Главные вкладки

    конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
    план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

     

      (старшая группа)

     

    "город мастеров"

    Программное содержание:

     

    1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.

    2.      Закрепить в памяти детей названия предметов быта казахского народа, элементов орнамента; пословиц и поговорок о труде на русском и казахском языках.

    3.     Развивать художественно- творческие  и интеллектуальные способности.

    4.     Воспитывать в детях любовь  к родному краю, трудолюбие, доброту, гостеприимство; помочь им проникнуться чувством гордости и уважения к труду казахских мастеров, создающих замечательные, самобытные изделия.

     

    Словарная работа:

     

    Шебер: Халық шеберi. Жастық. Аяқ қап. Торсық. Тегене, тостаған,ожау. Кызғалдақ, кошқар муйiз, найза, кошқар табан.

     

    Предварительная работа:

    Рассматривание картин А. Кастеева; разучивание движений в стиле казахских народных танцев для физминутки.

     

    Оборудование:

     Магнитофонная запись А. Енсепова, кюй «Адай». Выставка предметов быта: сырмак, жастык, аяк кап, торсык, набор посуды для кумыса (тегене, тостаган, ожау). Иллюстрации на подставках: тускииз, алаша, текемет, убранство юрты. Материал для ковра черного цвета (имитирующий кошму), флизелин на клеевой основе для вырезания орнамента красного и белого цветов. Шаблоны орнамента. Набор для кумыса из папье- маше для расписывания. Образцы. Краски, гуашь, кисточки, карандаши, ножницы, коробочки для обрезков. Утюг.

     

    Ход занятий:

    Группа оформлена.

     Дети входят, здороваются с гостями: «Салеметсызбе!»

    Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады, что вы пришли к нам. Но вы, наверное, не догадываетесь, где вы оказались. Ребята, куда мы сегодня приглашаем наших гостей? 

    Дети:В Город мастеров.

    Гость:А где же находится ваш город?

    Дети:У нас в детском саду. А детский сад находится в пос. Жартас, в Казахстане.

    Неожиданно появляется Алдар Косе.

    Алдар Косе: Салеметсиздер ме, балалар! Как же долог был мой путь. Наконец-то мне встретился ваш прекрасный город. Мир вашему городу. Балалар, а вы меня узнали? Что это за город сказочно красивый?

    Дети:Это Город мастеров.

    Воспитатель:Дети, расскажите Алдару Косе, кто такие мастера, кого так называют?

    Дети:Это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают свое дело.

    Воспитатель:Ребята, а как казахи называют человека, который умеет делать красивые и нужные вещи?

    Дети:Шебер. Халык шеберi.

    Алдар Косе:Ребята, а вы можете мне рассказать, какие красивые и нужные вещи делают у  вас в Казахстане?

                             Дети показываю изделия народных мастеров, рассказывают о них – из чего они сделаны, чем украшены, для чего служат.

    1 реб. Жастык (подушки)

    2 реб. Аяк кап (сумка для посуды)

    3 реб. Торсык (сосуд для кумыса)

    4 реб. Набор посуды для кумыса (тегене, тоскаган, ожау).

    Алдар косе: Молодцы, балалар! Какие вы все хорошие рассказчики. А теперь я расскажу вам о казахском национальном ковре сырмаке.

         (рассказ Алдара Косе о сырмаке.)

    Алдар Косе: Балалар, а какие ещё виды национальных ковров вы знаете?

    Дети называют известные им виды национальных ковров: текемет, алаша, тускииз.

    Алдар Косе хвалит детей и демонстрирует иллюстрации с изображением изделий, изготовленных ювелирами- зергерами, поясняет, что на них изображено.

    Воспитатель: Ребята, картины какого мастера живописи мы недавно рассматривали? Правильно, . А . Кастеева. А какие предметы быта? Изготовленные халык шеберi- народными мастерами.

              Ребята а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи – это искусство? Все вещи, которые мы видели - это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь.

         Ребенок читает стихотворение Ж. Жабаева « Песня об искусстве» (отрывок)

    Искусство свободно, как взлет соколиный,

    Искусство прекрасно, как труд лебединый,

    И грациозно, как поступь оленя,

    Оно упоительней всех наслаждений!

     

         

    Воспитатель: Ребята, красивую посуду, ковры, различные украшения мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей. Эти красивые ковры с чудесным орнаментом украсят стены юрт, наши городские квартиры. И оттого, что они такие красивые, сделаны руками казахских мастеров и мастериц, станет уютно, красиво и тепло в наших домах и в наших сердцах.  

