Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.
материал по коррекционной педагогике

Лысенко Любовь Владимировна

 

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы, занимает важное место в системе коррекционно - развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому вопрос логопеда в школе актуален, но прежде чем говорить о логопедическом сопровождении детей с ЗПР в общеобразовательной школе, необходимо прояснить, какие речевые нарушения характерны для этой группы обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям

«Областной центр диагностики и консультирования»

Купинский филиал

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учетом адаптированной программы, занимает важное место в системе коррекционно - развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому вопрос логопеда в школе актуален, но прежде чем говорить о логопедическом сопровождении детей с ЗПР в общеобразовательной школе, необходимо прояснить, какие речевые нарушения характерны для этой группы обучающихся.

Для детей, имеющих ЗПР, при поступлении в школу типичны следующие проявления речевого недоразвития:

  • нарушения звукопроизношения, искажения слоговой структуры. Как следствие, наблюдается неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что в свою очередь приводит к значительным затруднениям и в обучении грамоте;
  • бедность словаря, как активного, так и пассивного;
  • выраженные аграмматизмы. Нарушаются нормы управления и  согласования, не соблюдаются грамматические  закономерности построения фразы;
  • недостаточная сформированность связной речи. Характерными ошибками являются: нарушение структуры высказывания (цельности, связности, логической последовательности), стереотипия в использовании языковых средств (отсутствии синонимичных замещений, однотипные фразовые конструкции, ограниченный запас лексико-грамматических средств), оформление высказывания по нормативам разговорной речи (неполные конструкции, вставные конструкции, несоблюдение порядка слов в предложении, использование эмоционально окрашенной лексики и др.).

Помимо нарушений устной речи, для детей с ЗПР характерны нарушения письменной речи, которая является одной из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка.

Основными диагностическими ошибками, свидетельствующими о нарушении письменной речи, являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих акустически и  артикуляционно сходные звуки, трудности обозначения оптически сходных графем, аграмматизмы на письме, отсутствие границ слова и предложения и т.д. Ошибки при дисграфии и дислексии являются многочисленными, повторяющимися, стойкими и специфическими. Помимо этого дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа чтения, трудностях понимания прочитанного. Но следует помнить то, что в первом полугодии первого класса диагностируются «Трудности в овладении чтением и письмом». Показатели:

  • нечёткое знание букв алфавита;
  • сложности при переводе звука в букву и наоборот;
  • сложности при переводе печатной графемы в письменную;
  • трудности звуко-буквенного анализа и письма под диктовку отдельных букв.

Во втором полугодии первого класса или первом полугодии второго класса выставляется «Нарушение формирования процессов чтения и письма». Показатели:

  • смешение письменных и печатных букв;
  • списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования;
  • написание слов без гласных;
  • слияние или расщепление слов.

Дисграфия диагностируется со второго полугодия второго класса – первого полугодия третьего класса. Показатели стойкие ошибки одного или нескольких видов.

Какова бы ни была этиология дисграфии и дислексии, без специального коррекционного воздействия эти нарушения не преодолеваются, а часто усугубляются по мере перехода ребенка из класса в класс, усложнения учебного (текстового) материала и увеличения его объема. Недостаточность техники письма и чтения, большое количество ошибок, трудности чтения, понимания и записи текстов приводят к тому, что полноценное освоение учебной программы для таких детей без специальной образовательно-коррекционной работы невозможно.

Проведя анализ речевых нарушений, мы можем сформулировать задачи коррекционно-логопедической работы с учащимися младших классов с диагнозом ЗПР, имеющими речевые нарушения:

1 Коррекция нарушений звукопроизношения (эти занятия посещают только те, у которых имеются дефекты звукопроизношения)

2. Коррекция нарушений лексико – грамматической стороны речи: нарушения лексики, грамматического строя речи, нарушения словоизменения и словообразования, нарушение связной речи.

3. Коррекция нарушения письма и чтения.

Содержание логопедической работы

Для решения поставленных задач с учащимися с ЗПР, имеющими речевые нарушения, систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия по следующим направлениям работы:

  • профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма;
  • развитие графо-моторных навыков, пространственных, временных представлений;
  • отработка артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза;
  • постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков и букв в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы; расширение и уточнение словарного запаса, работа морфемным анализом, словообразованием и словоизменением;
  • работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания; работа над связной устной и письменной речью;
  • автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов ориентирована, в первую очередь, на:

  • упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении; знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания; дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда;
  • обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда;
  • формирование действий изменения слов;
  • свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов;
  • формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря; обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями;
  • работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи;
  • развитие обобщающих понятий, классификация предметов; работа над формированием связной речи;
  • систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2—4 ориентирована на:

  • коррекцию на фонетическом уровне; предупреждение и исправление акустических дисграфий;
  • фонематический анализ слов; формирование фонематического восприятия; дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
  • коррекционную работу на лексическом уровне; выявление активного словарного запаса учащихся;
  • слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове; безударные гласные; состав слова (морфемный анализ и синтез слов); словосочетание и предложение;
  • согласование различных частей речи в числе, в роде; управление; закрепление падежных форм; связь слов в предложении и словосочетании; пропедевтику нарушения письменной речи;
  • работу над связной речью; предупреждение и коррекцию оптической дисграфии; дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Особенности работы с учащимися, имеющими речевые отклонения

