Адаптированные программы
рабочая программа по коррекционной педагогике

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АП для ЗПР280.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида№ 15 «Нэбзый»

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

МБДОУ № 15 «НЭБЗЫЙ»

Протокол № 1

от «26»августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

МБДОУ  № 15   «Нэбзый»

_____________ Р.Р. Курганова

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

МБДОУ № 15 «НЭБЗЫЙ»

Протокол № 1

от «26»августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

МБДОУ  № 15   «Нэбзый»

_____________ Р.Р. Курганова

Адаптированная программа

для развития детей  

с ограниченными возможностями здоровья

с  задержкой психического развития (ЗПР).

пгт. Яблоновский

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка        ..2
  1. Цели и задачи программы        ..2
  2. Принципы и подходы к формированию программы        ..3
  3. Психологические особенности детей с ЗПР        ..5
  1. Планируемые результаты реализации программы        11

ПСодержательный раздел

2.Организация корркционно - развивающей деятельности с детьми        12

  1. Психолого - педагогическое обследование детей с ЗПР        ... 12
  2. Перспективно - тематическое планирование        …14

Маршрут сопровождения детей с ЗПР в условиях ДОУ        …...17

2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы        21

2.4.Основные направления работы педагога - психолога с родителями (законными представителями) и педагогами ДОУ        22

2.4.1Психологическое консультирование        22

  1. Психологическо е просвещение        23

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально - техническое обеспечение Программы        24

3.2.Обеспеченность методическими материалами        24

З.З.Организация режима пребывания на занятиях        25

Пояснительная записка

Адаптированная программа педагога - психолога разработана на основе Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида  № 15 «Нэбзый» для детей с задержкой психического развития(ЗПР) (далее Программа), специальной образовательной программы С.Г. Шевченко «Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР», методических разработок Н.Ю. Боряковой, М.А. Касициной., в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
  • Федерального закона от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2012 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобр-науки России от17.10.2013г. № 1155;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
  • Устава МБДОУ № 15 «Нэбзый»

Коррекционная работа и инклюзивное образование в МБДОУ № 15 «Нэбзый» осуществляется в рамках непосредственной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.

Срок реализации программы 1 год.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель Программы: обеспечение развития личности детей дошкольного возраста с ЗПР в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей

Программа направлена на решение следующих задач:

-Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

-Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. -Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной деятельности МБДОУ № 15 «Нэбзый».

-Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

-Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

-Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

-Обеспечение        коррекции нарушений развития детей, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы.

-Формирование        социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

-Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Условия реализации программы: Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов МБДОУ № 15 «Нэбзый», обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ЗПР, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Индивидуализация Дошкольного образования Детей с ЗПР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;

Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое         и

физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие детей с ЗПР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей с ЗПР дошкольного возраста;

Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и Достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную основную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

Принципы построения Программы:

1.Системность коррекционных, профилактических и развивающих мероприятий. 2Единство диагностики и коррекции.

3Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

  1. Комплексность методов психологического воздействия.
  2. Возрастание сложности.
  3. Учет объема и степени разнообразия материала.

Этапы работы по реализации Программы:

  1. Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей в группу, определение индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Набор детей в группу осуществляется по рекомендации заключения ПМПК.
  2. Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист (педагог - психолог, учитель -логопед, воспитатель).
  3. Коррекционно - развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия со специалистами.
  4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, в начале и в концеучебного года
  1. Характеристики особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Категория детей с ЗПР характеризуется ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специализированной квалифицированной коррекционной помощи.

Показатели психического развития детей с ЗПР в возрасте пяти лет.

Выраженные нарушения поведения, которые проявляются в повышенной аффектации, в снижении навыков самоконтроля, в наличии патохарактерологических реакций.

