учителя-логопеда Кисловаой Е.К. и воспитателя Поповой Е.В. "Заготовки овощей на зиму" Удивить ребёнка легко, тем са...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)...