Учитель-логопед и учитель начальных классов должны предъявлять

единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом

необходимы:

  • учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого

материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

  • учет возрастных особенностей детей;
  • предъявление программных требований к обучающимся с учетом

возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной

деятельности;

  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
  • придание обучению воспитывающего характера;
  • всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют

повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению

учебного материала данными детьми. Для своевременного предупреждения,

выявления нарушений письма периодически необходимо проводить анализ

письменных работ детей и обращать внимание на ошибки,

обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

Взаимодействие логопеда с педагогами

Чтобы работа учителя-логопеда была более эффективной, необходима

тесная связь логопеда с учителями начальных классов. Все вместе должны

стремится к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребѐнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. В целях пропаганды логопедических знаний необходимо проводить индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся. Периодически информировать учителей школы о специфике и содержании логопедической работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости (в течение учебного года). Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Дети с задержкой психического развития  нуждаются в коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления. Поэтому работу с этими детьми осуществлять нужно совместно с педагогом-психологом, который проводит индивидуально – групповые занятия с детьми.

Рекомендации учителю по использованию приёмов логопедической работы на уроках:

  • для упрочнения звукобуквенных связей включайте в урок упражнения на формирование стабильного графического образа букв: обводка букв, штриховка, закрашивание буквы, рисование на ладони и опознание буквы, выкладывание буквы из мелкой мозаики;
  • включайте в урок упражнения, направленные на развитие буквенного гнозиса:

1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления). (гнозис - способность распознавать символические знаки (буквы, цифры).

2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, б, в, г, д.

3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку:

17.gif

4. Определить букву в неправильном положении:

18.gif

5. Обвести контурные изображения букв.

6. Дописать букву. Например:

19.gif

7. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать):

20.gif

8. На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы:

21.gif

  • на уроках чтения для развития навыков и техники используйте тренажеры по чтению, дидактические игры, наглядность для активизации речевой деятельности. Выявляйте основной смысл прочитанного с помощью наглядности (рисунок к тексту). Обязательно проводите словарную работу, стремитесь пополнять словарный запас синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр;
  • в работе над формированием языкового анализа и синтеза используйте схемы, модели;

Развитие анализа структуры предложения

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.

  1. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  2. Составить графическую схему предложения. Например: Дождь стучит в окно.
  3. Определить место слова в предложении (какое оно по счету).
  4. Определить границы предложений в тексте (разделить текст на предложения). Например:

По двору бежал кот в зубах у кота была мышь.

Осень

Поздняя осень низко несутся по небу осенние тучи ветер гнет деревья и срывает с них листья дождь хлещет по желтой траве в стаю собираются перелетные птицы белка делает запас на зиму она рвет орехи, сушит грибы.

  1. Расставить предложения в нужном порядке.

Лед тронулся

Ах, какая радость!

Прощайте, льдинки, до будущего года!

Лед на реке тронулся.

Весело смотреть, как плывут, шумят большие льдины.

  1. уровень сложности
  1. Распространить предложение, постепенно наращивая количество слов. Например:

Оля читает.

Оля читает книгу.

Оля читает интересную книгу.

Оля читает интересную книгу бабушке.

Предложения для распространения:

Лида читает. Мама сшила. Птичка прилетела. Папа привез. Дети помогали

  • развивайте фонематическое восприятие и фонематический слух (учите узнавать заданный звук среди других фонем, дифференцировать звуки близкие по артикуляционным и акустическим свойствам);

I этап. Выделение (узнавание) звука на фоне слова

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

1. Повторить вслед за педагогом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.

2. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

3. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть названный звук.

4. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук.

5. Добавить слог с указанным звуком, чтобы получилось слово. Например:

го...(ра), ко...(ра), вед...(ро), ша... (ры), топо...(ры), забо...(ры), кома... (ры) и т. п.

Педагог предлагает детям назвать все слово и определить, в каком слоге есть указанный звук.

6. По сюжетной картинке назвать слова с определенным звуком.

7. Выделить из предложения слово, включающее названный данный звук, и показать соответствующую букву.

  • включайте в урок дидактические игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развивайте и совершенствуйте грамматический строй речи путём овладения словосочетаниями и предложениями различных синтаксических конструкций;
  • уточняйте, активизируйте, обогащайте словарь с опорой на лексические темы, путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, а так же за счёт овладения навыками словообразования; уточняйте значения обобщающих понятий;
  • развивайте связную речь, учите составлять рассказы с опорой на наглядность, при обучении пересказу используйте модели, схемы текстов.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

Таким образом, работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности. Оказывая, прежде всего помощь детям с ЗПР, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям и родителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Список литературы

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
  2. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников
  3. Поваляева М. А. Справочник логопеда.
  4. Шипицына Л. М. Психолого-медико-педагогическая консультация.
  5. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи.
  6. Ястребова А.В. Спирова Л.Ф. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи и др.

Учитель-логопед Лысенко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА " ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"...

Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"

Адаптированная образовательная программа "Инклюзивное образование для воспитанников в условиях общеобразовательного учреждения"...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ) С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В  статье  освещается  вопрос  необходимости  логопедического сопровождения детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития....

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»

Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....