Недоразвитие познавательных процессов и речи. Особое внимание в указанный возрастной период обращают на себя особенности развития восприятия, характеризующиеся ограниченным объемом. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их сверстники. Многие стороны объекта воспринимаются ими искаженно. Особенно наглядно недоразвитие восприятия проявляется у детей с ЗПР при восприятии объектов через осязание. Наблюдается увеличение времени узнавания осязаемой фигуры, трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов Уровень развития игровой, сенсорно-перцептивной, интеллектуальной деятельности пятилетнего дошкольника с ЗПР характеризуется следующими особенностями:

Игровая деятельность. Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры групповым. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

  • Сенсорно-перцептивная деятельность. Знает названия цветов, правильно их дифференцирует, но использует их недостаточно в процессе рисования и конструировании (1-2 цвета). При соотнесении сложных форм наблюдается значительное число пробующих движений, что указывает на недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Может правильно ориентироваться в сторонах собственного тела, но затруднена ориентировка

в сторонах тела собеседника. В целом отмечается выраженное отставание в развитии изобразительной и конструктивной деятельности.

  • Интеллектуальная деятельность. Порядковый счет сформирован, возникают затруднения при сравнении количеств, особенно если они расположены в разной конфигурации или разной величины. Пересказ, воспроизведение сюжета доступны только с помощью наводящих вопросов.

Речь фразовая, но могут наблюдаться аграмматизмы и нарушения фонематической стороны речи.

Показатели психического развития детей с ЗПР в возрасте шести лет.

Трудности в развитии зрительно-пространственных функций, что наглядно проявляется в их рисунках и конструкциях.

Неустойчивость внимания, своеобразные поведенческие реакции с выраженными аффективными проявлениями.

Снижение эффективности восприятия предметов приводит к недостаточной дифференцированности представлений. Эта особенность представлений ограничивает возможности наглядного мышления ребенка.

Уровень развития игровой, сенсорно-перцептивной, интеллектуальной деятельности шестилетнего дошкольника с ЗПР характеризуется следующими особенностями:

Игровая деятельность. Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры групповым. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

Сенсорно-перцептивная деятельность. В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путает названия

  • неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков. Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Наблюдается целенаправленный способ работы, недоразвитие самоконтроля.
  • Интеллектуальная деятельность. Может считать до 10, но испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов. На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов. Знает времена года, дни недели, родовые и видовые представления сформированы. Правильно обобщает методом исключения из четырех предметов, но мотивировка ответов нечеткая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с предварительной инструкцией педагога. Затруднен пересказ сюжета, сказки в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях - в связи с недоразвитием лексико-грамматического строя языка.

Показатели психического развития детей с ЗПР в возрасте семи лет.

Для дошкольников с ЗПР, особенно к концу дошкольного возраста, характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера, а также такие характеристики деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность при относительно высоких показателях развития мышления.

Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка, усвоение им учебного материала. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР.

Уровень развития игровой, сенсорно-перцептивной, интеллектуальной деятельности семилетнего дошкольника с ЗПР характеризуется следующими особенностями:

Игровая деятельность. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. Сюжетно-ролевая игра сформирована, но сюжет игры недостаточно развернут, наблюдаются повторения сюжета, подражательность. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Они не принимают предложенную им игровую роль, затрудняются в соблюдении правил игры. Предпочитают любимые индивидуальные или парные игры.

  • Сенсорно-перцептивная деятельность. Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций. В процессе дифференцировки сложных геометрических форм наблюдаются хаотичные способы работы, без предварительной ориентировки в задании. В целом характерно выраженное недоразвитие конструктивной и изобразительной деятельности, которое наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.
  • Интеллектуальная деятельность. Затруднено решение задач без опоры на наглядность. Порядковый счет сформирован, но при дифференцировке количества с трудом переключается на один признак, иногда соскальзывает на форму или цвет объектов. При обобщении методом исключения ориентируется на существенный признак предмета, но мотивировка ответа

недостаточно четкая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах средней трудности, выделяет причинно-следственные отношения, но затрудняется в составлении развернутого рассказа. Затруднено слияние знакомых букв в слоги, иногда путает схожие по звучанию звуки или по начертанию буквы. Процесс чтения формируется медленно.

Все вышеназванные линии развития задают тон психофизическому, личностному и социальному развитию дошкольника и позволяют более четко определить специфические образовательные потребности ребенка с задержкой психического развития на дошкольном этапе образования с учетом структуры отклоняющегося развития, уровня актуального развития и состояния здоровья каждого воспитанника.

Таким образом, выявлять, изучать и компенсировать отставание в развитии детей необходимо как можно раньше, важно не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной и есть возможность использовать компенсаторные возможности ребенка.