    Ребята, а как люди называют руки мастера?

    Дети: Золотые, умелые, добрые, заботливые.

    Алдар Косе: Друзья мои, а знаете ли вы пословицы, которые говорят нам о трудолюбии и мастерстве?

     

    Дети говорят пословицы на казахском и русском языках.

    1 ою ойганнын ойы ушкыр.

    У того, кто мастерит узоры, ум острый.

    2. Шебердин саусагы алтын…

    Руки мастера золотые.

    3. Не будут скуки, если заняты руки.

    4. К большому терпению приходит умение.

    5. талаппен бастап, талгаммен аякта.

    Начиная с желания, заканчивай со вкусом.

    5.     У певца в устах золото, у мастера в руках золото.

    6.     Сперва потрудись, потом похвались, радуйся и веселись.

    7.     Труд прославляет, лень с пути сбивает.

    Алдар Косе:Молодцы, балалар. А не пора ли нам немного отдохнуть, повеселиться?

    Воспитатель:Ребята я думаю, Алдару Косе понравилось в нашем Городе мастеров. Но знали бы вы, как хорошо сейчас в степи. Наша казахстанская природа не поскупилась на яркие краски. С вдохновением мастера, использовала она их.

     

    Физминутка.

     

    Дети  выполняют движения под казахскую мелодию, изображая то, что говорит воспитатель:

    1 « вышли девушки в степь, полюбоваться ярким солнышком, красивыми цветами. А степь будто устлана прекрасным ковром- красными маками».

    2 « Вдруг видят они,- джигиты молодые скачут на конях. Быстро скачут они, в руках  у них камча».

    3 « Подъехали джигиты к девушкам, сошли с коней, поздоровались. Красивые, сильные джигиты, понравились они девушкам».

    4 « Пригасили джигиты девушек покатать их на конях своих быстрых. Весело скачут они по родной степи, даже ветер степной не может их догнать».

     

    Воспитатель: Дорогой Алдар Косе, наши ребята отдыхают красиво, но и работать они умеют хорошо. Они у нас, как настоящие народные мастера тоже умеют делать красивые вещи. Правда, они ещё только учатся, но кое- что уже могут тебе показать.

    Алдар Косе:Вот хорошо, я с удовольствием посмотрю, что вы умеете, и если надо, помогу вам.

    Дети выполняют коллективную работу по подгруппам.

    1 подгруппа. Аппликация на ткани «Узорный сырмак».

    Дети вырезают, используя шаблоны, казахский национальный орнамент, составляют из него композиции на ткани. Воспитатель укрепляет орнамент.

     

    Этапы работы:

    1 Рассматривание образца, обсуждение (какие элементы орнамента будут использованы, как они называются на казахском и русском языках).

    - кызгалдак (тюльпан)

    - кошкармуйыз (рога барана)

    - найза (пика)

    2. Вырезание узоров.

    3. составление композиции на ткани.

    4. Укрепление узоров на ткани(воспитатель проглаживает нагретым утюгом через бумагу).

     

    2 подгруппа.Расписывание набора для кумыса (тегене и тостаган). Дети расписывают готовые формы из папье – маше двумя цветами красок, предварительно обсудив , что будут расписывать- название, назначение:  какие элементы будут использованы (на казахском русском языках).

     

    -кус канат (крылья птицы)

    - гул басы (бутон цветка)

     

    После завершения работ, воспитатель вместе с Алдаром Косе помещают поделки на стоики, анализируют работы. Отмечают наиболее удачно вырезанные и нарисованные узоры, а также аккуратность в работе. 

     

    Воспитатель:  Ребята, мы с вами славно поработали. Теперь и о вас люди могут сказать, что у вас тоже золотые, умелые  и добрые руки. И что вы тоже скоро станете народными мастерами.

    А теперь, давайте угостим Алдара Косе и наших дорогих гостей баурсаками и конфетами.

    Девочки, одетые в казахские национальные костюмы вносят угощения. Звучит мелодия.   

      

         

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

    (старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

    конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

    (старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

    Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

    Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

    Картотека пословиц и поговорок о труде

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение...

    Картотека пословиц и поговорок о труде

    Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают - леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей! В воспитательной работе с детьми ...

    Подборка пословиц и поговорок о труде.

    Подборка пословиц и поговорок о труде.Все мы, взрослые,  желаем  нашим детям не только здоровья и счастья, но и любовь к трудолюбию. Приучать детей к труду лучше объясняя на примере пословиц...