конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
план-конспект занятия (аппликация, лепка, старшая группа) по теме

 

  (старшая группа)

 

"город мастеров"

Программное содержание:

 

1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.

2.      Закрепить в памяти детей названия предметов быта казахского народа, элементов орнамента; пословиц и поговорок о труде на русском и казахском языках.

3.     Развивать художественно- творческие  и интеллектуальные способности.

4.     Воспитывать в детях любовь  к родному краю, трудолюбие, доброту, гостеприимство; помочь им проникнуться чувством гордости и уважения к труду казахских мастеров, создающих замечательные, самобытные изделия.

 

Словарная работа:

 

Шебер: Халық шеберi. Жастық. Аяқ қап. Торсық. Тегене, тостаған,ожау. Кызғалдақ, кошқар муйiз, найза, кошқар табан.

 

Предварительная работа:

Рассматривание картин А. Кастеева; разучивание движений в стиле казахских народных танцев для физминутки.

 

Оборудование:

 Магнитофонная запись А. Енсепова, кюй «Адай». Выставка предметов быта: сырмак, жастык, аяк кап, торсык, набор посуды для кумыса (тегене, тостаган, ожау). Иллюстрации на подставках: тускииз, алаша, текемет, убранство юрты. Материал для ковра черного цвета (имитирующий кошму), флизелин на клеевой основе для вырезания орнамента красного и белого цветов. Шаблоны орнамента. Набор для кумыса из папье- маше для расписывания. Образцы. Краски, гуашь, кисточки, карандаши, ножницы, коробочки для обрезков. Утюг.

 

Ход занятий:

Группа оформлена.

 Дети входят, здороваются с гостями: «Салеметсызбе!»

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады, что вы пришли к нам. Но вы, наверное, не догадываетесь, где вы оказались. Ребята, куда мы сегодня приглашаем наших гостей? 

Дети:В Город мастеров.

Гость:А где же находится ваш город?

Дети:У нас в детском саду. А детский сад находится в пос. Жартас, в Казахстане.

Неожиданно появляется Алдар Косе.

Алдар Косе: Салеметсиздер ме, балалар! Как же долог был мой путь. Наконец-то мне встретился ваш прекрасный город. Мир вашему городу. Балалар, а вы меня узнали? Что это за город сказочно красивый?

Дети:Это Город мастеров.

Воспитатель:Дети, расскажите Алдару Косе, кто такие мастера, кого так называют?

Дети:Это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают свое дело.

Воспитатель:Ребята, а как казахи называют человека, который умеет делать красивые и нужные вещи?

Дети:Шебер. Халык шеберi.

Алдар Косе:Ребята, а вы можете мне рассказать, какие красивые и нужные вещи делают у  вас в Казахстане?

                         Дети показываю изделия народных мастеров, рассказывают о них – из чего они сделаны, чем украшены, для чего служат.

1 реб. Жастык (подушки)

2 реб. Аяк кап (сумка для посуды)

3 реб. Торсык (сосуд для кумыса)

4 реб. Набор посуды для кумыса (тегене, тоскаган, ожау).

Алдар косе: Молодцы, балалар! Какие вы все хорошие рассказчики. А теперь я расскажу вам о казахском национальном ковре сырмаке.

     (рассказ Алдара Косе о сырмаке.)

Алдар Косе: Балалар, а какие ещё виды национальных ковров вы знаете?

Дети называют известные им виды национальных ковров: текемет, алаша, тускииз.

Алдар Косе хвалит детей и демонстрирует иллюстрации с изображением изделий, изготовленных ювелирами- зергерами, поясняет, что на них изображено.

Воспитатель: Ребята, картины какого мастера живописи мы недавно рассматривали? Правильно, . А . Кастеева. А какие предметы быта? Изготовленные халык шеберi- народными мастерами.

          Ребята а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи – это искусство? Все вещи, которые мы видели - это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь.

     Ребенок читает стихотворение Ж. Жабаева « Песня об искусстве» (отрывок)

Искусство свободно, как взлет соколиный,

Искусство прекрасно, как труд лебединый,

И грациозно, как поступь оленя,

Оно упоительней всех наслаждений!

 

     

Воспитатель: Ребята, красивую посуду, ковры, различные украшения мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей. Эти красивые ковры с чудесным орнаментом украсят стены юрт, наши городские квартиры. И оттого, что они такие красивые, сделаны руками казахских мастеров и мастериц, станет уютно, красиво и тепло в наших домах и в наших сердцах.  

Ребята, а как люди называют руки мастера?

Дети: Золотые, умелые, добрые, заботливые.

Алдар Косе: Друзья мои, а знаете ли вы пословицы, которые говорят нам о трудолюбии и мастерстве?

 

Дети говорят пословицы на казахском и русском языках.

1 ою ойганнын ойы ушкыр.

У того, кто мастерит узоры, ум острый.