2 Планируемые результаты освоения детьми Программы

В результате реализации Программы ребенок с ЗПР:

-имеет стабильную динамику физического и нервно-психического развития:

-обладает продуктивным и более устойчивым вниманием, у него развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление, ручная моторика;

-владеет диалогической и монологической формами речи, умеет задавать вопросы и грамотно отвечает на них; владение культурно - гигиеническими навыками, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни;

- инициативно высказывается в диалоге, стремится вступить в диалог; он социально адаптирован к жизни в обществе:

-сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности с учётом их психомоторного развития; любознательность, активность, любят экспериментировать;

-эмоционально отзывчивые, откликаются на эмоции близких людей, сверстников, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

-используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью, умеют договариваться; умеют планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

-способны решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; -имеют первичные представления о себе и собственной принадлежности, семье и распределении семейных обязанностей, обществе, государстве, мире и природе;

-владеют предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; у детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

П.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.Организация коррекционно - развивающей деятельности с детьми

При определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве  МБДОУ № 15 «Нэбзый»  учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Основные направления деятельности педагога-психолога: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психодиагностическое направление.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

С целью осуществления единства психологической и педагогической диагностики используется адаптированная диагностика психических процессов Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, Н.Я.Семаго,Т.Д. Марцинковская, Л.А.Баландиной.

Проводится.

Обследование детей 3- го года жизни для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

Диагностика воспитанников 5-6 лет с целью определения уровня психического развития, для организации и координации работы в группе детей 6-7 лет.

Диагностика воспитанников в рамках психолого - медико-педагогического консилиума (ПМПк) МБДОУ № 15 «Нэбзый».

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей 7-года жизни. По запросам родителей (законных представителей), воспитателей, администрации МБДОУ № 15 «Нэбзый» углубленная диагностика развития ребенка, процесса.

2.1Психолого-педагогическое        обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого -медико-педагогической диагностике, позволяющей:

  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
  • определить оптимальный педагогический маршрут;
  • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  • определить условия воспитания и обучения ребенка;
  • консультировать родителей ребенка.

Все полученные данные заносятся в карту психолого -медико-педагогического сопровождения ребенка. В Карте указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. Проводится анализ данных о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследованиеявляется одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута). Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки: С. Д. Забрамной «Практический материал для проведения психолого - педагогического обследованиядетей», Л.А. Баландиной «Диагностика в детском саду», «Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей», М. М.Семаго. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

  • особенности контакта ребенка;
  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
  • реакция на одобрение;
  • реакция на неудачи;
  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

-эмоциональная подвижность;

-особенности общения;

  • реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

  • наличие и стойкость интереса к заданию;
  • понимание инструкции;
  • самостоятельность выполнения задания;
  • характер деятельности (целенаправленность и активность);
  • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
  • работоспособность;
  • организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

  • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
  • особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем вобучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ

Используемые психодиагностические комплекты

1

Психодиагностический комплект психолога ДОУ, автор

Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей».

2

Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию», автор С.М. Забрамная.

3

Диагностические программы ,авторы Л.А. Баландина, В.Г.Гаврилова«Диагностика в детском саду».

4

Психодиагностический комплект, автор Е.И. Рогов. «Настольная книга практического психолога в образовании»

5

Психодиагностический комплект, автор Р.С. Немов, Психология, том 3.

6

Методическое пособие «Диагностика психического развития от рождения до 3-х лет», автор Е.О. Смирнова

7

Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М.М. Семаго, Н.Я. Семаго в который входит не только не обходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик).

8

«Теория и практика оценки психического развития ребёнка», авторы М.М. Семаго, Н.Я. Семаго.

Используемые методики при определении

общего уровня развития познавательных процессов

№ п/п

Методики

Цель

возраст

1

«Цветные коврики» (цвет), «Пирамидка»(величина) «Коробка форм»(форма и

Определить уровень развития зрительного восприятия, наглядно -

3-4года


пространственное отношение)

действенного мышления

2.

«Бусы» (цвет), «Включение в ряд»(величина),

«Разрезные картинки»(зрительный синтез), «Дорисовывание фигур»(воображение),

«Рыбка»(н .о.мышление)

Определение уровня развития зрительного восприятия, наглядно - действенного мышления и организация деятельности.

