Открытое занятие "Хохломская роспись"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Соглаева Елена Александровна

В этом материале есть конспект открытого занятия с физминуткой и практической работой "Хохломская роспись ложки", презентация "Хохломская роспись", план по распределению времени на урок 25 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Хохломская роспись»

        Цель: Ознакомление с  традиционным промыслом «Хохломская роспись».

        Задачи: коррекционные активизировать внимание, память, мышление; информационные – ознакомление с видами хохломской росписи; дидактические – изучение этапов простого вида росписи; практические – роспись ложки в стиле «Хохлома».

        Методы:  игровые технологии, ИКТ, градация практической работы по уровням сложности, визуальные помощники (карточки), здоровье сберегающие технологии, многократное повторение, вовлечение детей во взаимодействие в процессе занятия, одобрение, помощь.

        Материалы для занятия:  

  1. Аудио-запись куплета (про натюрморт) песни «Если видишь на картине».
  2. Три иллюстрации «Незнайка рисует натюрморт».
  3. Магнитная доска.
  4. Столик с предметами, расписанными в стиле «Хохлома».
  5. Телевизор и  ноутбук.
  6. Наборы карточек с разным уровнем сложности задания.

Материалы для практической работы:

  1. Деревянные  заготовки ложек, покрытые фоном.
  2. Краски гуашь: красная, жёлтая, белая, зелёная.
  3. Кисти № 3, ватные палочки, зубочистки, тычок №2, 3.
  4. Подложка.
  5. Салфетка.
  6. Баночка с водой.
  7. Лист бумаги для пробы краски.

Ход работы:

  1. Здравствуйте ребятки! Какие вы сегодня нарядные! Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением приступим к нашему занятию!
  2. Тема нашего занятия «Хохломская роспись».
  3. Сначала давайте сделаем игровую разминку: послушаем весёлую песню!  Все приготовили свои ушки? Слушаем! (включить аудиозапись)
  4. А теперь поиграем в игру:  «Что рисует Незнайка?» ( Обратить внимание детей на доску с прикреплёнными иллюстрациями «Незнайка рисует натюрморт».)

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_20220819_124820.jpg  C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG-20220302-WA0001.jpg

  1. Скоро 8 Марта и Незнайка своим подружкам, девочкам-малышкам, решил подарить картину – натюрморт. Вот посмотрите, он поставил вазу с фруктами.
  2. Что лежит в вазе? (Яблоко). Какого оно цвета? (Красного). (Показываю указкой). А это  что я показываю? (Банан).  Какого он цвета? (Жёлтый). Ещё тут лежит? (Виноград). Какого цвета? (Зелёный)
  3. Теперь догадайтесь ребятки: Что Незнайка начал рисовать (на первой иллюстрации)? (Яблоко). С какой краской он взял баночку? (С красной). Чем он рисует? (Кисточкой).
  4. А потом, посмотрите, что он начал рисовать? (Банан). А каким цветом, посмотрите на баночку? (Жёлтым).  Чем он рисует? (Кисточкой).
  5. Вот Незнайка, почти всё нарисовал, осталось немножко, устал уже. Что ему осталось нарисовать? (Виноград). Какую красочку он взял? (Зелёную). Посмотрите, какой хитрец! Чем он рисует? (Ватной палочкой). Он взял ватную палочку, чтобы быстрее нарисовать много ягод! Вот молодец! И вы молодцы! – Всё правильно отвечали!
  6. Вот мы с вами поиграли, а теперь давайте займёмся делом и узнаем  что такое «Хохломская роспись».
  7. (Просмотр презентации. На 5 слайде предложить детям постучать спаренными ложками – ударный народный инструмент. На последнем слайде оставить на экране последовательность росписи ложки).
  8. Теперь вы знаете, из чего состоит Хохломская роспись. Вот у нас тоже есть посуда, расписанная нашими ребятками хохломской росписью. Сейчас проверим: ничего они не забыли нарисовать?
  9. (Подхожу и предлагаю указку детям по очереди, и они показывают). В Хохломской росписи должны быть? -  Ягодки! Где они спрятались? А ещё должны быть? - Цветы. Покажи, где здесь есть цветы? А ещё что? – Листочки… большие...  А маленькие? А может и птичка или бабочка есть?

C:\Users\User\Downloads\IMG-20220302-WA0006.jpg    C:\Users\User\Downloads\IMG-20220302-WA0003.jpg    C:\Users\User\Downloads\IMG-20220302-WA0002.jpg

  1. Я вижу, вы всё хорошо запомнили. Молодцы!
  2. Сейчас мы будем сами расписывать ложки. Посмотрите. У каждого из вас на столе есть такие же карточки как на экране, и сейчас нужно выполнить задание:  положить на своём столе карточки по порядку выполнения росписи. У Вани задание будет посложнее, на одну карточку больше.
  3. Поднимите и покажите, какую карточку мы должны положить первой? А какую второй? Теперь третью покажите. Вот эта карточка у Вани другая и у него есть четвёртая .

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_20220819_125129.jpg   C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_20220819_125122.jpg

  1. Давайте посмотрим на первую карточку. Что она нам показывает? Что нужно рисовать на первом этапе? (Ягоды). Какую краску мы будем использовать? (Красную). А каким инструментом мы будем рисовать? (Ватной палочкой).
  2. Теперь посмотрим на вторую карточку. Что нужно рисовать? (блики, пятнышки, точки). Какой краской? (Жёлтой). Чем? (Палочкой).
  3. А теперь Ваня скажет, что он будет дальше делать. (Рисовать цветы). Потому, что он очень быстрый у нас, - он успеет.
  4. А на последнем этапе? Смотрим последнюю карточку. Что мы будем рисовать? (Листочки). Какой краской? (Зелёной). Чем будем рисовать? (Кисточкой).
  5. Вы будете расписывать ложку  с двух сторон, и если надо будет положить её «отдохнуть», кладите выпуклой стороной вверх. Приступайте к работе.  (Смотрю, как воспитанники выполняют работу. Оказываю помощь, по необходимости. Напоминаю, что нужно набирать краску снова, чтобы рисунок был сочным и красивым.)