2. Шебердин саусагы алтын…

Руки мастера золотые.

3. Не будут скуки, если заняты руки.

4. К большому терпению приходит умение.

5. талаппен бастап, талгаммен аякта.

Начиная с желания, заканчивай со вкусом.

5.     У певца в устах золото, у мастера в руках золото.

6.     Сперва потрудись, потом похвались, радуйся и веселись.

7.     Труд прославляет, лень с пути сбивает.

Алдар Косе:Молодцы, балалар. А не пора ли нам немного отдохнуть, повеселиться?

Воспитатель:Ребята я думаю, Алдару Косе понравилось в нашем Городе мастеров. Но знали бы вы, как хорошо сейчас в степи. Наша казахстанская природа не поскупилась на яркие краски. С вдохновением мастера, использовала она их.

 

Физминутка.

 

Дети  выполняют движения под казахскую мелодию, изображая то, что говорит воспитатель:

1 « вышли девушки в степь, полюбоваться ярким солнышком, красивыми цветами. А степь будто устлана прекрасным ковром- красными маками».

2 « Вдруг видят они,- джигиты молодые скачут на конях. Быстро скачут они, в руках  у них камча».

3 « Подъехали джигиты к девушкам, сошли с коней, поздоровались. Красивые, сильные джигиты, понравились они девушкам».

4 « Пригасили джигиты девушек покатать их на конях своих быстрых. Весело скачут они по родной степи, даже ветер степной не может их догнать».

 

Воспитатель: Дорогой Алдар Косе, наши ребята отдыхают красиво, но и работать они умеют хорошо. Они у нас, как настоящие народные мастера тоже умеют делать красивые вещи. Правда, они ещё только учатся, но кое- что уже могут тебе показать.

Алдар Косе:Вот хорошо, я с удовольствием посмотрю, что вы умеете, и если надо, помогу вам.

Дети выполняют коллективную работу по подгруппам.

1 подгруппа. Аппликация на ткани «Узорный сырмак».

Дети вырезают, используя шаблоны, казахский национальный орнамент, составляют из него композиции на ткани. Воспитатель укрепляет орнамент.

 

Этапы работы:

1 Рассматривание образца, обсуждение (какие элементы орнамента будут использованы, как они называются на казахском и русском языках).

- кызгалдак (тюльпан)

- кошкармуйыз (рога барана)

- найза (пика)

2. Вырезание узоров.

3. составление композиции на ткани.

4. Укрепление узоров на ткани(воспитатель проглаживает нагретым утюгом через бумагу).

 

2 подгруппа.Расписывание набора для кумыса (тегене и тостаган). Дети расписывают готовые формы из папье – маше двумя цветами красок, предварительно обсудив , что будут расписывать- название, назначение:  какие элементы будут использованы (на казахском русском языках).

 

-кус канат (крылья птицы)

- гул басы (бутон цветка)

 

После завершения работ, воспитатель вместе с Алдаром Косе помещают поделки на стоики, анализируют работы. Отмечают наиболее удачно вырезанные и нарисованные узоры, а также аккуратность в работе. 

 

Воспитатель:  Ребята, мы с вами славно поработали. Теперь и о вас люди могут сказать, что у вас тоже золотые, умелые  и добрые руки. И что вы тоже скоро станете народными мастерами.

А теперь, давайте угостим Алдара Косе и наших дорогих гостей баурсаками и конфетами.

Девочки, одетые в казахские национальные костюмы вносят угощения. Звучит мелодия.   

  

     

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Учебно-методический материал по конструированию и ручному труду. Объемная композиция "Наша Земля" из папье-маше. Авторская разработка Аликперовой Н.А.

Детям дошкольного возраста и младшего школьного возраста занятие папье-маше принесет не только массу положительных эмоций, но и пользу. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук.Так же занимаяс...

«Сказочные весенние цветы». Совместное творчество по аппликации из ткани в нетрадиционной технике детей 3–4 лет

Снова нет ручьям покоя —День и ночь журчат в кустах.Ходит солнце золотоеВ чистых-чистых небесах.Льет лучи на лес и лугИ на все цветы вокруг:Розовые, синие, голубые, красные,Как один &mda...

Ручной труд в подготовительной группе «Тарелка из папье-маше»

Цель: изготовление объемных фигурок по технике – папье-маше.Задачи:-научить учащихся применять на практике одну из техник работы с бумагой - папье –маше;-воспитывать аккуратность и чувство...

Учебно-методическая разработка на тему: Аппликация из ткани как часть обучения детей ручному творчеству

Основная цель занятий по ручному труду в детском саду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные по...

Презентация занятия по ознакомлению детей с жизнью, бытом коми народа

Цель: Формирование представлений о жизни и быте народа комиЗадачи:- Продолжать знакомить детей с бытом, утварью коми семьи; с творчеством народа коми; - Дать детям сведения о ...