5лет

3.

«Эталоны», «Разрезные картинки»,

Определение уровня развития восприятия, выявить степень овладения зрительным синтезом.

6лет

«Рыбка» (н.о. мышление)

Определение уровня наглядно -образного мышления и организация деятельности.

«Классификация по заданному принципу»(элементы лог. мышления),

Определение уровня развития элементов логического мышления, степени развития обобщения.

«Дорисовывание фигур»(воображение),

Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

«10 предметов»(зр.память)

«10 слов»(слухо-речевая)

Определение особенностей памяти, выявление органических поражений мозга, истощаемости, неустойчивости внимания.

4

«Эталоны», «Разрезные картинки»,

Определение уровня развития восприятия, выявить степень овладения зрительным синтезом.

7 лет

«Нахождение недостающих деталей»

«Схематизация» (наг.обр. мышление),

Определение уровня развития наглядно - образного мышления, ориентировки в пространстве;


«Невербальная классификация» «Систематизация»(лог.мыш ление)

Определение уровня развития действий логического

мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.

«Корректурная проба»(внимание)

Определение особенностей развития способностей распределения внимания

«Дорисовывание фигур»(воображение),

Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы

Используемые методики при исследовании общения

1.

«Маски», «Два домика», «Рисунок семьи»

Определение нарушений общения со сверстниками, членами семьи

5-7 лет

2

«Несуществующие животное»

«Лесенка»

Исследование личностных качеств.

Определение самооценки.

5-7лет

Исследование уровня готовности к школе

1

Графический диктант

Выявление уровня сформированности, правильности

6-7лет

2

Исследование восприятия

Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия

6-7лет

3

Четвёртый лишний

Исследование уровня развития мышления /классификация, обобщение/

6-7лет

4

Последовательность событий

Исследование словеснологического мышления

6-7лет

5

Десять слов

Определение объема речеслуховой памяти

6-7лет

6

Зрительная память

Определение объема зрительной памяти

6-7лет

7

Кружки

Определение уровня развития внимания

6-7лет

8

Мелкая моторика

Исследование уровня развития мелкой моторики

6-7лет

9

Мотивационная готовность к обучению в школе

Определение сформированности

6-7лет


мотивации к обучению

10

Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (В.Г.Каменская)

6-7лет

11

«Ориентировочный тест щкольной зрелости (авторы А. Керн - Я. Йирасек)

Определение школьной зрелости

6-7лет

12

Методика «Беседа о школе» (разработана Т.А. Нежновой).

Определение позиции школьника

6-7лет

13

Коммуникативная готовность: с взрослыми и с сверстниками

Определение параметров развития общения

6-7лет

14

«Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург

Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности

6-7лет

15

Методика «отношение ребенка к школе»

Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование

6-7лет

16

«Самое непохожее» Л.А. Венгер

Изучение мышления и восприятия детей

6-7лет

17

Тест «Бендер»

Изучение зрительномоторной координации, произвольности, умения работать по образцу

6-7лет

18

Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников

6-7лет

  1. Маршрут сопровождения детей ЗПР в условиях МБДОУ № 15 «»Нэбзый

Развивающая работа и психологическая коррекция

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме, требованиям.

Существуют следующие формы работы:

  • проведение занятий с вновь прибывшими детьми - адаптационные игры;
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками, с целью формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов диагностики на начало учебного года);
  • выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка;

-коррекция и развитиепознавательной сферы и моторной функции ребенка;


Направление

Задачи

Содержание коррекционно развивающее работы

Развитие внимания

1.Развивать способность к        переключению

внимания

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

«Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

«Встань, если услышишь слово, обозначающее животное»

2.Развивать концентрацию внимания

«Найди отличие»

«Что не правильно»

«Что задумал художник», «Что не дорисовано»

3.Развивать произвольное внимание

«Раскрась фрукты» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), Копирование образца

«Рисую палочки»

«Расставь палочки»

4.Развивать        объём

внимания

«Найди такой же предмет»

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Цель вводной части - настроить группу на

совместную работу, установить контакт между участниками. Основные процедуры работы: приветствие, игры на развитие навыков общения

В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, формирование лексикограмматических категорий речи, развитие связной речи.

