ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ) С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по логопедии (младшая группа)

Козлова Нина Сергеевна

В  статье  освещается  вопрос  необходимости  логопедического сопровождения детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ) С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Речь - одна из важнейших психических функций человека. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Ранний возраст – лучший для профилактики и коррекции недостатков речи. Этому способствуют особенности ребенка: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния, ребенок неуверен в себе, закомплексован, не хочет заниматься и т. д.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи:

  • недоразвитие фонематического слуха;
  • задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов;
  • обеднение словаря ребенка;
  • нарушение грамматического строя речи.

Учет закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить профилактическую и коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста - это специальная работа с 2-4 летними детьми, включающая раннюю диагностику и комплексную коррекцию речевых нарушений, которая позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении, группы коррекционной направленности комплектуются с учетом заключений психолого-медико-педагогической комиссии, и возраста детей (от 4 лет). Следовательно, дети младшего возраста (2 - 4 года) остаются без логопедической помощи. Без соответствующего сопровождения и помощи на ранних этапах развития ребенка, дети, поступающие в логопедические группы к 4 годам, испытывают трудности в обучении и воспитании, а также коррекции речевого дефекта.

Основываясь на этом, специалисты ДОУ ставят для себя задачу психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Служба сопровождения начинает работу за месяц до начала учебного года (август). В данной работе принимают участие педагоги и специалисты ДОУ.

Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения детей:

  1. Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование,   психотренинг,   психокоррекция,   психотерапия,   разработка   и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
  2. Учитель-логопед:  диагностика речевого развития, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
  3. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций  психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
  4. Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников;
  5. Инструктор  по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, врача, проведение занятий  с учетом индивидуального подхода.
  6. Музыкальный   руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами  танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога;
  7. Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации  работы, анализ эффективности.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей осуществляется поэтапно. В качестве основных этапов можно выделить следующие:

  1. Диагностический этап.

Данный этап предполагает комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования (диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив, темпов обучения).

Специалистами ДОУ проводится многопрофильное комплексное обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи, которое затрагивает обследование речи, моторики, психического статуса, оптико-пространственного восприятия, интеллекта и логики, а также высших психических функций. Также изучаются медицинские показатели, влияющие на дальнейшее обучение и воспитание детей (медицинские заключения узких специалистов).

  1. Консультативно-организационный этап.

По итогам диагностического исследования разрабатывается программа сопровождения детей раннего возраста группы риска, а также организация работы службы сопровождения, которая включает в себя:

  • всестороннее обсуждение проблем ребенка и его семьи в ракурсах информации специалистов разного профиля;
  • составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями;
  • коллегиальное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией программы;
  • внесение коррективов в программу  при необходимости;
  • определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи;
  • консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей.
  1. Коррекционный этап.

Этап предполагает реализацию программы логопедического сопровождения детей раннего возраста на основании результатов диагностического исследования.

Основные направления деятельности:

  1. Совершенствование двигательных функций, что предполагает необходимость развития общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.
  2. Сенсорное воспитание детей, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
  3. Развитиепредметной деятельности как ведущей деятельности детей раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления.
  4. Формирование эмоционального и ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
  5. Целенаправленное развитие речи, ее функций.

Главной особенностью коррекционной работы с детьми раннего возраста, воспитанниками детского сада является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

  • построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • занятия интегрированного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
  • индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от нарушений;
  • построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работа и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
  • использование игровой мотивации на всех занятиях;
  • продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более 15-20 мин;
  • необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда, психолога и других специалистов ДОУ: на аналогичном материале в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.
  1. Контрольно-диагностический этап.

Основная цель этапа – выявить влияние логопедического сопровождения на динамику речевого развития детей раннего возраста. Диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения. Также контрольное диагностическое обследование поможет составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого ребенка.

Основные этапы контрольно-диагностического этапа:

  1. Выявление динамики психомоторного развития детей раннего возраста.
  2. Выявление динамики речевой деятельности детей.

Комплексное обследование детей проводят специалисты ДОУ, с использованием методик применяемых на I этапе. Результатом системного обследования ребенка является квалифицированное логопедическое заключение, выявление сильных и слабых звеньев в развитии психических функций, интеллектуальных особенностей, предпочтений ребенка, с опорой на которые будет строиться последующее обучение. Также специалистами ДОУ проводятся индивидуальные и подгрупповые консультации родителей и педагогов ДОУ.

Данная модель логопедического сопровождения детей раннего возраста, позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов службы сопровождения дошкольного учреждения.

Библиографический список

  1. Архипова, Е.Ф. «Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии» [Текст] / Е.Ф. Архипова // Спец. психология. –№ 1(3). – 2005. – С. 60
  2. Соколова, Н.Д., Калинникова, Л.В. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрест. по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова // – М., 2001.
  3. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства. Диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2–3 лет» [Текст] /Н.В. Макарычева// – М., 2005.
  4. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Стребелева //  – М.: Просвещение, 2007. Формула успеха / под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Московское Бюро ЮНЕСКО, 2005.
  5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 №28-51-513/6) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 5, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том,...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредствам общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных мо...

Взаимодействие с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Доклад на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения» (из опыта работы)...