C:\Users\User\Downloads\IMG-20220302-WA0013.jpg     C:\Users\User\Downloads\IMG-20220302-WA0017.jpg    C:\Users\User\Downloads\IMG-20220302-WA0016 (1).jpg

  1. (Дети, старательно работают, их напряжение требует перерыва перед последним этапом росписи - рисованием зелёной краской кистью листочков).
  2. Ребятки, давайте сделаем разминку – расслаблялку, чтобы наши ручки отдохнули. Все положили на стол ложку выпуклой стороной вверх. Повторяйте за мной:

- наши пальчики устали, по столу вдруг застучали (имитируем игру на пианино);

- завертелась голова (повороты головы вправо, влево);

- что за странные дела? (поджимание плеч вверх с поворотом головы вправо и с поворотом головы влево);

- руки просятся в полёт (потягивание всего туловища и рук вверх);

- пальцы вертят вертолёт (сверху опускаем руки с растопыренными пальцами, крутим кистями рук вокруг своей оси).

Давайте ещё раз повторим! (Повторяем расслаблялку).

  1. Теперь с новыми силами давайте приступим к последнему этапу. Что нам ещё осталось нарисовать? (Листочки). Самостоятельно посмотрите на последнюю карточку, откройте нужную краску и возьмите подходящий инструмент. Попробуйте на листе бумаги нарисовать листочки с острым кончиком, а затем рисуйте на ложке.
  2. (Когда кто-то уже закончил работу, я прошу немного подождать, пока все нарисуют, пока закрой красочки, помой кисточку).
  3. Давайте поднимем свои ложки и покажем друг – другу. Посмотрите, какие красивые! Вы молодцы! Очень красиво у вас получилось! Вам понравилось наше занятие «Хохломская роспись»? Наш урок закончился. До новых встреч! Можете вставать и идти в группу.



Предварительный просмотр:

План занятия

  1. Организационная часть – 1 мин.

Приветствие воспитанников, настрой на работу.

  1. Коррекционная работа – 2 мин.

Дидактическая игра «Что рисует незнайка?»

Игра на внимание, память, мышление.

  1. Постановка цели урока – 3 мин.

Просмотр презентации на тему «Роспись»

  1. Работа над темой – 3мин.

Разбор порядка выполнения работы (работа с карточками-визуальными помощниками).

  1. Практическая работа - 6мин.

Вводный инструктаж (объяснение назначения предметов).

Роспись ложки:

1 этап - рисование ягод ватной палочкой;

2 этап - рисование бликов;

  1. Физкультминутка (расслаблялка) – 1 мин.
  2. Практическая работа – 8 мин.

Проверка консистенции краски: рисование пробных листочков на бумаге.

3 этап – рисование листочков вокруг ягод.

  1. Итог занятия (оценка выполненной работы) – 1 мин.

Игра «Что рисует незнайка?»

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_20220303_075819.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хохломская Роспись При изготовлении деревянной посуды её украшают росписью. Давайте изучим особенности Хохломской росписи.

Слайд 2

Золотая Хохлома Посмотрите какой красивый растительный орнамент из цветов, листочков и сказочная птица. Эту роспись называют – Золотая Хохлома потому что жёлтый или золотистый цвет обязательно присутствует в рисунке,

Слайд 3

Фон для этой росписи Или является фоном для росписи. Для фона также используют красный и чёрный.

Слайд 4

Элементы хохломской росписи Растительный орнамент Хохломской росписи состоит из: ягод крупных и мелких, разных цветочков и листочков. Маленькие листочки рисуют одним мазком. По форме они делятся на: усики, капельки и травинки.

Слайд 5

Расписные деревянные ложки Это наиболее популярный сувенир и народный ударный инструмент, который удобно использовать даже во время танца. Чтобы расписать ложку в стиле Хохломы, нужно научиться рисовать хотя бы один вид листочков.

Слайд 6

Р о спись ложки. Ягодки Сначала можно сделать красные ягодки ватной палочкой на одной стороне ложки и потом повернуть ложку и сделать ягодки на другой стороне.

Слайд 7

Роспись ложки. Блики на ягодках. Затем нужно поставить палочкой на каждую ягодку блик, - маленькое жёлтое пятнышко. Сначала на одной стороне ложки, затем на другой.

Слайд 8

Роспись ложки. Травинки. Потом, зелёной краской, на свободных местах надо нарисовать маленькие листочки – «травинки», на одной стороне и на другой стороне ложки.

Слайд 9

Инструкция росписи ложки 1 этап - ягодки; 2 этап - блики; 3 этап – листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Роспись мордовской рубахи-панар»

Программные задачи.Продолжать знакомить детей с мордовской росписью - ее калоритом, составляющими элементами.Закреплять, располагать узор на изделии.Совершенствовать навыки работы с кистью.Развивать ч...

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе "Роспись Дымковской Игрушки"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить детей составлять узор на геометрической форме, из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)Закреплять уменияконцом кисти наносить т...

Открытая НОД На тему:Роспись дымковской игрушки"

Продолжать знакомить детей с народным прикладным искусством.Формировать эстетическое отношение к народному  декоративно -  прикладному искусству. Учить расписывать глиняные игрушки дымковски...

Конспект открытого занятия по рисованию. Тема: "Роспись праздничного, пасхального яйца"

Знакомство детей с истоками современного декоративного искусства и бытового дизайна....