Основные процедуры работы: игры, задания, упражнения, совместная деятельность.

Основной целью этой части занятия является создание чувства личной личностной значимости в своих глазах, сплочённость группы, закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры работы:проведение какой - либо общей игры,релаксация,рефлексия.


Развитие восприятия

1.Развивать восприятие геометрических фигур

«Назови фигуру»«Геометрическое лото» «Нарисуй фигуру, которую я назову»

«Закрась фигуры»

2.Развивать точность восприятия

«Из каких фигур состоит предмет»»

«Составь целое из частей» (с геометрическими фигурами) «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур» «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба» и т.д.

3.Развивать цветоразличение

«Дорисуй фигуры»

«Угадай, что хотел нарисовать художник»

«Уточним цвет предметов»

«Цветное лото»

«Найди 5 предметов одного

цвета

4.Развивать восприятие длительного временного интервала

«Рассматривание часов, движения секундой стрелки» «Посиди тихо и встань, когда минута закончится» Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы)

5.Развивать представление о временах года

Заучивание стихотворений Беседа о временах года Назови времена года

6.Развивать представление о частях суток

Разложи картинки

Я начну ты продолжай, дни недели продолжай

7..Развивать пространственные представления

Покажи правую, левую руку, ногу ухо

Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой?

Расскажи где какая, игрушка стоит?


Развитие мышления

1.Развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т.д.)

Четвертый лишний

Найди отличия

Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т.д.

Как это можно использовать

2.Развивать гибкость ума и словарный запас

«Говори наоборот», «Бывает - не бывает»

З.Развивать сообразительность

Загадывание загадок

Развитие памяти

1.Увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой, осязательной модальностях

«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов,

- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

2.Развивать        приёмы

ассоциативного        и

опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

«Смотри и делай».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие воображения

Развивать воображение

«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой - либо предмет

Развитие творческих способностей

Развивать        творческие

способности

«Дорисуй»,«Рисование        по

точкам»,

«Комбинирование» (рисование или        конструирование

предметов из геометрических фигур )

Развитие мелкой моторики

Развивать        тонкую

моторику рук

Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев присоединение пальцев друг к другу и т. д.

- Комплекс № 2 (рисуночный):

«Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками и т.д.» Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» ит.д.

2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Образовательная область «Социально - коммуникативные навыки»:

-методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование, конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы)методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии);

  • методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива, направленная на последующую деятельность, беседа);

- методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа). Образовательная область «Познавательное развитие»:

-обучение в повседневных бытовых ситуациях (младший дошкольный возраст);

  • демонстрационные опыты (младший дошкольный возраст);
  • сенсорные занятия на основе народного календаря (младший дошкольный возраст);
  • театрализация с содержанием разного вида деятельности - на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы);
  • коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы);

-занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми);

  • самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы).

 Образовательная область «Речевое развитие»

Методы развития речи

Наглядные:

  • непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
  • опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

  • чтение и рассказывание художественных произведений;

-заучивание наизусть;

  • пересказ;
  • обобщающая беседа;
  • рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические (дидактические игры,        игры-драматизации, инсценировки,

дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).

Средства развития речи:общение взрослых и детей;художественная литература;культурная языковая среда;изобразительное искусство, музыка, театр;обучение родной речи на занятиях;занятия по другим разделам программы.

Формы речевого развития:диалог;монолог

Способы речевого развития:речевое сопровождение действий;договаривание; комментирование действий;звуковое обозначение действий.

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Методы музыкального развития:наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений;

-словесный: беседы о различных музыкальных жанрах;

-словесно-слуховой: пение;

-слуховой: слушание музыки;

-игровой: музыкальные игры;

-практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.

Способы музыкального развития:пение;слушание музыки;музыкально-ритмические движения;музыкально-дидактические игры.

Формы организации обучения конструированию:

-конструирование по модели;

-конструирование по образцу;

-конструирование по условиям;

-конструирование по теме;

-конструирование по образцу;

-каркасное конструирование;

-конструирование по чертежам и схемам

Образовательная область «Физическое развитие»

Методы физического развития:

  1. Наглядный: наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); нагляднослуховые приемы (музыка, песни);тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь психолога);
  2. Словесный: объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа; словесная инструкция;
  3. Практический: повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в соревновательной форме.

Средства физического развития: двигательная активность; эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода); психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).

Формы физического развития: подвижные игры; корригирующая гимнастика; физкультминутки; самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.

2.4. Основные направления работы педагога-психолога

с родителями(законными представителями) и педагогами ДОУ

  1. .Психологическое консультирование

Цель:оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели.

Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Направление включает следующие разделы:

«Консультирование по проблемам трудностей в НОД»;

«Консультирование по проблемам детско - родительских отношений»;

«Консультирование по проблемам адаптации/ дезаптации»;

«Консультирование по проблемам раннего развития детей»;

«Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе» и др.

  1. Психологическое просвещение

Цель:создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Направление включает в себя следующие разделы:

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

-Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы. -Закономерности развития детского коллектива.

-Особенности работы педагога с проблемными детьми. -Стили педагогического общения.

-Психологические основы взаимодействия с семьей. -Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров - практикумов, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

  1. Адаптация ребенка к ДОУ.
  2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
  3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
  4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка.
  5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
  6. Психологическая готовность к обучению.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы

Развивающая игровая среда

Ее значение:

- Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

- Систематизация знаний, развитие мыслительных процессов детей,

- Закрепление представлений детей об окружающем мире.

Оборудование:матрёшка, пирамидка, набор кубиков среднего размера, домик с геометрическими фигурами, развивающие игры(«Сложи узор», «Волшебный поясок», «Маленький дизайнер, палочки Кюизенера и др.)картинки разрезные, шнуровки разных видов, тематические наборы картинок с изображениями, куклы, мягкие игрушки. карандаши цветные, краски, стол для рисования, стулья и др.

Здоровьесберегающая среда

Ее значение:

  • Улучшение состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни.
  • Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности.
  • Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование:подушки для релаксации, мягкие мячи, сухой бассейн с цветными шариками.

3.2.Обеспеченность методическими материалами

  1. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998;
  2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие в ваших руках.- М.: Новая школа,2000.
  3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л.

М. СПб., 2005;

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: «Издательство ГНОМ иД»,2001.
  2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005
  3. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7лет:планирование, конспекты занятий, игры упражнения/подред.П.Н.Лосева-М.:ТЦ Сфера,2005
  4. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего и дошкольного возраста. -СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008.
  5. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике.-М.: ТЦ Сфера,2009.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.:Просвещение: ВЛАДОС,1995г.
  7. Малахова А.Н. «Небесное путешествие». Программа игротерапии для дошкольников. -СПб.: Речь; М.: Сфера,2008.
  8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического        развития.-М.:ЛИНКА -

ПРЕСС,1998.

  1. Микляева Н.В.Работа психолога в ДОУ.-М.:Айриспресс,2007.
  2. Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001;
  3. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов - на - Дону.,2011. 15.Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей»

3.3. Организация режима пребывания детей на занятиях

График индивидуальных занятий с детьми с ЗПР организовывается в пределах 1-2 занятия  в неделю продолжительностью согласно возрастным особенностям.

Приложение Комплекс игр и упражнений по развитию психических процессов Развитие внимания

  1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус.
  1. «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма.
  2. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение», заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма, аист, коза, страус.
  1. «Найди отличия».

Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д.)

  1. «Что неправильно?»

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.

Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее. У собаки сиреневый хвост.

Лене очень нравиться Сережа, поэтому она его бьет. Все дети любят конфеты. Завтра Новый год.

В саду сегодня выпал снег. Все дети любят свою маму. Снег сиреневый.

Мама не любит мороженное. Земля плоская. Весной не цветут цветы. Мультфильм попугай Кеша. В гостях у простоквашки. (простоквашино). Жили у бабуси два веселых кролика. Папа может все что угодно. Кошка размером с человека. Солнышко на земле, а море в небе.

  1. «Что задумал художник?»

Психолог раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями, кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес.

  1. «Что недорисовано?»

Психолог раздает каждому ребенку рисунок, на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Например: чайник без ручки, петух без хвоста, зонт без трости, лиса без лапы.

«Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел».-Психолог раздает каждому ребенку квадраты, разделенные на четыре каждый и просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям.

«Найди пару», «Найди такой же». (дидактическая игра с использованием стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных).

«Раскрась фрукт» (как только проявляется небрежность, работа прекращается). Детям дают картинки с черно-белыми изображениями овощей и фруктов и предлагают раскрасить только фрукт соответствующим цветом.

«Копирование образца»

Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4 элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют добавляя еще детали. Далее нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и предложит ь выложить повторно.

«Найди такой же предмет». На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы круг, на другом квадрат, треугольник и т.д. детям предлагается найти пару.

.«Рисую палочки». Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т.д.

«Расставь значки». Психолог раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить дав задание воспроизвести по памяти.

Развитие восприятия.

  1. «Назови фигуру». Взрослый предъявляет разные

геометрические фигуры и просит их назвать какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.

1.2«Геометрическое лото» - дидактическая игра собирание геометрических фигур из частей.

1.3«Нарисуй фигуру, которую я назову»,

1.4 «Закрась фигуры»

Ребенку показывают карточку с изображением на ней геометрические фигуры различных размеров. Затем, ему дают задание соединить похожие фигуры стрелками и закрасить самую большую и самую маленькую.

  1. «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), детям показывают куб, параллелограмм и цилиндр и просят предложить варианты геометрических фигур из которых состоят объемные фигуры.
  2. «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»

Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по такому же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будто много маленьких листочков.

(Отрывает кусочки и кладет их на подносики, берет глину.) Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на подносики. Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают действиям взрослого.

  1. «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур».
  1. «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».
  1. «Дорисуй фигуры»

Педагог раздает детям изображение не дорисованных геометрических фигур и просит сначала назвать их, а затем дорисовать эти фигуры.

  1. «Угадай, что хотел нарисовать художник?» Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Например: бабочка без крылышка, ножницы без ручки, дерево без листьев, цветок без лепестков и т.д.
  2. «Радужный хоровод». Педагог демонстрирует волшебную игру красок обучая детей смешивать цвета, просит нарисовать вместе с ним радугу. "Каждый (красный) охотник (оранжевый), желает (желтый) знать (зеленый) знать где (голубой) сидит (сидит) фазан (фиолетовый).
  3. «Уточним цвет предметов (вариативность)»

Педагог демонстрирует цветные предметы разной формы и величины и просит детей назвать предмет и форму, цвет и найти еще предметы такого же цвета в кабинете.

  1. «Цветное лото» дидактическая игра выкладывание узоров одного цвета, можно использовать мозаику.
  2. «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

Педагог просит детей найти пять предметов во круг себя одинакового цвета и изобразить один из них на листе бумаги карандашом такого же цвета.

  1. «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»
  2. «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»- упражнение на восприятие пространства и времени.
  3. «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос - 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».
  4. Беседа по картинкам (части суток)- дидактические картинки по времени день, ночь, утро - вечер.
  5. «Разложи картинки». Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток.
  6. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!».

Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяце сколько месяцев в году.

  1. «Угадай время года по описанию (вариативность)»

Педагог предъявляет картинки времена года просит рассказать что изображено, затем раздает точно такие же "поломанные картинки" и просит их собрать.

  1. Отгадывание загадок о временах года.

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц,

Подскажи!

Ответ: Август

* * *

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Ответ: Весна ежегодно приходят к нам в гости:

* * *

Ежегодно приходят к нам в гости

Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет.

Ответ: Времена года

* * *

Выросло дерево от земли до неба.

На этом дереве двенадцать сучков.

На каждом сучке по четыре гнезда. В каждом гнезде по семь яиц. А седьмое - красное.

Ответ: Год, месяцы, недели, дни

У меня есть дерево,

На нем двенадцать веток;

На каждой ветке тридцать листьев

Одна сторона у листа черная, Другая - белая.

Ответ: Год, месяцы, дни, ночи

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится, Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Ответ: Лето

***

Двенадцать братьев, Ни отца, ни матери.

Друг за другом ходят,

А в гости не заходят. (месяцы)

19.Заучивание стихотворений

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень,

Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло - всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

***

Зима приходит ненароком,

По всем статьям беря свое.

Она должна уж быть по срокам,

А вот, поди ж ты, - нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку, Взглянул в оконное стекло

И видишь «скатерть-самобранку»

- Везде, вокруг, белым-бело...

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,

И вот уже летит скворец

В свой домик на стволе березы...

Пришла Весна. Зиме конец!

А за Весной приходит Лето,

За Летом Осень в свой черед,

И вновь Зима.

И снова где-то Весна торопится в поход.

  1. Беседа о временах года

Вопросы: Какие времена года вы знаете? Когда на улице падает снег? на юг?

  1. «Назови время года». Дидактическая игра время года. Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Ответ: Лето
  2. «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

«Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой?» Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

«Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

«Посмотри и найди предметы круглой формы»,

Кто больше назовёт?»

Педагог предлагает назвать предметы с права и слева от себя, рассказать какой они формы и цвета сколько их.

28. «Назови все предметы, которые были «спрятаны»

Педагог выкладывает перед детьми группу предметов например овощей из пластика, дети называют эти овощи затем педагог просит закрыть детей газа, а сам в это время прячет часть предметов, по команде открывают глаза и говорят чего не стало.

Развитие мышления.

«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)» использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических фигур.

«Четвёртый лишний» - дидактическая игра с картинками

«Найди отличия»

Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя одинаковыми изображениями, с незначительными отличиями и затем разные изображения предметов. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д).

«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

«Как это можно использовать?» педагог представляет детям спортивный инвентарь, или предмет домашнего обихода (ведро, посуда, лопата, кегля, мяч)

«Говори наоборот» мама, брат-тарб, дерево-оверед, сова-авос, кот-ток, сокол-локос, колос-солок, дом-мод и т.д.

«Бывает - не бывает». Лягушка зеленого цвета. Попугай без крыльев .

Тетрадь без листов. Кружка без ручки. Снег летом. Желтые цветы в зимнем лесу и т.д. Загадывание загадок. Два соседа непоседы. День - на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза) ***

Всегда во рту, а не проглотишь (Язык).

Согнут калачом, Укусить нельзя.

И пройти нельзя (замок).

***

Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят. (Колеса)

***

Ни глаз, ни ушей, а ходить помогает. (палка-трость)

***

Что дороже денег? (здоровье)

***

Упадет по скачет, ударишь - не поплачет (мяч).

***

Пляшет крошка, всего одна ножка. (юла)

Развитие памяти

«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), Психолог раздает каждому ребенку по коробке палочек (спичек). И совместно с детьми выкладывает из спичек окно, буквы, дверь, дом. когда ребята освоят можно усложнить задание дав его на время кто быстрее. «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

.«Смотри и делай».

Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по памяти назвать, что видели.

Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать сколько раз.

Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.

Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должен его повторить.

Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить, сколько раз к нему прикасались.

«Пиктограмма» (запоминание слов) «Сейчас Вам будут предъявлены слова, которые необходимо воспроизвести через час. Для запоминания к каждому слову Вы должны сделать какой-нибудь несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное слово. Вы должны нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем. Качество рисунка значения не имеет.

Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картинка, человек, книга.

«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами

Чтение сказки "Мальчик ябеда"

В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребяти все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик,

с виду похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой. Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят.

Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел.

Обсуждение сказки: Что каждый из вас понял? Почему мальчика прозвали ябеда?

«10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет).

Запомните слова и придумайте рассказ: торт, день рождения, веселый праздник, шарики, подарок, гости, веселье, улыбка.

Развитие воображения и творческих способностей.

«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой-либо предмет) «Дорисуй».Психолог раздает детям недорисованные картинки посуды или фруктов. «Рисование по точкам». «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур).

«Что будет, если ...» Летом выпадет снег. Солнце не будет греть. Звезды перестанут светить. Мороженое положить в духовку. Смешать краски разных цветов...

31

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....

Адаптированная программа по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС на 2015-2016 учебный год

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияна 2015-2016 учебный год в группах компенсирующей направленности детей от 3 до 7 л...

адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата средняя группа

адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методологической основой адаптированной программы (далее по тексту – Программа) является развернутое комплексно – тематическое планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной прог...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...

Рабочая программа по реализации адаптированной программы дошкольного образования (задержка психического развития) группы комбинированной направленности для детей от 4 до 5 лет.

laquo;Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности для детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных воз...